Личность рождается дважды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:04, доклад

Описание работы

В деятельностном подходе (автор А.Н. Леонтьев) считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение.
В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами.

Файлы: 1 файл

Личность рождается дважды.docx

— 37.01 Кб (Скачать файл)

Личность  рождается дважды    

В деятельностном подходе (автор А.Н. Леонтьев) считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение.

Леонтьев, Алексей Николаевич   

Советский психолог - (1903-1979).

Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций.

 

В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять  себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять  своими мотивами.

 

Первое рождение: подчинение социальным нормам.

Личность в ребенке  появляется тогда, когда ребенок  уже не равен своим природным  влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять  свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. Они уже  могут подождать - в отличие от младенца, который "подождать" - не понимает. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо.

Кризис трех лет.    

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще  не столь активный характер, а в  глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет  ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный  трехлетка – явление почти  такое же редкое, как и покладистый  и ласковый подросток. Такие особенности  кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими  и пр. в данный период впервые  проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет  называют иногда еще возрастом строптивости.

К тому моменту, как ваш  малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика  пораньше), полезным для вас будет  знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление  этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок  может быть очень голоден, или  очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что  вы, или какой-то другой взрослый ему  это предлагает. Негативизм следует  отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить  иначе. Отказываясь от вашего предложения  или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство

Высказав собственную  точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет  гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже  не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с  его точкой зрения считаются, что  к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость

Строптивость, в отличие  от негативизма, это общий протест  против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

Маленький своевольный трехлетка  принимает только то, что он решил  и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт

Лучше всего это состояние  можно охарактеризовать словами  известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии  войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш  в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы  и правила поведения: чем его  кормить, во что одевать, кому можно  выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а  что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Обратная сторона кризиса

Перечисленные выше особенности  кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что  внешние негативные признаки - это  лишь обратная сторона позитивных изменений  личности, составляющих главный и  основной смысл всякого критического возраста. В каждый период развития ребенок имеет совершенно особые, приемлемые только для данного возраста потребности, средства, способы взаимодействия с миром и осознания себя. Отслужив свой срок, они должны уступить место новым - совершенно иным, однако единственно возможным в изменившейся ситуации. Возникновение нового обязательно означает отмирание старого, отказ от уже освоенных моделей поведения, взаимодействия с окружающим миром. И в периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка.

К сожалению, для многих родителей  «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

Второе рождение личности: осознанная самостоятельность

Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют  им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает  с подростковым кризисом, когда возникает  овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.

 «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

Подросток сам начинает следить  за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или  осанкой. Позже - сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать  семью, и с кем.

Социальная среда —  необходимое условие развития личности. «Необходимая» для первого рождения личности и «недостаточная», для  второго, которое совершается уже  без общественных опор, вне социального  индивида. Человек решает проблему самостоятельно. Самостоятельный выбор  профессии – это не всегда самый  удачный шаг, но это шаг личности. Создание семьи - тоже правильный выбор  должен быть самостоятельным.

Далее - взросление

Взросление - это рост осознанной самостоятельности.

Насколько подросток становится все более ответственным и  все более самостоятельным, настолько  он взрослеет. Когда подросток сам  начинает обеспечивать себя - он становится молодым человеком. Когда содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей - он стал взрослым человеком.


Информация о работе Личность рождается дважды