Личностно-центрированное консультирование по К. Роджерсу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Личностно-центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Она уникальна тем, что, будучи ориентированной на процесс, выводит гипотезы из непосредственных данных терапевтического опыта и из записанных и снятых на пленку бесед. Она неуклонно проверяет все свои гипотезы в соответствующих исследованиях. Она примени

Файлы: 1 файл

Введение без сносок.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

Введение

Личностно-центрированная терапия, изначально разработанная  в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся  подход к человеческому росту  и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал  любого индивида к росту имеет  тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает  помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Она уникальна  тем, что, будучи ориентированной на процесс, выводит гипотезы из непосредственных данных терапевтического опыта и  из записанных и снятых на пленку бесед. Она неуклонно проверяет все  свои гипотезы в соответствующих  исследованиях. Она применима в  любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический  рост индивида.

Особенно  трудно проникнуть под спуд простой  интуиции и эмоций, когда оцениваешь личностно-центрированную терапию. Как  отмечал Мак Лемор, то личностно-центрированная терапия (ЛЦТ), тщательно описанная, звучит «во многом, как умелое проявление благодати - нелегко соскальзывающей с языка благодати, но глубоко значимого межличностного принятия и общения».

 

 

 

 

 

 

    1. Роль консультирования.

Великое множество профессионалов посвящают  большую часть своего времени  беседам с клиентами, цель которых — вызвать конструктивные изменения их психических установок. Независимо от того, как эти люди себя называют, — психологи, школьные или семейные консультанты, психиатры или социальные работники, консультанты в высших учебных заведениях, специалисты по производственному персоналу и т.д., — у каждого из них существует свой подход к установкам клиента — и это именно то, что составляет наш интерес в этой книге. Специалист такого рода имеет дело с неприспособленными или растерянными людьми, неудачниками или правонарушителями, и если они уходят от терапевта, став, более приспособленными и подготовленными к конструктивной встрече с жизненными реалиями, то приемы и техника такого специалиста представляют для нас живой интерес.

Такие беседы могут называться по-разному. Их могут  именовать простым и емким термином «лечебные беседы», довольно часто они обозначаются термином «консультирование», получающим все большее распространение, особенно в образовательных кругах, или же такие беседы, учитывая их целительный эффект, могут квалифицироваться как психотерапия, что ближе по духу социальным работникам, психологам и психиатрам в клиниках. В нашей книге эти термины будут использоваться как более или менее взаимозаменяемые, что представляется оправданным, поскольку все они, видимо, относятся к одному и тому же основному методу, а именно серии прямых контактов с индивидом, направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои психические установки и поведение. Раньше было принято называть «консультированием» единичные и поверхностные контакты с клиентом; более интенсивные и продолжительные контакты, направленные на глубокую реорганизацию личности, обозначались термином «психотерапия». Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии. Соответственно, мы будем использовать оба этих термина, поскольку и тот и другой в равной мере употребимы специалистами данной сферы.

    1. Основополагающие концепции.

Базисную  концепцию личностно-центрированной терапии можно выразить в форме  гипотезы «если – то». Если в установках терапевта присутствуют определенные условия, а именно: конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатическое понимание - то у человека, называемого «клиент» имеет место изменение в сторону роста. Теоретически эта гипотеза остается верной для любых отношений, в которых один человек проявляет конгруэнтность, эмпатию и позитивное отношение, а другой человек воспринимает их.

Гипотеза  основывается на глубинном понимание человеческой природы. Личностно-центрированная теория постулирует тенденцию человека к самоактуализации. «Развитие всех свои способностей с целью самосохранения и усиления организма - это врожденная тенденция организма» - пишет Роджерс .

В этом смысле тенденция к самоактуализации является частью оранизмической природы человеческого. Роджерс цитирует Ланкелота Вайта: «Кристаллы, растения и животные растут без какого-либо сознательного волнения, и странность нашей собственной истории исчезает, как только мы допускаем, что такой же естественный предопределяющий процесс, который управляет их ростом, управлял также и развитием человека и его разума и продолжает это делать!».

Силы  самоактуализации у младенца и ребенка  наталкиваются на условия, которые  устанавливаются в жизни значимыми другими. Эти «условия ценности» говорят ему, что он достоин любви и принятия, когда ведет себя в соответствии с установленными стандартами. Некоторые из этих условий ребенок, в конце концов, ассимилирует в собственную Я-концепцию. Затем, согласно Роджерсу, «он оценивает опыт позитивно или негативно исходя исключительно из этих условий ценности, которые были усвоены им от других, а не из того, насколько этот опыт усиливает или ослабляет его организм».

Несмотря  на внешние ограничения организмических  побуждений ребенка, они все же внутренне  переживаются им. Это приводит к  неконгруэнтности между силами организма  к самоактуализации и способностью осознать и реализовать их в действии.

Личностно центрированная теория стремится дать ответ на следующий вопрос: Как  индивид может восстановить утерянную  связь с порывами самоактуализации и признать их мудрость? В широком  понимании, психотерапия - это «высвобождение уже существующей способности в потенциально компетентном индивиде». При наличии определенных условий, тенденция к самоактуализации постепенно приводит индивида к преодолению тех ограничений, которые были интернализированы им как условия ценности. Такими определенными условиями являются терапевтические отношения, точнее то, что воспринимается индивидом как искренность или конгруэнтность, точное эмпатическое понимание и безусловное позитивное отношение.

Эти три  условия не являются отдельными состояниями, между которыми сведущий терапевт интуитивно делает выбор. Они взаимозависимы и  логически связаны друг с другом.

В первую очередь терапевт должен достичь  глубокой и точной эмпатии. Но такая глубокая чувствительность к непосредственному «существованию» другого человека, мельчайшим изменениям в его состоянии требует, чтобы терапевт сначала принял и в некотором смысле оценил другого человека. Иными словами, достаточно глубокая эмпатия не возможна, если нет безусловного позитивного отношения. Однако эти условия, по-видимому, могут стать значимым межличностным событием только тогда, когда они реальны. В ходе терапевтической встречи терапевт должен быть целостным и подлинным. Поэтому мне кажется, что подлинность, или конгруэнтность является самым важным из трех условий.

Подлинность, или конгруэнтность - это базисная способность терапевта читать собственные  внутренние переживания и очевидным  образом проявлять их в терапевтических  отношениях. Это не позволяет ему  играть роль или демонстрировать  фасад. Его слова согласуются  с переживаниями. Он следует за самим  собой. Он следует за меняющимся потоком  собственных чувств и проявляет  себя. В этом он прозрачен. С клиентом он в полной мере пытается быть самим  собой.

Концепции подлинности и точного эмпатического  понимания тесно связаны друг с другом. Терапевт пытается погрузиться  в мир чувств своего клиента, чтобы прочувствовать этот мир в себе. Его понимание исходит из его собственного внутреннего переживания чувств клиента и собственных внутренних процессов осознания. Он активно переживает чувства клиента, а также собственные внутренние реакции на эти чувства. В этом процессе нередко особое значение начинает приобретать осознание терапевтом не выражаемых словами чувств, находящихся на грани осознания клиента.

В основе эмпатии к клиенту лежит лишенная чувства собственности забота, или  принятие его индивидуальности, которое  называется безусловным позитивным отношением. Такое отношение возникает, в том числе, из веры терапевта  во внутреннюю мудрость процессов самоактуализации клиента и убеждения, что клиент обнаружит те ресурсы и направления, которые примет его личностный рост. Забота терапевта, конечно же, не принимает форму советов или указаний. Терапевт сообщает о ценности индивидуальности клиента иногда прямо, но чаще через безоценочное понимание и искренний отклик.

Несколько исследований показывают, что достижения клиента в ходе терапии значимо  связаны с наличием конгруэнтности, точной эмпатии и позитивного  отношения. Халкидес обнаружила положительную  корреляцию между наличием этих трех качеств и успешностью клиентов. Ряд исследований, которые были проведены  Годфри и Баррет-Леннард (Godfrey & Barrett-Lennard. 1959, 1962) проверили эту гипотезу и установили, что результативность терапии зависит от восприятия клиентами того, насколько эти три качества присущи их терапевтам.

Более поздние  исследования включали в себя новый  теоретический параметр личностно-центрированной терапии, а именно процессуальную концепцию  изменения личности клиента. Теория утверждает, что изменение происходит в континууме, один конец которого представлен ригидным, статическим, вновь и вновь повторяющимся  поведением, а другой - поведением, которое  модифицируется по мере изменения и  протекания внутренних переживаний. Исследование пациентов, госпитализированных с  диагнозом шизофрении, установило, что пациенты, чьи терапевты имели наивысший показатель по триаде терапевтических условий, были наиболее успешны. При этом пациенты, которые могли взаимодействовать в терапии на более высоком уровне, демонстрировали большие результаты, чем те, чье поведение было относительно статичным и ригидным.

Подведем  итог, позитивное изменение индивида в терапевтических отношениях возрастает, когда клиент воспринимает подлинность, эмпатию и заботу своего терапевта. Направление же личностного изменения - это возрастающее осознание своего внутреннего опыта, способность  позволить своим внутренним переживаниям течь и меняться, поведение, которое  конгруэнтно внутреннему опыту.

    1. Директивные техники.

Исторически те, кто связан с личностно-центрированной терапией, твердо выступают против того, чтобы терапевты были директивны со своими клиентами, что отражено в  первоначальном названии данного направления  – «не директивная терапия». Директивной терапией считается любая практика, в которой терапевт считается экспертом, который исходя из знания внутренних процессов человеческих существ, ставит диагнозы и лечит тех, кто обращается к нему за помощью.

С самого начала в личностно-центрированной точке зрения главной была вера в  то, что индивид сам способен определять направление своего развития. Годы опыта с клиентами и многочисленные исследовательские работы подтвердили  это убеждение и развили его  до такой степени, что сегодня  любой вторжение терапевта при  сосредоточении клиента на внутреннем процессе переживания считается  непродуктивным.

Личностно-центрированный терапевт полагается на ресурсы клиента. Любая поза или манипуляция, например, использование эзотерического языка, профессионализм или диагностическое  тестирование, исключаются. Это, как  считаются, приводят к тому, что терапевт лишает клиента контроля над процессом  терапии, тем самым происходит передача локуса оценки из рук клиента в  руки терапевта и подрыв его веры в собственные способности найти  пути к росту. Любая техника типа психодрамы, методов гештальттерапии  и биоэнергетики ставит терапевта  в роль эксперта и понижает способность  клиента полагаться на собственные  внутренние процессы. «Психотерапия - это не манипуляциями эксперта над более или менее пассивной личностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теоретической основой личностно-центрированной терапии является вера в человеческий рост в оптимальных условиях. Актуализирующая  тенденция в человеке - это огромная сила, наделенная собственным ритмом и направлением.

Вывод, который  можно сделать: три десятилетия  личностно-центрированной терапии, исследования и публикации предлагают обширную и  довольно радикальную систему ценностей, которая отстаивает полное доверие  к индивидуальному росту и  развитию при определенных условиях. В таком качестве личностно-центрированная теория представляет собой заманчивое приглашение не только для психотерапевтов, работающих индивидуально, но и для  человеческих групп любой формы, размера и убеждений.

Продолжительность терапевтического процесса также зависит  от умения консультанта поддерживать клиент-центрированный контакт в  ходе терапии в той же мере, как  и от степени неприспособленности  клиента или от любого другого  фактора.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. К. Роджерс «Становление личности. Взгляд на психотерапию» Boston, 1961. Перевод М.М.Исениной М.: "Прогресс", 1994

  1. Нельсо-Джоунс Р. «Теории и практика консультирования». – СПБ.: Питер, 2001.
  2. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science. V. 3. N. Y., 1959.

 


Информация о работе Личностно-центрированное консультирование по К. Роджерсу