Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 13:45, реферат
Здоровье человека ,физическое и психическое, связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал здоровье как гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровье, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в соотношении душевного и телесного.
Введение 3
1.Понятие дисгармонии личности 3
2.Признаки дисгармонии личности 5
3.Причины развития расстройств личности и последствия
4.Пути преодоления дисгармонии личности.
Заключение10
Использованная литература 11
Содержание Введение 3 1.Понятие дисгармонии личности 3 2.Признаки дисгармонии 3.Причины развития 4.Пути преодоления Заключение10 Использованная литература 11
Введение Здоровье человека ,физическое и психическое, связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал здоровье как гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровье, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в соотношении душевного и телесного. Актуальность темы дисгармонии личности состоит в том, что современный мир достиг значительного развития и является достаточно сложным ,в том числе и для достижения гармонии человека с самим собой. Современный мир все больше перестраивает не только образ жизни, но и много душевных и телесных процессов. К последствиям такой «перестройки» нужно отнести:
Ускорение ритма жизни привело к значительному повышению стрессовой нагрузки. Самые печальные последствия этого - значительный рост психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость). Со Средних веков в западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым. Такое одностороннее развитие привело к научно-технической революции без адекватных, размеренных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом причина «топтания на месте» в духовной сфере. Это также вызывает нехватку развития эмоционально-чувственной сферы, невротизацию общества и занижение жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически) странах. Но потребность обрести свое лицо, найти свою индивидуальность и утвердить ее живет в человеке всегда. Отсутствие реализации на протяжении жизни даже одной из заложенных генетически программ ведет к дисгармонии личности, к торможению развития, к неврозам, психозам и прочим тараканам и в голове и в других частях тела. Стремление к гармонии всегда означало достижение определенного образца, совершенства, идеала, единства и целостности в развитии человеческой личности. Целью данной работы является понять, что же такое дисгармония личности , определить признаки дисгармоничной личности и причины ее возникновения.
Понятие дисгармонии личности Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности. Дисгармония психическая (dysharmonia psychica; дис- + греч. harmonia соразмерность) - недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности. Дисгармония личности может быть как обратимой, так и необратимой. Четкая грань между психологической дисгармонией и вариантами "нормальных" характеров отсутствует. Дисгармоничная личность - временное или перманентное состояние личности человека, для которой характерно нахождение сознательных стремлений человека в противоречии с его непосредственными, часто не осознаваемыми им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность. Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет. В философии дисгармония личности - это потеря своего "Я". И происходит это, когда человек еще ребенком "предает мудрость своего организма", отказываясь от интуитивного "внутреннего оценочного чувства", подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие "внутреннего оценочного чувства" у человека говорит о том, что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, - самооценкой. Если человек теряет самооценку - он теряет свое "Я". Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, отказывается от собственного мнения. Представим образно мир дисгармоничной личности: "Ядро " душевного мира психически здоровой личности образует Духовность. Поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в "Ядре" личности могут находиться и Лжеценности . "Ядро" душевного мира дисгармоничной
личности в основном А. Червоненко: "Гармония - больше гораздо, чем слова, что о ней говорят… Гармония - образ жизни… Высшее - седьмая ступень развития! Это существование в ладу с миром внутренним и миром внешним… Это главный переход в противоположное… Это не крайности в противоположном: свет - тьма, мягкое - твердое, доброе - жестокое… Не то это и не другое! Это и то и другое одновременно! То есть именно - переход… Это - Путь!" Как рассматривает дисгармонию личности религия. Широко известно, что эмоциональные стрессы тесно связаны с телесными или физиологическими болезнями. Верхняя часть тела, и особенно сердце, во многих культурах считается вместилищем эмоциональных проявлений. Беспокойство и беспричинная тревога свидетельствуют о дисгармонии личности, о заблудшей душе, которая потерялась и отдалилась от своего Создателя. Крепкое, стабильное состояние психики говорит о том, что человек внутренне собран, спокоен и следует религиозным законам. Черствые, аморальные люди обрекают себя на проявления недовольства Бога. Они часто ощущают боль в области грудной клетки, а в любом языке мира можно найти выражения, описывающие "тяжесть на душе". Сердце — это хранилище мыслей, чувств, памяти. Человек "думает", "осознает" или "вспоминает" сердцем. Признаки дисгармонии личности Дисгармония личности может выражаться в нажитой шизоидизации , проявляющейся оторванностью от окружающего, эгоцентризмом, рефлексией, интравертированностью, парадоксальностью эмоциональных реакций и поведения, обеднением эмоциональности, сочетающейся с хрупкостью чувств ("дерево и стекло"), утратой эмоционального резонанса, невозможностью адекватной реакции на окружающие события, а также схематичностью мышления, отрывом его от реальности. В этих случаях отмечаются однообразие поведения, парадоксальная педантичность, отсутствие гибкости, падение активности и пассивная подчиняемость . Иногда наблюдается необычное сочетание бездеятельности и пассивности с незаурядными достижениями в каких-либо областях деятельности благодаря своеобразию и оригинальности позиций больного в технике, науке, искусстве. Признаками дисгармонии личности могут быть постоянное чувство недовольства окружающим , раздражительность, чрезмерная истощаемость, снижение продуктивности мышления, легкие и поверхностные суждения, эгоцентризм, сужение интересов. Незначительные жизненные затруднения вызывают у больных затяжные состояния растерянности, беспомощности, безысходности. Дисгармония может проявляться психопатоподобными изменениями личности со стойким повышением настроения , эйфорией, беспечностью, бездеятельностью, иногда раздражительностью, чрезмерной, часто неуместной и несоответствующей ситуации общительностью, фамильярностью, утратой чувства дистанции, отсутствием понимания неадекватности своего поведения. Рассмотрим пример. Фанатичная личность . Образ мыслей и поведение человека, страстно преданного какому-то делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах, может иметь в себе разумное зерно. Для него важна не столько внешняя форма, сколько суть принципов и убеждений. Фанатизм по отношению к спортсменам, артистам, политическим деятелям чаще всего ориентирован на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей и свидетельствует о дисгармонии личности. Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями ради более высоких духовных целей. А фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что выходит за формальные рамки его представлений. Причины развития расстройств личности Во-первых, это устойчивость психики. Многие из признаков, характеризующих качество психического здоровья, являются относительно устойчивыми. Например, наличие психического заболевания у кого-либо из родственников, жестокое обращение в детстве или перенесенная травма головного мозга в ряде случаев являются почвой, в течение всей жизни предрасполагающей (хотя и необязательно приводящей) к возникновению заболевания. Свойственные здоровой психике черты характера - к примеру, ранимость, изменчивость настроения, лидерские наклонности, стремление к успеху и др. - под влиянием социальной среды могут оказаться чрезмерно усиленными, обусловливая дисгармонию личности и ее уязвимость в отношении определенных психических травм. Вместе с тем психическое здоровье весьма динамично. Его качество непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социальных, психологических, экономических, экологических и др. Людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу, не существует. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. При значительной выраженности предрасположенности (pathos'a) для возникновения психической патологии бывает достаточно очень незначительной внешней вредности. У лиц с высоким уровнем психического здоровья расстройство может разбиться только при чрезвычайно интенсивном и (или) весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль, кроме того, играют субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность найти конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Столь же важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Наличие определенных болезненных признаков у представителей некоторых возрастных и социальных групп является скорее правилом, чем исключением. Так, у подростков-беспризорников очень часто наблюдаются пограничная умственная отсталость и формирование психопатических черт; у лиц преклонного возраста "нормой" является некоторое ослабление мнестических функций. Это заставляет использовать при оценке их состояния представления о популяционной норме здоровья. Во-вторых, это генетическая предрасположенность. Расстройства личности характеризуются стойкостью, вовлеченностью в структуру поведения эмоций и аффекта, проявлением поведения в социальной сфере, а также личностными особенностями мышления. Все расстройства личности являются результатом преимущественно генетических причин, которые проявляются под воздействием воспитания, однако среди них существуют маргинальные личности, которые используют свои личностные черты достаточно успешно в конкретную историческую эпоху. Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет. Человек со специфическим мышлением и извращенными потребностями, у которого вовремя не диагностировано психическое заболевание и не проведено лечение. Формирование дисгармонии личности идет постепенно, все закладывается в семье. На него также влияют и болезни, которые человек перенес в раннем детстве. В большинстве случаев такие люди уже рождаются на свет с отклонениями в развитии нервной системы. В-третьих ,это воспитание. Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности. а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи” . Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление. б) Воспитание ребенка по типу “Золушки” . Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд. в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки . Подобный тип воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека сопроваждается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”. И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу. г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки . Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся “тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда. Аномалии личности имею тенденцию накапливаться в семьях, и это повышает риск развития психозов в следующем поколении. Социальные условия могут способствовать декомпенсации скрытых расстройств личности или провоцировать ее декомпенсацию. В-четвертых, условия жизни . Неблагоприятные бытовые условия и др. влияния (неполноценное питание, перенесённые заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями физического, психического и полового развития. В-пятых, это возраст. В возрасте после 55 лет , под влиянием экономического стресса и инволюционных изменений, расстройства личности иногда проявляются более ярко, чем в среднем возрасте. Для этого периода характерен особый "пенсионный синдром", который проявляется в утрате перспектив, сужении крута контактов, повышенном интересе к собственному здоровью, тревожностью и беспомощностью. В-шестых, это аномалии личности. Существуют достаточно типичные и устойчивые расстройства личности, характерные для слепых и глухих, глухонемых . Например, для глухонемых характерно легкое образование бредоподобных идей, а для лиц, находившихся в условиях заключения - базисная недоверчивость и эксплозивность. К дисгармонии личности ведет постоянная борьба со своим “пороком”, между потребностью и зависимостью от мнения окружающих. Примеры транссексуализм, гомосексуализм и пр. Рассмотрим ещё один пример. Этномаргинальная личность — личность, занимающая промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями. Это пограничная ситуация, при которой формирование индивида происходит под пересекающимся воздействием различных культур. Этномаргинальная личность страдает раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей культур. Такая внутренняя дисгармония личности объясняется почти что непреодолимостью этнических и культурных различий. Человек, находящийся на рубеже двух или более культур, тяготеет сразу к нескольким национальным или расовым группам, не будучи в состоянии полностью реализовать мировосприятие ни одной из них. Отсюда у человека появляется ощущение двойственности своего положения, внутреннее беспокойство, чувство оторванности, отчужденности от людей. Дискриминация, предрассудки делают переход таких людей из одной национальной группы в другую трудным процессом. Вместе с тем длительное пребывание этномаргинальной личности в однонациональной социокультурной среде облегчает решение этой проблемы. Седьмой причиной проявления дисгармонии личности является стресс. Устойчивые расстройства личности характерны для лиц, находившихся в длительном тюремном заключении , перенесших опыт тяжелого насилия или страдания (напр. смерть близкого человека). Сексуальное изнасилование в детстве – тяжелейший стресс, не остающийся без последствий. Неадекватность восприятия своего тела, отставание в сексуальном развитии – лишь малая толика возможных отклонений. Дисгармоничное соотношение между соматической и психосексуальной компонентами определяют разнообразные варианты сексуального дизонтогенеза потерпевших, что является следствием недостаточной сохранности психических процессов и психологических структур, связанных с половым самосознанием, полоролевым поведением и психосексуальными ориентациями. Боевая психическая травма не ограничивается пространственно
временными характеристиками театра боевых
действий, ибо может манифестировать не
только в период пребывания в боевых условиях,
но и при подготовке к ним, а также после
возвращения военнослужащих к мирной
жизни. В условиях продолжительного участия
в войне закрепляются компенсаторно- Последствия дисгармония личности Думаю, после всего вышесказанного последствия дисгармонии личности очевидны. Главное – это ощущение несчастья в разной степени, невозможность приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Также различные психопатии. Это аномалии характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах И самоубийства. Главной причиной индивидуального (не ритуального) самоубийства является та или иная степень внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную гармонию. Пути преодоления дисгармонии Преодолеть дисгармонию можно с помощью психокоррекции. Задача психокоррекции -- раскрыть человеку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установки, субъективноличностные отношения, эмоциональные состояния и др. После проведения психологической диагностики психолог в доступной для подростка форме рассказывает об особенностях его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Желательно такую беседу подкреплять иллюстрациями, графиками, схемами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо пробудить у подростка или взрослого интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения. Вторая задача психокоррекции поведения людей с дисгармонией развития -- это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации. Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые способствуют нарушению поведения. Например, для гипертимного подростка это ситуации, требующие сдерживания проявлений его энергии, для истероидного подростка -- недостаток внимания к нему как к личности, для сенситивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недоброжелательное отношение окружающих к нему, а для подростка с шизоидной акцентуацией вынужденное общение с окружающими. Перед психологом стоит задача научить подростка(взрослого) объективно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. Это достигается, например , с помощью ролевой игры. Третья задача психокоррекции поведения человека с дисгармонией в развитии -- обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Для коррекции поведения важно развивать саморегуляцию. С этой целью используется система психорегулирующих тренировок. Основной целью этих занятий является: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Заключение Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что дисгармоничное развитие личности обусловлено многими факторами, такими как общественные отношения, врожденные биологические особенности, направленность личности, трудовое воспитание, коллектив, семейные взаимоотношения. Причинами формирования дисгармонической личности при определенных условиях становятся аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций , стрессы, условия жизни, генетическая предрасположенность и др. Таким образом,
люди с дисгармонической Такие состояния личности, как дисгармония, можно устранять с помощью психокоррекции. Список использованной литературы 1.Асеев В.Г. Мотивация
поведения и формирование 2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,.2005. 3.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 2004. 4. Л.Куликов, Учебное пособие для 10-11 классов школы «Социальная компетентность». Главы «Пути и смыслы жизни», «Добровольное рабство» (Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб.,2004. 5. В.И. Тарасов, «Психологические методы
развития и коррекции дисгармон 6. Интернет-сайты (http://bookap.by.ru/genpsy/
Использованная литература 1.Асеев В.Г. Мотивация
поведения и формирование 2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,.2005. 3.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 2004. 4. Л.Куликов, Учебное пособие для 10-11 классов школы «Социальная компетентность». Главы «Пути и смыслы жизни», «Добровольное рабство» (Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб.,2004. 5. В.И. Тарасов, «Психологические методы
развития и коррекции дисгармон 6. Интернет-сайты (http://bookap.by.ru/genpsy/ |