Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:42, реферат
Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором он живет». Принцип, гласящий, что «личностью не рождаются, а личностью становятся», должен быть также конкретизирован: личностью становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление, в частности, с какими другими личностями она взаимодействует. Для становления личности значимо «прохождение» ее через группы, предположим, высокого (или, напротив, низкого) уровня развития, богатые межличностными конфликтами, или, напротив, относительно бесконфликтные и т.п.
Введение ......................................................................................................... 2
Глава 1. Виды и формы отношений в группе.............................................. 3-6
Глава 2. Положительное и отрицательное влияние группы на личность..7-12
Глава 3. Социально-психологические качества личности..........................13-15
Заключение.......................................................................................................16
Список использованной литературы..............................................................17
Содержание
Введение ..............................
Глава 1. Виды и формы отношений в группе........................
Глава 2. Положительное и отрицательное влияние группы на личность..7-12
Глава 3. Социально-психологические качества
личности......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором он живет». Принцип, гласящий, что «личностью не рождаются, а личностью становятся», должен быть также конкретизирован: личностью становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление, в частности, с какими другими личностями она взаимодействует. Для становления личности значимо «прохождение» ее через группы, предположим, высокого (или, напротив, низкого) уровня развития, богатые межличностными конфликтами, или, напротив, относительно бесконфликтные и т.п. Можно сформулировать проблему таким образом: какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от «качества» групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых актуально разворачивается ее деятельность? Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реальной, конкретной группы очень велика: социальные факторы
более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через ту непосредственную "инстанцию" социального, каковой выступает группа.
Глава 1
Виды отношений в группе
В соответствии с древней психологической
традицией, различающей в человеке чувство,
разум и волю и уже использованной нами
ранее при анализе структуры личности,
можно соответственно выделить три группы
отношений, связывающих людей в группе:
аффективные, рефлексивные и волевые (управленческие).
Аффективные отношения построены на чувствах приязни и неприязни,
симпатии и антипатии, которые люди испытывают
друг к другу в большей или меньшей степени.
Следует заметить, что одни и те же свойства
личности у окружающих людей могут вызывать
прямо противоположные чувства. В особенности
это касается психических и социальных
свойств. Одного восхищают решительность
и деловитость данной личности как качества,
наиболее важные в современных условиях,
другой видит в них проявление приспособленчества,
карьеризма.
Рефлексивные отношения строятся на сознательном анализе положения
каждого человека в группе и определяют
форму поведения каждого с каждым: уважительную
— с уважаемым членом коллектива, снисходительно-презрительную
— с отвергаемым. Часто это делается не
потому, что так хочется, что таково собственное
отношение, а потому, что так надо, потому,
что так ведут себя остальные — такова
групповая норма поведения. Впрочем, рефлексивные
отношения могут строиться и на оппозиции
к групповой норме.
Волевые или управленческие отношения предполагают подчинение, влияние одного
человека на другого. В основе такого влияния
могут быть принуждение, уважение, признание,
долг, обязанность, сочувствие и т.п. Названные
отношения могут быть формальными и неформальными.
Собственно управленческими являются
формальные отношения, предполагающие
формальную организацию, в которой они
складываются или устанавливаются, а волевые
отношения свойственны неформальным группам,
в которых тем не менее также существует
власть и подчинение одних членов группы
другим. Положение личности в системе
как тех, так и других отношений (формальных
и неформальных) определяет ее статус
(должностной, профессиональный, общественный,
межличностный). Статус определяет роль,
т.е. поведение личности в тех или иных
ситуациях. Можно назвать роль отца (матери)
или роль сына (дочери), роль учителя и
роль ученика, роль начальника и роль подчиненного.
Отличие статуса от роли состоит в том,
что при неизменном статусе роли могут
меняться в зависимости от ситуации. Учитель
является руководителем более высокого
ранга по отношению к Ученику, но в то же
время он — подчиненный по отношению к
Директору школы. Таким образом, учитель
играет две противоположные роли — начальника
и подчиненного.
Формы взаимовлияния людей в процессе
общения
Внушение. Внушение представляет собой вид целенаправленного
воздействия на человека или группу, имеющего
целью формирование определенного психического
состояния, убеждения, образа мыслей, формы
поведения, запечатление информации. Внушение
предполагает некритическое отношение
к внушаемому содержанию, информации.
В каких условиях возможно это некритическое
отношение? Прежде всего, таким условием
является авторитетность источника информации.
Другим условием является внушаемость
как свойство личности. Это свойство может
определяться органическими свойствами
личности, а может иметь социальное происхождение.
Человек, длительное время находящийся
в подчинении у авторитетного воспитателя
или руководителя, приучившего его к беспрекословному
подчинению, будет обладать повышенной
внушаемостью к руководящим указаниям.
Эта внушаемость будет его социальным
свойством.
Среди других условий, определяющих некритическое
отношение к внушаемой информации и, следовательно,
способствующих успешности внушения,
можно назвать физическое состояние: утомление
способствует внушению — и дефицит информации,
в которой испытывается острая потребность.
Убеждение. Это целенаправленное, как правило, словесное
воздействие посредством логических доводов,
аргументов, фактов и рассуждений. В отличие
от внушения, представляющего собой эмоционально-волевое
воздействие, убеждение обращено к разуму
объекта убеждения, к его способности
и склонности думать, анализировать, сопоставлять.
Психическое заражение. В отличие от убеждения и внушения, представляющих
собой целенаправленное воздействие наличность
или группу, психическое заражение — вид
бессознательного, неосознаваемого влияния
людей друг на друга, предполагающего
передачу прежде всего эмоционального
состояния, настроения, а вместе с тем
и связанных с ним мыслей и представлений.
Хотя заражение как форма влияния может
наблюдаться всюду, где возникает общение
людей, наиболее яркие проявления заражения
обнаруживаются в диффузных, слабо организованных
группах, в кинотеатрах, на стадионах,
в танцзалах, на эстрадных представлениях,
где этому способствует ритмичный и часто
оглушающий музыкальный фон. В конечном
счете заражение приводит к тому, что группа
людей оказывается охваченной единым
чувством, единым настроением — радости
или горя, восторга или отчаяния, воодушевления
или уныния, экстаза или панического ужаса.
Подражание. Эта форма влияния представляет собой
воспроизведение индивидом поведения
другого человека, его манеры говорить,
ходить, одеваться. Различают непроизвольное
и произвольное (намеренное, сознательное)
подражание. Первое — реализуется помимо
желания и воли человека. Так, мы начинаем
заикаться, разговаривая с заикой, усваиваем
особенности местного говора, приехав
на новое место. Второе — предполагает
сознательную цель следовать примеру
при обучении языку, физическим упражнениям,
трудовым операциям.
Принуждение. Это вид воздействия, при котором один
человек подчиняет себе другого, заставляя
его выполнять, часто против его воли,
необходимые действия. Принуждение остается
одним из наиболее распространенных средств
воздействия. Более того, можно сказать,
что и другие виды воздействия, такие,
как убеждение и внушение, в конечном счете
имеют целью подчинение одного человека
другому, в одном случае — посредством
разума, в другом — посредством воли и
чувства.
Глава 2
Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
- в группе индивид встречается с людьми, которые для него являются основным источником духовной культуры;
-отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений;
-группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки;
-от участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков;
-группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Отрицательное влияние группы на личность
Психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».
Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).
«Учителя» и «ученика» разделяла тонкая фанерная перегородка так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента «ученик» сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15В и 30В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.
Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15В до 450В. Цифра была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока. На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте использовался специально подготовленный человек – актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.
Как и следовало
ожидать, многие добровольцы с самого
начала отказывались участвовать в
данном эксперименте, включавшем мучительную
процедуру наказания током