Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:33, реферат
1.Кого и когда можно считать личностью?
2.Виды потребностей. Их значимость.
3.Характеристика личности психолога.
Личность.
Вопросы темы:
1.Кого и когда можно считать личностью?
2.Виды потребностей. Их значимость.
3.Характеристика личности психолога.
1
В школе А. Н.Леонтьева выделяют три основные стадии развития человека: индивид, социальный индивид и личность. Родившись индивидом, человек становится социальным индивидом, когда у него возникает внутренняя регуляция своего поведения в соответствии с определенными социальными нормами, и личностью, когда он становится способным на поступок как ответственное и самостоятельное действие. В процессе онтогенетического развития субъекта выделяются периоды преимущественного развития мо-тивационно-смысловой составляющей его деятельности, с одной стороны, и периоды преимущественного развития ее операционально-технического обеспечения, с другой.
Индивидуальность, это один маленький шаг на пути к Личности. Каждый из нас, индивидуален по- своему. "А Личность мы, или нет? " - это уже совсем другой вопрос! Для того, что бы быть Личностью мало отличаться от всех характером и точкой зрения. Надо так же прикладывать умственные и физические усилия. Стать Личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Французский исследователь Г.Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее — разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».
Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
"Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но ещё не сам шедевр".В. Гаврилов
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по- разному. Проблема личности в психологии- проблема необъятная, охватывающая огромное количество исследований.
Личность- это сложный многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация или направленность деятельности — это совокупность побуждений к деятельности.
Мы все знаем много Исторических Личностей, которые сыграли огромную роль в нашей истории. Но, по моему мнению, Исторические Личности делятся на две группы: Положительные и Отрицательные. Исходя из этого, любого человека ставшим активным участником кого-либо исторического события мы можем назвать Личностью.
Историческая личность - это наука, которая изучает персоны, "которые оказали влияние на историю именно своею индивидуальностью, самобытностью, свободным актом воли, так что события, в которых они участвовали, приняли бы совершенно другой оборот, если бы на их месте стояли другие люди".
2
Активность имеет важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность- это побуждение к деятельности, которой осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяются потребности естественные, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности ,но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих способностей носит социальный характер, т.е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо), и у человека (дом),так же в пище мы в отличие от животных не едим мясо сырым, с помощью рук, зубов и ногтей, нам нужны тарелка ,нож и вилка и т.д.. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Важнейшая характеристика личности- ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления которые ему свойственны, мотивы в соответствии с которыми он действует.
Познавательная потребность человека- определяется в интересах. Интерес- это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.
Важный мотив поведения- убеждения. Убеждения-определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
3
Как- то однозначно охарактеризовать личность психолога сложно, так как психология очень обширная наука имеющая множество направлений Психолог-это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Психолог (настоящий, конечно) всегда приносит облегчение доверившемуся ему в конце (даже единственной) беседы. Специалист высокого класса разъясняет человеку, ЧТО с ним происходит и КАК найти выход из этого кризиса. Простыми и доступными словами. И руководствуется он своей собственной концепцией, которая складывается у подобного специалиста обязательно и является результатом проработки огромной горы информации, трудов по психологии и собственного эффективного опыта. Главные характеризующие основы личности психолога- это умение донести, убедить, выслушать, понять и помочь человеку(в данном случае пациенту).
Добавлю от себя: по моему мнению характеристика личности одного психолога может очень отличаться от личности другого психолога и объединять их может только наука.
Используемая литература:
Маклаков А.Г. Общая психология 2003г, стр.470-473
Немов Р.С. Психология 1995
Столяренко Л.Д. Психология уч. д/вузов , 2007 стр. 277
Соколова Е.Е. Введение в психологию , 2005 стр.469-480