Личностная зрелость и трансакционный анализ (по книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Тема зрелой личности в транзактном анализе весьма актуальна. Ведь в каждом человеке уживаются те Я-состояния, описанные автором, которые влияют на поведение, жизненный сценарий, взаимоотношения с окружающими и т.д. Поэтому, моей целью является раскрытие факторов развития личностной зрелости в русле трансакционного анализа Эрика Берна. Какое состояние Я должно преобладать в зрелой личности? Каковы причины закладки того или иного сценария игры жизни личности? Должна ли зрелая личность жить в ходе одного сценария? Или же наоборот, такая личность должна уметь менять свой образ жизни, не зацикливаясь на одной игре? Таким образом, задачи моей работы – найти ответы на поставленные вопросы. Но для начала, стоит рассказать о самом авторе этой книги.

Файлы: 1 файл

Реферат (1).docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

Реферат

на тему:

«Личностная зрелость и трансакционный анализ»

(по книге Э. Берна  «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.»)

 

 

 

 

 

 

студентки 3 курса

Тимец Надежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………....3стр.

Биография Э.Берна……………………………………………………...……3стр.

Понятие трансакционного анализа. Размышления о прочитанном……….7стр.

Заключение…………………………………………………………………21стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема зрелой личности в  транзактном анализе (ТА) весьма актуальна. Ведь в каждом человеке уживаются те Я-состояния, описанные автором, которые влияют на поведение, жизненный сценарий, взаимоотношения с окружающими и т.д. Поэтому, моей целью является раскрытие факторов развития личностной зрелости в русле трансакционного анализа Эрика Берна. Какое состояние Я должно преобладать в зрелой личности? Каковы причины закладки того или иного сценария игры жизни личности? Должна ли зрелая личность жить в ходе одного сценария? Или же наоборот, такая личность должна уметь менять свой образ жизни, не зацикливаясь на одной игре? Таким образом, задачи моей работы – найти ответы на поставленные вопросы. Но для начала, стоит рассказать о самом авторе этой книги.

Биография Эрика  Берна.

Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн) родился в Монреале (Канада), в семье выходцев из России — доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон, рос в бедной еврейской части города. Его отец был увлеченным практикующим врачом-терапевтом, он часто брал сына с собой, когда обходил своих больных. Мать Берна была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа в 1921 году она материально поддерживала Берна и его сестру, занимаясь литературной деятельностью. Оливер Джеймс считает, что маленького ребенка в Берне травмировала смерть отца. Безусловно, отец имел сильное влияние на Берна, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Дэвиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных. Мать-журналистка, очевидно, сильно стимулировала Берна писать о лечении своих пациентов.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где его подверг психоанализу Поль Федерн, бывший коллега Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский  медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал  работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»), Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к  интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным  представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает  свое «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и  выслушивании рассказов пациентов  о себе. В период с 1954 по 1958 год  Берн развивал такие направления  трансактного анализа, как диагноз Эго-состояний, или структурный анализ; анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Берн все дальше уходил от ортодоксального  психоанализа, и в 1956 году его заявление  о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско было отклонено  в третий раз. По поводу этого случая Берн замечает: «…После пятнадцати лет психоаналитическое движение и  автор официально разошлись (оставшись  в хороших отношениях)…». Когда  несколькими годами позже Берну  предложили стать членом Психоаналитического  института, он с благодарностью отказался. Берн все больше убеждался в том, что консультант должен быть более  активным, чем это допускается  в ортодоксальном психоанализе, и  должен практиковать скорее трансактно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе Берн выступил с научным докладом «Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), который был опубликован в 1958 году. В течение трех последующих лет он обогащал свой опыт, работая на островах в южной части Тихого океана, куда он отправился для того, чтобы изучить местную социализацию и психические заболевания, распространенные в различных островных культурах. К 1961 году Берн посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантического и Тихого океанов. Целью этих посещений было подтверждение сделанных предположений в различном расовом и культурном окружении. Наиболее систематическая книга Берна — «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy») — была издана в 1961 году.

В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»), в которой обсуждалось, как можно применять трансактный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»), частное издание которой вышло в 1961 году. Принципы трансактного анализа изложены Берном в книге «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»), изданной в 1966 году, а идеи, касающиеся анализа сценария (скрипт-анализа), представлены в работе «Что вы говорите после того, как говорите „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?»), изданной после смерти Берна в 1972 году. Берн также написал книги: «Счастливая Долина» («The Happy Valley») — для детей и «Секc в человеческой любви» («Sex in Human Loving»), — адресованные как непрофессионалам, так и профессионалам. В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансактного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin»), редактором которого в течение нескольких лет был Берн. В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансактного анализа (International Transactional Analysis Association — ITAA). Задачами ITAA были подготовка специалистов в области трансактного анализа и их аккредитация. Теперь функции ITAA выполняет Европейская Ассоциация трансактного анализа.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал  в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько  должностей. Берн был консультантом  по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Понятие трансакционного анализа.

Размышления о прочитанном.

Трансакционный (трансактный) анализ (ТА) – направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансакционный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XXв. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что трансакционный анализ по существу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений трансакционного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и специфические черты трансакционного анализа, позволяющие рассматривать его как самостоятельное направление психологической теории и практики.

Концепция трансакционного анализа

 

Трансакционный анализ включает в себя ряд направлений:

1. структурный анализ (теория  эго-состояний);

2. собственно ТА деятельности  и общения, основанный на понятии «трансакции»

3. анализ психологических  «игр»;

4. скриптоанализ (анализ жизненного сценария – «скрипта»).

Рассмотрим по порядку  каждое из этих направлений.

 

Структурный анализ

 

Наблюдая за спонтанной социальной деятельностью (в условиях психотерапевтической группы) Бёрн обнаружил, что время от времени люди демонстрируют весьма заметные изменения в своем поведении, – в своем общем состоянии, стиле речи, интонациях и эмоциях. Эти поведенческие проявления часто сопровождаются и эмоциональными сдвигами. Возникающий поведенческий паттерн согласуется с определенным психическим состоянием, в то время как друтой паттерн соответствует иному состоянию психики, чем первый. Эти изменения и различия навели Бёрна на идею существования эго-состояний.

К самой идее «эго-состояний» следует отнестись с особым вниманием. Это очень сильная и совершенно нетривиальная идея. Ведь Бёрн фактически утверждает, – вопреки одной из основных посылок почти всей гуманистической психологии, – что человек не является единым и целостным: поведение и соответствующие ему физиологические, эмоциональные и умственные состояния человека систематически изменяются таким образом, что это указывает скорее на множественность, чем на единство. Вот как сам Берн об этом пишет:

«Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью ... обнаруживают, что время от времени разные аспекты  поведения людей (позы, голос, точки  зрения, разговорный словарь и  т.п.) заметно меняются. Поведенческие  изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго-состояния  можно описывать как систему  чувств, определяя ее как набор  согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает  определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые  суть не роли, а психологическая реальность».

Из процитированного отрывка  можно понять, что эго-состояния  даже более реальны, чем так называемая «личность», и определяют не только психологическую, но до некоторой степени  и социальную реальность.

Нетрудно почувствовать, насколько это противоречит большинству  психологических теорий и насколько  отличается от представлений здравого смысла: с точки зрения последнего, каждый из нас является одним, единым человеком, который «очевидным»  образом определяется, с одной  стороны, своим физическим телом, с  другой – паспортом (водительским удостоверением, счетом в банке и пр., то есть «социальным  телом»).

Фактически Берн (хотя, конечно, не только он) утверждает, что «на  самом деле» (то есть на психологическом  «самом деле») это не так, что человек  не един. И бессмысленно спрашивать, когда он является (и является ли вообще когда-нибудь) «самим собой»: в одном эго-состоянии он представляет собой нечто одно, а в другом – другое.

Профессиональным языком эго-состояния могут быть описаны следующим образом: феноменологически – как система чувств и операционально – как поведенческие паттерны. Более простым языком их можно определить как систему чувств, связанную с определенными поведенческими схемами. Каждая личность имеет ограниченный репертуар подобных эго-состояний, которые являются не ролями, а психологической реальностью. Этот репертуар может быть описан следующими категориями:

 

  1. Эго-состояние, сходное с состоянием родительской фигуры,
  2. Эго-состояние, самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценку реальности;
  3. Эго-состояние, все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющее собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих Эго-состояний называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В каждый момент времени в процессе социального  взаимодействия человек находится  в одном из трёх эго-состояний  и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого  человека отмечается разная степень  готовности к переходу.

Следуя этой точке зрения была создана структурная схема, отражающая строение личности любого человека и включающая в себя все вышеперечисленные эго-стостояния.

Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное эго-состояние или как влияние  Родителя. В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

Точно также и Ребёнок  может проявлять себя в двух ипостасях: как адаптивный Ребёнок (модифицирует своё поведение согласно ожиданиям родителей) и естественный Ребёнок (спонтанно самовыражается, например, бунтуя или творя).

Каждому эго-состоянию соответствует  собственный способ восприятия, анализа  получаемой информации и реакции  на действительность. Следует помнить  о том, что каждый вид эго-состояния  имеет собственную жизненную  ценность для организма. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет  в себе как позитивные, так и  негативные стороны регуляции поведения.

Родитель (аналогичен "сверх-Я" во фрейдистской структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Информация о работе Личностная зрелость и трансакционный анализ (по книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.»)