Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Изучение интересов подростков имеет первостепенное значение при анализе его личности. Зачастую, интересы являются главными побудителями подростка к какой либо деятельности. Также, интересы являются главным аспектом в формировании дальнейшей жизни подростка, так как, нередко ученик старшей школы опирается именно на свои интересы при выборе своей специальности и дальнейшего жизненного пути. Для успешной познавательной деятельности необходим интерес и желание получить все больше и больше знаний, умений и навыков. Интерес к получению информации и успехи подростка в школе напрямую взаимосвязаны.
Введение
Глава I. Исследование личности подростка в психологической литературе.
§ 1. Понятие личности, Структура личности.
§ 2. Личность подростка
Глава II. Описание методики исследования.
2.1. Обоснование методики исследования.
2.2. Описание места проведения исследования.
2.3. Описание испытуемых.
2.4. Методы исследования.
2.5. Описание методики исследования.
Материал методики:
Инструкция испытуемым:
Ход исследования:
Глава III. Описание и анализ результатов исследования.
Глава IV. Выводы.
Литература.
К.А. Абульханова говорит о том, что само понимание личности, представленное в дискуссии конца шестидесятых годов о ее структуре, оставалось, как ни парадоксально это звучит, внеличностным. В постановке вопроса о структуре личности сказался скорее свойственный естественнонаучному взгляду способ понимания структуры, поскольку, хотя в число составляющих входили такие индивидуализированные образования, как характер и способности, сама структура мыслилась как универсальная и инвариантная. Принцип развития в таком понимании структуры заложен не был, не говоря о принципе субъектности. Принцип развития оказался ограниченным сферой развития ребенка. Именно поэтому в семидесятых годах вопрос о структуре личности отступает на задний план.[1]
А. Н. Леонтьев утверждает, что лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами .[16]
По мнению Е. Ю. Коржова, личность понимается нами как инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека, необходимый для достижения его человеческой сущности, выполняющий интегрирующую и регуляторную функции [9]
Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу ее строения. По мнению А. Н. Леонтьева, Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду А. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности", неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная системаксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком.[16]
Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин, образуемых только "знаемыми мотивами" - стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла. Однако такая структура является преходящей: сначала рядоположенные линии разных жизненных отношений вступают затем во внутренние связи. Это происходит неизбежно, но не само собой, а в результате той внутренней работы, о которой я говорил выше и которая выступает в форме особого движения сознания.[16]
Попытки структурировать Личность предпринимались А. Г. Ковалевым, В. Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым и др., говорилось о совмещении таких структур, как темперамент, направленность способностей и др., обуславливающих эффект устойчивости уровня активности, обеспечение приспособления к воздействиям среды. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г. Ковалев с требованиями деятельности.[10]
К.К. Платонов в структуре личности выделяет 4 группы: биологические, социально обусловленные особенности, опыт и индивидуальные особенности, при ведущей роли социально обусловленных свойств.[13]
О. С. Анасимов, в свою очередь, утверждает, что не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения.[2]
А.Г. Асмолов полагает, что быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью — это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Через созидание ради общества, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свое социальное бессмертие.[3]
§ 2 Личность подростка
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.