Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 03:23, контрольная работа
1. Сущность и содержание статусов личности.
2. Социальные роли, их характеристики, содержание. Виды обучения ролям.
Ролевые конфликты и способы их разрешения.
Тема 16.Личность в социальном пространстве
1. Сущность и содержание статусов личности.
2. Социальные роли, их характеристики, содержание. Виды обучения ролям.
Ролевые конфликты и способы их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
Тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.
Еще в дореволюционной
России ученый П.Л. Лавров считал,
что «теория личности имеет
немаловажное значение в
Выдающийся русский
социолог М.М. Ковалевский не мыслил
науки без комплексного
После Великой Октябрьской
социалистической революции
В современном мире
проблема человеческой
Личность является основой для развития общества, поэтому меня очень интересует эта тема, и я решил изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применить полученные знания на практике.
1. Сущность и содержание статусов личности.
Личность – единственный
социальный субъект, который по
уровню функциональной
Исследованием сущности
личности занимается профессор
О.Н. Козлова. В своей статье, помещенной
в журнале «Социально-
Первая предполагает
видение сущности личности как
воспринятой, перенятой у общества.
Так, К. Маркс определил ее как
«совокупность всех
Другая трактовка
Оппозиция этих двух
подходов отражена в
В рамках деятельностного подхода источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности.
Сущность личности
не проявляется с момента
Общество с момента
рождения человека
Понятие личности многозначно.
С одной стороны, оно обозначает
конкретного индивида (лицо) как
субъекта деятельности, в единстве
его индивидуальных свойств (единичное)
и его социальных ролей (общее).
С другой стороны, личность понимается
как социальное единство
Понятие личности
Личность является
тем механизмом, который позволяет
интегрировать свое «Я» и
В социологических
работах личность трактуется
как совокупность ролей и
Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.
Взаимоотношения и
связи людей в социальной
Статус – определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).
Все статусы человека
находятся в определенной
2. Социальные роли, их характеристики, содержание. Виды обучения ролям. Ролевые конфликты и способы их разрешения.
Человек по мере
становления, вырастания включается
во множество групп, общественных
пространств, в каждом из которых
общение воспроизводится на
В результате получается
следующее видение человека: «
С социологической точки
Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.
Как подтверждение
того, что последний подход более
адекватно отражает социальную
реальность, можно рассматривать
выводы, возникающие в связи с
анализом уровня исполнения
Понятие социальной
роли принадлежит ряду
Антрополог Р. Линтон определил это понятие таким образом: «Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль».
1. Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Роль – это образец
поведения человека, занимающего
определенный статус. Претендуя
на данный статус, человек должен
выполнять все ролевые
И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.
Роль, будучи независимым
от личности образцом
2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.
3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.
Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.
4. Социальная роль –
это достаточно полная, но не
всеохватывающая поведенческая
характеристика. Ролевой стандарт
оставляет определенный
5. Социальная роль объединяет
в себе функционально-
Функциональная