Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 21:15, реферат
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"
2. Психологическая структура личности.
3. Современные теории личности.
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"
Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р.С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность" с понятием "личность"
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек. В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. |
2. Психологическая структура личности.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Психологическая структура личности Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
3. Современные теории личности.
В настоящее время существует много разнообразных
теорий личности, но некоторые из них привлекают
к себе наибольшее внимание и являются
наиболее разработанными. Это — теория
черт личности, психоаналитическая теория
личности, теория социальных ролей и гуманистическая
теория личности.
Почти все современные теории личности
в своей основе были разработаны в первой
половине XX в., и к его середине уже насчитывалось
около 20 различных частных психологических
теорий личности, В связи с тем, что в этих
теориях нашли отражение всевозможные
взгляды на психологию личности, представляющие
все 4 указанных выше направления изучения
личности, примерно с этого времени попытки
создания новых психологических теорий
фактически прекратились. Вместо этого
ученые приступили к углубленному изучению
отдельных особенностей личности человека,
их возникновения, законов формирования
и изменения.
Оказалось, что в разных теориях личности,
в частности тех, которые названы выше
в качестве наиболее разработанных, ее
структура представляется и описывается
по-разному. Познакомимся с тем, как это
делается в рамках указанных теорий личности.
Создание теории черт личности связывают
с именами американского психолога Г.
Олл-портаи английского психолога Р. Кеттела.
В теории черт личности основным понятием,
с помощью которого описывается личность,
является понятие черты личности. Под
чертой личности понимается устойчивое
свойство, которое приобретается человеком
в процессе жизни на основе его опыта,
наследственности и физиологических особенностей
его организма. К чертам личности относятся,
например, черты характера человека.
Предполагается, что черты личности начинают
складываться у человека довольно рано,
еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты
личности человека (черты его характера)
уже оказываются сформировавшимися. Далее
система черт личности человека может
развиваться, изменяться, и этот процесс
обычно продолжается в течение всей жизни
человека. Однако главные черты личности,
сформированные в детстве, остаются в
основном неизменными в течение жизни
человека.
Теория черт личности оказала заметное
влияние на современные исследования
личности и на методы изучения личности.
Большинство психологических тестов,
с помощью которых в настоящее время изучается
и оценивается человек как личность, выявляют
именно черты личности.
Психоаналитическая теория личности была
создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее
развитие в трудах его многочисленных
учеников и последователей, наиболее известными
из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э.
Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
Основные идеи этой теории сводятся к
следующему. Личность является внутренним,
психологическим образованием человека,
состоящим из трех частей. Главную, основную
часть личности представляет бессознательное
(в психоаналитической теории его называют
термином Ид). Сюда входят биологические
инстинкты и органические потребности
человека, общие у него с животными и бессознательно
побуждающие его действовать определенным
образом.
Влияние этих инстинктов и потребностей
на свое поведение человек контролировать
не может. Напротив, они помимо сознания
и воли человека управляют его поведением,
зачастую заставляя действовать вопреки
воле и сознанию.
Между З.Фрейдом и его учениками имелись
определенные расхождения в понимании
сущности бессознательного. Создавая
основы своей теории в то время, когда
сильное влияние на все науки оказывала
теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил
в основу бессознательного в психологии
личности человека только два унаследованных
человеком от животных биологических
инстинкта: сексуальную потребность и
агрессивность.
Указанные выше последователи Фрейда
(их стали называть неофрейдистами) пытались
оспорить такое слишком узкое и почти
исключительно биологическое понимание
бессознательного в личности, дополнив
его некоторыми социальными потребностями.
А.Адлер, например, одной из важнейших
бессознательных потребностей человека
считал стремление к власти, К.Хорни включала
в структуру бессознательного разнообразные
комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному
также относится стремление человека
к свободе или, напротив, к ее ограничению.
, Вторую часть структуры личности составляет
так называемое Эго. К нему относится все,
что человек знает о себе как о личности,
то есть его личностное самосознание.
Эта часть личности осознается человеком,
хотя и не всегда правильно. К Эго могут
относиться как положительные, так и отрицательные
качества, признаваемые человеком реально
существующими у него.
Третью часть личности в психоаналитической
теории представляет так называемое Суперэго.
В него входят ценности человека, его жизненные
цели, идеалы — словом, то, чем человек
хотел бы стать, какой личностью он хотел
бы видеть себя.
Все три составляющие личности: Ид, Эго
и Суперэго, обычно не находятся в состоянии
гармонии, не соответствуют друг другу
полностью. Между ними нередко возникают
неизбежные трудно разрешимые конфликты,
которые человек стремится разрешить
в процессе своего личностного роста и
развития. В какой-то степени это ему удается
сделать за счет выработки и использования
так называемых защитных механизмов, но
далеко не всегда и далеко не полностью.
Трудно разрешимые конфликты между этими
частями личности нередко порождают неврозы,
отклонения в психике и поведении человека.
4. Направленность личности, её формы.
В трудах различных авторов направленность
личности обозначается по разному: как
динамическая тенденция (Рубинштейн),
смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее
отношение (Мясищев), основная жизненная
направленность (Ананьев).
Чаще всего в научной литературе под направленностью
понимают совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности
и относительно независимых от наличной
ситуации.
Направленность выступает как системообразующее
свойство личности, определяющее её психологический
склад. В направленности выражаются цели
личности, её мотивы, её субъективны отношения
к различным сторонам действительности.
В широком плане направленность - это отношение
того, что личность получает и берет от
общества (материальные и духовные ценности),
к тому, что она ему дает и вносит в его
развитие.
Направленность личности формируется
в процессе её развития в системе общественных
отношений. От направленности личности
зависит, как личность участвует в социальных
процессах (содействует их развитию, противодействует,
тормозит или уклоняется).
Направленность личности частично характеризуется
потребностно-мотивационной сферой личности,
которая является исходным звеном направленности.
На основе направленности личности формируются
её жизненные цели, которые выступают
в роли общего генератора всех частных
целей личности, связанных с отдельными
деятельностями.
Направленность личности - это уже сложившаяся
система её важнейших целевых программ,
определяющее смысловое единство её инициативного
поведения, противостоящего случайностям
бытия.
Следует отметить, что направленности
личности всегда социально обусловлена
и формируется в процессе воспитания.
Направленность - это установки, ставшие
свойством личности и проявляющиеся в
таких различных формах, как влечение,
желание, стремление, интерес, склонность,
идеалы, мировоззрение, убеждение.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных
форм направленности в порядке иерархии.
Влечение - это наиболее примитивная, по
своей сути биологическая форма направленности.
С психологической точки зрения - это психическое
состояние, выражающее недифференцированную,
неосознанную или недостаточно осознанную
потребность.
Желание - это осознанная потребность
и влечение к чему-либо определенному.
Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую
силу. Оно обостряет сознание будущей
цели и построение плана.
Следущая форма направленности - стремление.
Стремление возникает тогда, когда в структуру
желания включен волевой компонент. Поэтому
стремление часто рассматривается в качестве
вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность
личности её интересы. Интересы - это специфическая
форма проявления познавательной потребности,
обеспечивающая направленность личности
на осознание целей деятельности и тем
самым способствующая ориентировке личности
в окружающей действительности. Субъективно
интерес обнаруживается в эмоциональном
тоне, сопровождающем процесс познания
или внимание к определенному объекту.
Одной из наиболее существенных характеристик
интереса является то, что при его удовлетворении
он не угасает, а, наоборот, вызывает новые
интересы, соответствующие более высокому
уровню познавательной деятельности.
Интерес в динамике своего развития может
превратиться в склонность. Это происходит
тогда, когда в интерес включается волевой
компонент. Склонность характеризует
направленность индивида на определенную
деятельность. Основой склонности является
глубокая устойчивая потребность индивида
в той или иной деятельности, т.е. интерес
к определенному виду деятельности. Принято
считать, что возникшая склонность может
рассматриваться в качестве предпосылки
к развитию определенных способностей.
Следующая форма проявления направленности
личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая
в образе или представлении предметная
цель склонности индивида, т.е. то к чему
он стремится, на что ориентируется. Идеалы
человека могут выступать в качестве одной
из наиболее значимых характеристик мировоззрения
человека, т.е. системы взглядов на объективный
мир, на место в нем человека, на отношение
человека к окружающей действительности
и к самому себе.
Убеждения - высшая форма направленности
- это система мотивов личности, побуждающих
его поступать в соответствии со взглядами,
принципами, мировоззрением. В основе
убеждений лежат осознанные потребности,
которые побуждают личность действовать,
формируют её мотивацию к деятельности.
Направленность является ведущим, системообразующим
компонентом психологического склада
личности, потому как всё другие, так или
иначе, работают на неё. В своей доличностной
форме направленность в виде совокупности
врожденных биологических потребностей
начинает определять внешнюю и внутреннюю
активность ребенка ещё тогда, когда у
него нет даже намека на общее понимание
мира, но и взрослого человека потребности
в гораздо большей степени определяют
его постижение действительности, чем
это постижение - его потребности.
Направленность личности наряду с характером
представляют регуляторы поведения человека
с готовым информационным содержанием.
Личность же нуждается в постоянном притоки
новой информации, в её анализе, перекодировки
и использовании в качестве управляющих
организмом сигналов. Одним из сложных
элементов структуры личности, который
служит этой цели, являются способности.
6. Самосознание личности. Образ «Я»
В жизнедеятельности человека огромное
место занимает и решающую роль играет
его самосознание, ведущая сторона его
сознания.
Самопознание - первое условие мудрости,
- писал К. Маркс, продолжая традиции со
времен Сократа. Его девиз «познай самого
себя» - актуален и поныне.
В обыденном сознании субъект отождествляется
с человеческим индивидом и тем самым
навязывается ограниченный, метафизический,
«натуралистический», «атомизироваиный»
взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый
смысл» оперирует этим понятием в пределах
повседневной деятельности человека,
удовлетворяя потребность в налаживании
простых отношений людей в рамках определенной
узкой общности: семья, первичный, основной
коллектив, региональная общность, профессиональная
группа и т.д. Диалектический разум обязан
«доходить» до всеобщих «предельных»
понятий, категорий философии, обобщая
общеисторическую практику человека,
развитие сознания, достижения наук. Субъект
и есть важнейшая категория философии,
обозначающая общественного, совокупного
(социального) человека в его отношении
к объекту деятельности. Именно социальность,
т.е. совокупность всех общественных отношений
людей как материальных, так и духовных,
является определяющим основанием признания
субъекта как субъекта.
Человек вне общественных отношений, социальности,
«или ангел, или зверь». А.И.Герцен писал:
«Отнимите у человека социальное и вы
получите свирепого орангутанга». Субъект
это обобществленный Человек, целостное
человечество, сообщество индивидов, человеческий
род на Земле, обживающий земную и теперь
уже космическую природу. Он - геокосмическое
образование, явление. Самосознание и
начинается с того, что человек в сознании
отделяет себя от природы, выделяет самого
себя практически, в чувствах, мыслях из
природы, противопоставляет себя, приспособляясь
к природе, формирует внутренний духовный
мир. Но это духовное формирование только
и возможно, если человек имеет рядом с
собой другого человека, других людей,
с которыми налажены многообразные отношения.
Эти субъективно-субъектные отношения
и лежат в основе отношения к природе,
Совокупность «субъект - человечество»
является носителем родового общечеловеческого
сознания и самосознания. Родовое самосознание
- не выдумка философов, а реальное понятие,
обозначающее качественно своеобразное
состояние субъектно-субъектных отношений.
Все индивиды, объединения, государственные
общности - субъекты деятельности могут
и должны осознать родовые истины бытия,
положить их в основу как реальные императивы
практической жизни: право на жизнь и ее
защиту, позитивная свобода, неприменение
насилия, вооруженной силы для разрешения
противоречий и т.д.
Жить по рассудку и разуму, по совести,
гуманности, человечно, утверждая себя
в мире, сознавая господство истины, добра
и красоты в человеке - идеал человеческой
человечности в каждом самосознающем
субъекте.
Еще Ф.Бэкон утверждал, что «человеку недостаточно
познать самого себя, нужно найти способ,
с помощью которого он сможет разумно
и умело показать, проявить себя и в конце
концов изменить и сформировать».
Вместе с тем, по разным основаниям формационно,
исторически, регионально, цивилизационно
мы можем выделить качественное своеобразие
субъектов-носителей самосознания, соответственно
объективным критериям выделения людей.
Сознание и самосознание античной цивилизации
отличается от сознания и самосознания
феодальной эпохи в Европе, а последнее
- от буржуазной эпохи. Отдельно следует
выделить субъектов-носителей самосознания
по этническим, национальным критериям.
Мы можем выделять и других субъектов
деятельности и, соответственно, выделить
индивида - «Я» - носителя собственного
индивидуального самосознания, отражающего
индивидуальное существование, свое бытие.
«Индивид - Я» - исторический субъект, результат
общественной жизни, результат выделения
самого себя из окружающей природной и
общественной среды. Это выделение себя
позволяет человеку ощущать, представлять,
понимать себя субъектом-носителем своих
физических, психических, умственных состояний,
действий, отношений и процессов.
Я - формируется в социальной среде, в деятельности
и общении при посредстве языка, речи.
Индивидуальное существование, практическая
деятельность индивида - лишь часть, момент,
элемент, компонент, дополнение и проявление
общественного бытия. И его самосознание
- есть момент, элемент общественного самосознания,
самосознания той общности, к которой
он принадлежит (политик - политическое
самосознание; экономист - экономическое
самосознание, управленец - самосознание
управленческой сферы, вплоть до самосознания
профессионалов: учителя, врача, инженера,
рабочего, земледельца, спортсмена, ученого
и т.д.).
Если еще более дифференцирование анализировать
категорию субъекта самосознания, то можно
выделить и такие моменты, как: субъект
познания, субъект практики, субъект управления.
При всей их специфике - все эти подразделения,
конечно, условны. Они и едины, и раздельны,
относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности
человека, могут существовать вместе и
относительно отдельно.
Самосознание: субъективная форма объективного
мира. Самосознание по своей сущности
- есть социальное явление, есть отражение
человеком собственного бытия. «Бытие
- практично» - утверждал еще Л. Фейербах.
Именно общественная практика как материальная
деятельность субъекта, является основой
познания мира и самого себя во всех измерениях
- физических, биологических и социальных,
экономических, политических, коммуникативных,
бытовых.
Каждый человек постепенно осуществляет
мыслительную операцию по самоопределению
себя в тех или иных условиях жизнедеятельности,
в практическом поведении, выделяет себя
как практического носителя определенной
активной позиции по отношению к объективному
миру и другим людям, к различным сферам
жизни. Всеобщность состоит в том, что
все люди обладают самосознанием. Самосознание
не только всеобще, но и специфично, детерминировано
самим конкретным специфичным носителем,
условиями деятельности, местом и временем,
целями и задачами действий и т.д.
В практической деятельности человека
в неразрывном единстве фактически функционируют
две стороны - осознанное отношение к миру,
к предметам, явлениям внешнего мира и
осознанное отношение к самому себе и
через это отношение реализуется сознательное
отношение к миру.
Человек целеустремлен не только внешне,
но обращен к самому себе, к собственным
знаниям, проводит операции саморегулирования,
осуществляет оценку всей ситуации и самооценку
своих способностей. Эта «работа» целостного
самосознания человека одновременно связывает
воедино чувственное и рациональное, -
ощущения, восприятия, представления,
закрепленные опытом, практикой, и понятия,
суждения.
Нельзя разорвать, разделить сознание
и самосознание, так как они функционируют
вместе, синхронно, одновременно проявляются,
взаимопроникают в едином акте действия
человека.
Нельзя знать о предмете что-то, не отличая
себя от него, но нельзя отличить себя
от него, не относясь к себе как к тому,
кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете.
Нельзя обладать сознанием, не обладая
самосознанием, не будучи для себя тем,
что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно)
себя способным что-то сделать для того,
чтобы, знать.
В целом необходимо различать психологический
уровень самосознания человека и логико-теоретический,
рациональный, разумный уровень. Это разновременные,
качественно различные этапы и уровни
самосознания человека. Именно с концепцией
«Я» человек входит в сознательную, осмысленную
жизнь.
В зарубежной литературе принят термин
«Я - концепция», означающий «совокупность
всех представлений индивида о себе».
Описательную составляющую Я-концепции
называют образом Я; составляющую, связанную
с отношением к себе или отдельным своим
качествам, самооценкой; совокупность
частных самооценок определяется как
принятие себя; поведенческие реакции,
вызванные образом Я и самоотношением,
образуют поведенческую составляющую
Я-концепции.
Уровни самосознания следует выделять
и по такому критерию, как осознание степени
своей «обобществленности», «вписанности»
своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности
которой он принимает участие или отождествляет
себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание
своего места и значения в семейных и родственно-семейных
отношениях осуществляется раньше всего,
а затем уже достраивается самосознание
до понимания и других отношений - самосознание
себя как школьника, как затем работника
определенной сферы жизни, как члена сообщества
рабочих или крестьян, или интеллигенции
и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным
«Мы», тем полнее ревизуется сознание
гуманности, самотождественности с человечеством.
Будучи субъектом одновременно познания,
практики, управления состоявшийся человек
все более склонен ориентировать свою
деятельность на самопознание, на самоутверждение
и саморегулирование, самоуправление
в системе общественных систем, на координацию
и субординацию своих действий, поведения,
жизнедеятельности.
В данном отношении человек разрешает
многочисленные противоречия, в известной
степени, осознаваемые им и регистрируемые
в самосознании: противоречия материального
и идеального, духовного порядка; экономического
и политического состояния; социального
и биологического; личного и общественного;
коллективного и индивидуального, сознательного
и стихийного; эмпирического и теоретического;
психологического и физиологического
и т.п. Один из высших критериев сформированное™
самосознания человека заключается в
степени и уровнях, в формах сознания тех
противоречий», которые разрешают субъекты
деятельности.
Самосознание концентрирует в себе познанное
человеком человека, его результаты на
различных уровнях и в формах познания.
Можно выделить как бы «зоны», «поля»,
«сферы», «слои» самосознания.
Первая зона - это то, что я знаю о себе
только я сам. (Интроспективная зона, фактор
самосовершенствования, интро- вертная
форма).
Вторая зона - то, что знают и видят другие,
но и я сам вижу и знаю тоже.
Третья - что недоступно ни мне, ни другим
(зона активного или пассивного поиска,
снятия иррационального, обнаружения
интуитивного).
Четвертая зона - я сам не замечаю, но другие
во мне это видят. (Для меня форма адаптации,
снятия для меня моего трансцендентного).
Дифференциация зон самосознания заканчивается
в предметных актах, в действиях, когда
они, зоны, «проявившись», «угасают» в
результатах данной деятельности, чтобы
затем, заново проявиться как процесс
духовной жизни человека.
Важнейшей стороной самосознания выступает
оценка и самооценка самого себя, всех
своих состояний, возможностей, потенций,
уровней, форм личного бытия, отношений,
связей и т.п. Оценивающая деятельность,
самооценка, конечно, тоже род познания,
но имеющий свои особенности, так как здесь
действуют иные критерии отношения и самоотношения
субъекта.
Оценка и самооценка самого себя, своих
дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какие
выбраны, сформированы человеком ценности
в его сознании, какой смысл вкладывает
человек в свою жизнь, в свои дела, какими
идеалами, образцами жизни обладает и
ориентируется на них, какие выбраны цели,
ориентиры в жизни, деятельности, насколько
они выполнимы, достижимы. В конце концов,
это сказывается на оптимистическом или
пессимистическом настрое сознания и
самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения
или неудовлетворенности собой, на чувствах
и нормах уравновешенного, здравого, разумного
поведения или поведения непредсказуемого,
неуравновешенного, безрассудного, импульсивного,
экстремального, от которого (поведения)
страдает и сам субъект.
Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности,
поведения, собственных мыслей, чувств,
строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально
раскрылись в человеке все творческие
сущностные силы, как предметно-материальные,
биологические, так и социальные, духовно-культурные.
«Постыдно умереть, не изведав всех сил
духовных и телесных» - говорилось в кругу
Сократа.
Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация,
самоуправление всегда выступают как
функции самопознания и самосознания
человека. Однако здесь важно осознание
как внешних условий, обстоятельств самореализации,
детерминирующих поведение личности,
так и осознание внутренней субъектной
духовной организованности, постоянно,
с необходимостью, обязанной «вписывать»
себя, «встраивать» себя в систему действующих,
повелевающих, координационных и субординационных
связей, отношений.
Самосознание - не просто свойство человека,
субъекта, а сущностное качество отношений
общества в целом, народов, людских массивов
к людским массивам, классов к классам,
наций к нациям, регионов к регионам и
т.д. Это - условие и качество самоотношения
субъекта к самому себе и к окружающему
миру. Оно носит обобщенный, социальный,
системный, волевой, действительный характер.
Разве, к примеру, гитлеризм не привел
к тому, что миллионы немцев качественно
изменили самоотношение и самосознание
и включились в мировую авантюру, которая
была сокрушена, и еще раз доказано в истории:
ложная самоидентификация, самотождествленность,
искаженное, субъективистское самосознание
приводят к краху.
Преувеличение, абсолютизация внешних
детерминант деятельности субъекта, приводит
к субъективистскому конформизму, к субъективной
тенденции в понимании себя, своего места
и роли, к снижению творческого потенциала
в деятельности разума. И, напротив, чрезмерное
преувеличение сил и возможностей субъекта,
своего разума, принижение, незнание внешних
детерминант деятельности приводит к.
волюнтаризму, авантюрному субъективизму,
к ущербному самосознанию, неспособному
правильно реализовать самого себя.
Самосознание - не изолированное, только
индивидное, только субъективное, но обобществленное,
общественное, коллективное, согласованное,
объективированное в определенной форме,
хотя бы в личной материальной форме, в
речи, языке. С помощью языка, речи, памяти
в моем сознании со мной общаются и я с
ними, - не только с ныне живущими, но и
с моими предками, которых я знал и не знал
лично, но мне о них известно по свидетельству
других.
Однако бесспорно - самосознание носит
личностный характер, индивидуализировано,
дискретно и поэтому в нем отражаются,
концентрируются прежде всего личные
связи, отношения, личные практические
действия, опыт, личные переживания, чувства,
восприятия, представления, обобщения
собственных знаний и т.д.
Самосознание в структуре сознания и механизм
его действия. Мы уже выяснили кратко,
что самосознание «структурировано»,
состоит из элементов, сторон, уровней,
форм, состояний. Но следует еще раз подробнее
раскрыть самосознание в структуре дознания,
определить приоритетные, «частные» самосознания
субъекта, их неодинаковую роль в жизнедеятельности,
самоутверждении личности.
Общественное самосознание в целом существует
как осознание человеком общества как
такового, во всем многообразии его бытия.
Но эта абстракция конкретизируется в
цивилизованном определении, в формационном
отношении, эпохальном, в периодическом
отношении к истории, в региональном плане,
этническом. Уже здесь мы видим специфику
каждого из оснований для определения
особенного состояния, уровня, форм проявления
самосознания людей.
Каждая из форм общественного сознания
(политическое, правовое сознание, экономическое
и др.) одновременно включает в себя специфическую
форму данного самосознания и может функционировать
только при достаточно высокой развитости
специального, «отраслевого», специализированного,
профессионализированного самосознания.
Что сможет сделать в экономике человек,
не знающий законов экономики и своего
места, роли, условий, не имеющий своих
собственных знаний, опыта, навыков, не
выработавший самооценки, самоконтроля,
самоуправления и т.д. Только грамотный
человек и профессионал, обладающий знанием
и самосознанием, самооценкой, в состоянии
эффективно вести дело, производство,
обмен, распределение и т.д. Причем, сам
специалист осознает себя в дифференцированных
функциях, диктующих ему его собственное
поведение.
Огромное значение имеет, политическое
самосознание субъектов - общества, классов,
наций, народности, этнических групп, слоев,
коллективов, партий, союзов, объединений,
организаций, государственных учреждений,
индивидов. Уже, согласно денной структурной
разделенное™ субъектов, политическое
сознание разделено на специфические
стороны, элементы, состояния политического
самосознания, решающего проблемы властных
отношений в обществе, государственного
понимания деятельности всех субъектов
политических институтов, партий, организаций.
Важным структурным элементом самосознания
и моментом функционирования самосознания
субъекта выступает научное сознание
и самосознание человека. Самосознание
науки, например, «математика о математики»,
разрабатывается не только в «науке о
науке», метанауках, но и в философии науки,
психологии науки, социологии науки, в
науке о языке и др. Важнее всего, в данном
случае, - наука о самосознании, теоретические
проблемы самосознания, философия самосознания,
теория культуры самосознания, разработка
научных концепций самосознания и обоснование
научных принципов самосознания субъекта.
Проблема научного, истинного знания и
осознания субъектом этого знания настолько
велика и значима, что даже само знание
определяется через осознание человеком
истины. Знание - есть результат познавательной
деятельности человека и осознания истины.
Есть субъективная сторона истины.
Способность человека отчетливо, научно
ставить, формулировать и излагать вопросы,
проблемы и осуществлять реальные попытки
их научного решения невозможны без ясного
и честного научного познания самого себя.
Нельзя впадать в самообман, третируя
науку о человеке, одновременно провозглашая
себя знатоком человеческих дел, человеческих
чувств, мыслей. Здесь речь идет именно
о научном самосознании субъекта.
Философия и есть теоретическое самосознание
человека, высший уровень всей отражательной
деятельности человечества и познания
мира, и его практического изменения, итог
самопознания человека.
Мы должны различать истинную рефлексивную
деятельность, когда ее путь и результаты
соответствуют предметам, и ложную рефлексию,
когда и процесс самоотражения, и его результаты
искажены, деформированы, не соответствуют,
в силу тех или иных причин, предметам,
объектам. В последнем случае возникает
отчужденное самосознание, дающее неправильные
ориентиры деятельности. Заблуждения
могут приводить только к дальнейшим заблуждениям,
они проявятся как субъективизм, волюнтаризм,
как ограниченное, софистическое, эклектическое,
ложное мышление. Наиболее глубокие, заблуждения
касаются принципов мышления, фундаментальных
исходных положений, концепций, оснований
теории.
Именно поэтому должно быть строгое научное
понимание и процесса, и результатов познания,
самопознания, проверка того, что познано,
что знаешь о самом себе, чтобы не возник
разрыв между образом самого себя, который
человек создает в разных формах самосознания,
и реальным человеком, его делами, его
сознанием,
Этот разрыв может стимулироваться различными
причинами, главным образом субъективного
порядка. Его возможность особенно велика
как раз на стадии «развернутого явного
самопознания в виде саморефлексии». (Т.Е.
Соколова. Самосознание и самооценка при
аномалиях личности. Отсюда проистекает
принцип принципиальности субъекта в
мышлении, познании, деятельности, на практике,
в поведении, т.е. осознание научных принципов
человеком и действия в соответствии с
ними. Это - принципы самоутверждения человека.
В данном случае можно говорить о важнейших
принципах материалистического понимания
мира и человека, о принципах диалектики,
всеобщих и общих законах науки. Принципы
самосознания, саморефлексии субъекта
однозначны, отражают одну объективную
реальность, сущность объекта, предмета,
выявляют объективную истину (через ряд
относительных истин, почему и не может
быть монополии на истину). Они проверены
общественной практикой, совокупными
исследованиями в науке, в историческом
развитии знания и самопознания человека,
в функционировании интеллекта.
Человек осуществляет самоанализ, как
правило, в свете того или иного идеала
личности и тех ценностей, которые выражают
его тип отношения к другим людям. Когда
человек смотрит на себя как бы со стороны,
анализирует свою жизнь, деятельность,
опыт, размышляет над своим отношением
к делу, к людям, к жизни, стремится объективно,
без самооправдания заглянуть в субъективные
тайны собственной жизни и сознания, он,
волей-неволей, желает как бы реализовать,
утвердить, заново «обосновать себя»,
закрепить собственные принципиальные
ориентиры жизни, что-то подвергнуть собственному
суду совести, строгой самооценке и что-то
отвергнуть, преодолеть. Саморефлексия
- великая сила саморегуляции, самоутверждения
человека, в результате которой происходит
качественное изменение, совершенствование,
развитие сознания личности и самой личности.
Роль самосознания личности можно рассматривать
в разных аспектах, на разных уровнях,
но важнее всего, в нашем случае, выяснение
роли самосознания, главным образом, для
самосознающего индивида.
И здесь выступает глобальный аспект,
глобальное отношение к себе в виде самоприятия
или самоотвержения, самоотрицания. В
определенные исторические эпохи развития
общества может быть разное соотношение
этих контрарных самоотношений и на определенных
этапах онтогенеза - тоже. Например, ребенок
не способен органически на самоубийство,
а сегодня самоубийство стало во всех
слоях почти массовым - более 60 тыс. в год.
Уровни самоприятия или самоотрицания
детерминируются многими факторами общественной
и личной жизни людей.
Уровень самосознания, его роль определяется
также степенью отчетливости, ясности,
определенности образа «Я», его «объемности»,
его субъективной значимости для личности.
Этот параметр характеризует как уровень
развитости рефлексии, так и содержание
образа «Я» в зависимости от субъективной
значимости тех или иных качеств. Во всяком
случае, развитое и объективное самооценивающее
мышление и осознание качеств повышает
эффективность самосознания, делает его
более творческим, действенным.
Уровень самосознания и его роль зависит
в значительной мере от степени внутренней
цельности, последовательности образа
«Я», как следствие разрешения противоречия
между реальным и идеальным образом «Я»,
следствие противоречивости или даже
несовместимости отдельных его качеств.
В связи с этим измерением уровня самосознания,
правы те исследователи, которые развертывают
концепцию «личностного смысла Я». Будучи
соотнесенными с мотивами и целями субъекта
в его реальной жизнедеятельности, качества
его личности могут обладать «нейтральностью»
или личностным смыслом; последнее определяется
тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют
реализации жизненных замыслов субъекта.
Отдельные качества или одна и та же черта
могут приобретать также конфликтный
личностный смысл, ввиду вовлеченности
субъекта в различные, иногда «перекрещивающиеся»
деятельности. «Переходя в сознание, личностный
смысл выражается в значениях, т.е. когнитивно,
например, в констатациях черт (умелый,
ловкий, неловкий, терпеливый и т.д.) и в
переживаниях - чувстве недовольства собой
или гордости за достигнутый успех».
Итоговым измерением самосознания личности
является мера самоприятия, положительное
или отрицательное общее отношение к себе,
установка «за» или «против» себя, причем
не только на уровне эмоционально-ценностного
самоотношения, но и рассудочно-разумного.
Каждый человек выступает в роли судьи
по отношению к самому себе, это - суд совести,
чести, порядочности, человеческого достоинства,
долга, обязанности, прав личности, уважения.
Следует жить в полном согласии с самим
собой, чтобы исполнить свое позитивное,
творческое предназначение в мире, чтобы
реализовать себя созидательно, чтобы
люди сказали: «Вот, Человек, он являлся
и этот мир не зря!»
Информация о работе Личность как социально-психологическое образование