Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:36, доклад
С точки зрения русского языка слово «личность» определяется, как «человек,… носитель каких-нибудь свойств…» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…», «отдельный человек в обществе, индивидуум…» («Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека» И. С. Кон. «Социология личности»).
Словом «преступник» называют того, «кто совершил уголовное преступление»(в единственном значении) или «человек, который совершает или совершил преступление».
Личность преступника
Понятие личности преступника
Своевременное и успешное
предупреждение преступлений возможно
лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано
на личности преступника, поскольку
именно личность является носителем
причин их совершения. «..Личность - основное
и важнейшее звено всего
Определение
С точки зрения русского языка слово «личность» определяется, как «человек,… носитель каких-нибудь свойств…» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…», «отдельный человек в обществе, индивидуум…» («Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека» И. С. Кон. «Социология личности»).
Словом «преступник» называют того, «кто совершил уголовное преступление»(в единственном значении) или «человек, который совершает или совершил преступление».
Итак, «личность преступника» можно представить, как «совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность».
Уровни изучения
Криминологи изучают эту совокупность свойств для использования в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения ни определенной группы преступлений (например, причин совершения квартирных краж), ни, тем более, всех преступлений вообще. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных качеств самих субъектов преступных деяний.
Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:
- индивидуальном;
- групповом;
- общем.
Если обобщить приведенные
три уровня изучения личности преступника,
то, на этой основе, можно сформулировать
криминологическое понятие
Особенности
При рассмотрении личности преступника, отечественная криминология выделяет следующие особенности:
1. Социальный характер
личности преступника. Этот
- члена общества;
- члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих);
- носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается,
а становится преступником. То
есть каждый человек, как
3. Необходимо всесторонне
изучать субъекты совершения
самых разнообразных
4. Не всем без исключения
лицам, совершившим
5. Изучение личности преступника
должно строиться на твердой
правовой основе, т.е. должна изучаться
личность тех, кто с момента
совершения преступления, удостоверенного
судом, и до отбытия
6. Личность преступника
отличается от законопослушной
личности своей общественной
опасностью. Однако общественная
опасность личности гражданина
не предполагает обязательного
преступного поведения. Это
7. Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.
Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему
а) психологических особенностей,
б) антиобщественных взглядов,
в) отрицательного отношения к нравственным ценностям и
г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.
Иными словами, все те качества
преступника, или человека, который
только еще может стать на преступный
путь; которые могут объяснить
совершение преступления и входят в
предмет криминологии. Результаты такого
изучения являются основой для разработки
криминологией проблем
Структура личности преступника.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Это качество личности наиболее важно для криминологии, поскольку оно позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Причиной совершения преступлений
являются, как известно, лишь социально
приобретенные отрицательные
С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:
-одна из них включает
в себя социально-
-вторая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). Причем, биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.
-третью образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
-в четвертую входят
нравственные качества, ценностные
ориентации и стремления
-далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;
-затем эмоциональные
свойства состоят из таких
признаков, как
- волевые свойства включают:
способность принимать и
Изъятие любой из подструктур
разрушает целостность всей структуры,
поскольку ни одна из них не может
существовать самостоятельно. Следовательно,
все они находятся в
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:
-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
-социальные проявления
в различных сферах
-нравственные свойства;
-психические особенности.
Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека отношение к действительности, и то, как оно влияет на его деятельность. Направленность оказывает определяющее влияние на другие элементы типа личности - объем знаний, характер, темперамент, задатки. Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, подтверждено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
В связи с вышесказанным, хотелось бы сказать о теории дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвином Сазерлендом (1939) и его учеником Дональдом Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
2. Преступное поведение
усваивается в ходе
3. Важнейшая часть обучения
уголовному поведению
4. Овладение криминальным
поведением включает в себя
изучение способов совершения
преступлений, которые бывают и
сложными, и простыми, а также
специфических мотивов,
5. Рассматривая закон
в положительном и
6. Человек становится
преступником, когда усваиваемые
им определения,
7. Усвоение преступного
поведения не ограничено
8. Хотя преступность - это
выражение общих потребностей
и ценностей, объяснять ее
Из теории дифференцированной ассоциации Кресси сделал следующие выводы:
- необходимо существенно
улучшить практику и условия
воспитания в семье, школе,
профессиональном коллективе и
группах совместного
- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
- группы по перевоспитанию
нужно организовывать по
- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.