День школьника вмещает множество
открытий, неизгладимых впечатлений, поступков.
Кроме уроков ученику необходим
досуг, когда, оставшись наедине
с другом, с книгой или просто
с самим собой, он может подумать
о том, что волнует и увлекает. В такие
часы пишутся первые стихи, конструируется
первая модель, возникают мысли, будущее
которых трудно предвидеть и переоценить.
Если ребенок со своими склонностями и
интересами существует сам по себе, а школа
и ее требования сами по себе, воспитание
и образование воздвигаются на песчаном
фундаменте, а он не долговечен, быстро
выветривается. Личностно ориентированное
обучение как раз направлено на индивидуальный
учет интересов, школьников. В свое время
Д.И. Менделеев писал, что надо “в норме
требовать определенного, обязательного
времени от учеников, но не наваливать
на них столько дела, чтобы они не имели
возможности постепенно становиться самостоятельными
людьми с личным характером. Регламентация
каждого шага убивает развитие этой самостоятельности
или при известных характерах и условиях
приводит к уродству”.
Равнодушных учеников, совсем без
желаний, обучающихся только по обязанности,
немного. Каждое зерно неравнодушия
прорастет и даст богатейшие плоды,
только перекинь мост от интересов
каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит
снять эту перегородку – откроется заманчивая
перспектива, учение станет гораздо привлекательнее,
а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже.
Если пренебрегать увлечениями ребят,
учение превращается для них в труд без
радости. Тогда появляются двойки даже
по любимому предмету. А если рядом у того,
кто ко всему безразличен, но усердно “проходит”
химию, математику, литературу и все, что
зададут – пятерки, то у него путаются
представления о том, что такое “хорошо”,
что такое “плохо”. Часто мы представляем
себе ученика только таким, каким видим
его в школе, где он у нас на глазах считанные
часы. И тогда учителям кажется, если ученик
не делает того, чего хотят они, значит,
он вообще ни к чему не способен. Чаще всего
это не так. Не заметив самобытности, педагог
уже считает ученика лентяем, тупицей,
бездельником. И чем большим авторитетом
пользуется педагог, тем опаснее последствия
его необоснованного приговора. Страшна
близорукость “наставников”, считающих
способностями лишь умение ответить у
доски по данному предмету в границах
данной программы.
Личностно-ориентированный подход
требует от учителя избрание приемов
и методов педагогической поддержки
в качестве приоритетных способов деятельности
на уроке, стимулирование учеников
к осуществлению коллективного и индивидуального
типа, вида задания, формы его выполнения.
Нужно развивать в детях творческую активность,
любознательность (не путать с любопытством),
инициативность, самостоятельность. Нужно
побуждать желание знать, веру в свои способности
и память, волю и ум. Совершенно необходимо
использовать похвалу как средство поощрения.
Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает
веру в собственные силы даже у самых слабых
учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное
отношение учителя к победам учеников
значит очень многое. Доброе слово, похвалу
можно и даже нужно записывать в тетради
и дневники (я часто за хорошо выполненную
работу, записываю в тетрадях слово –
молодец!). Похвала окрыляет учеников,
вселяет в него новые силы, но не следует
“перехвалить”, так как эффект от “перехваливания”
может получиться обратным. Но все же ошибки
и промахи увидеть легче, чем заметить
едва наметившуюся удачу. Особенно, если
ее не ждешь. Создание на уроках ситуации
успеха является одним из приоритетных
задач личностного обучения. Раскрепости
неуемную энергию школьника, укрепи его
веру в свои силы, направь их в нужном направлении
– и ряды неуспевающих поредеют.
При личностно-ориентированном подходе,
учитель использует педагогические
приемы для актуализации и обогащения
субъектного опыта ребенка, проектирует
характер учебного взаимодействия на
основе учета личностных особенностей
учащихся, использует разнообразные формы
общения, особенно диалога и полилога.
Учителю необходимо постоянно развивать
свои способности к перцептивному общению.
Мы понимаем перцептивное общение, как
адекватное восприятие человека, умение
проникнуть в его внутренний мир, почувствовать
его психическое состояние в каждый отдельный
момент, умение понять мотивы его поведения.
Педагог должен научить учащихся использовать
речевые обороты: “я полагаю, что…”,
“мне кажется, что…”, “по моему
мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”,
“моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся
должны научиться мыслить, рассуждать,
анализировать, видеть проблему и находить
способы для поиска ее решения. Никакой
зубрежки, никакого схематизма присутствовать
не должно. Проводя учебные занятия, педагоги
должны следовать принципу самоактуализации,
принципу индивидуальности, принципу
субъективности, принципу выбора, принципу
творчества и успеха, принципу веры, доверия
и поддержки. Только так можно воспитывать
активно мыслящую личность, а не очередные
“винтик” и “гайку” для государства.
Как писала Н.К. Крупская: “Самое важное
– это не смотреть на ребенка, как на свою
живую собственность, с которой что хочешь,
то и можешь делать, не смотреть на ребенка
как на раба, как на обузу или игрушку.
Надо научиться смотреть на ребенка как
на человека, пусть еще слабого, нуждающегося
в помощи, защите, но все же человека, притом
человека будущего”.
Личностное начало должно утвердиться
во всех образовательных процессах.
Особую роль в личностно ориентированном
подходе играет знание учителем психологии.
Учитель не сможет построить свою
работу в русле личностно-ориентированного
подхода, не зная психологических особенностей
учеников. Ведь дети очень разные. Один
очень активно работает на уроке, другой
знает ответ, но боится отвечать, у одного
проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой
памятью и т.д. То есть учитель должен строить
свою работу, изучая своих учеников, изучая
их личности. Ведь личность – это своеобразный
закон устройства человеком собственного
бытия, поведения и отношений с миром,
а уровень ее развития характеризуется
способностью к поддержанию и защите суверенного
пространства этой индивидуальности.
Внутренний мир личности есть своеобразное
отражение того жизненного пространства,
в котором происходит ее становление.
Это относится даже к пространству в физическом
смысле слова. Постановка целей личностного
развития учащихся обладает важной спецификой
в том смысле, что в традиционной педагогике
личностное развитие ученика выступало
не как цель, а как средство достижения
каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования,
приобщения. Личность играла лишь роль
механизма. В образовании важен был результат,
действие, которое эта личность должна
была произвести, а не новообразования
в ней самой. Должна присутствовать педагогическая
поддержка, которая выражает существо
гуманистической позиции педагога по
отношению к детям. Ее сущность выразил
Амонашвили в трех принципах педагогической
деятельности: “любить детей, очеловечить
среду, в которой они живут, проживать
в ребенке свое детство”. Предметом педагогической
поддержки становится процесс совместного
с ребенком определения его собственных
интересов, целей возможностей и путей
преодоления препятствий, мешающих ему
сохранять человеческое достоинство и
самостоятельно достигать желаемых результатов
в обучении, самовоспитании, общении, образе
жизни. Развивающий воспитательно-образовательный
процесс требует, чтобы личностью стал,
прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц.
Бадмаева: “Учитель не только дает знания
по своему предмету, он не только и не просто
“учитель — предметник”, а Учитель с
большой буквы – воспитатель, готовящий
в течение школьных лет и подготовивший
к выпуску из школы Гражданина”. Его отношения
с детьми должны строиться на основе личностного,
а не формально-делового подхода. Учитель,
реализуя в педагогической деятельности
рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую
функции образования, совершенно по иному
организует процесс обучения и воспитания
детей по сравнению с традиционной системой.
Первая функция состоит в том, чтобы “учить
детей учиться”, развивать в их личности
механизмы самосознания, саморегуляции
и в широком смысле слова означает способность
преодолеть собственную ограниченность
не только в учебном процессе, но и в любой
человеческой деятельности. Вторая функция
предполагает развитие в ребенке “умения
думать и действовать творчески”, формирование
в личности ребенка творческого начала
через творчески-продуктивную деятельность
с учетом мотивационно-аксиологических
сторон личности. В новом образовательном
пространстве картина мира и личность
ребенка строятся в процессе совместной
деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку
и маленькие творческие открытия. В этом
процессе поиска истины происходит переход
от отчужденного знания, через личные
открытия к личному знанию. Цель каждого
конкретного учителя в совокупном личностно-развивающем
пространстве школы органично согласуется
с целями других педагогов, с целостной
личностно-развивающей жизненной ситуацией
воспитанника. Учитель просто обязан обеспечить
на уроке приток свежих сведений из самых
различных источников; даст совет, что
прочитать, посмотреть, услышать, предоставить
желающим возможность дополнить учительское
повествование и поощрить их за это более
высокой оценкой. Педагог не столько учит
и воспитывает, сколько стимулирует ученика
к психологическому и социально-нравственному
развитию, создает условия для его самодвижения.
Наряду с глубиной, особое значение имеет
яркость сообщаемой ученикам информации,
воздействующей, как на интеллектуальную,
так и на эмоциональную сферу их восприятия.
Учитель никогда не добьется успеха, если
не сумеет установить контакт с детьми,
основанный на доверии, взаимопонимании
и любви. В заключение хочется отметить,
что современная школа остро нуждается
в гуманизации отношений детей и взрослых,
в демократизации жизнедеятельности школьного
общества. Поэтому очевидна необходимость
использования личностно-ориентированного
подхода, с помощью которого возможно
поддерживать процессы самопознания и
самостроительства личности ребенка,
развития его неповторимой индивидуальности.
--