Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа
Актуальность исследования. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах.
ВВЕДЕНИЕ
I Глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков
II Глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка
III Глава. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разумеется, девиация – не
лучший и не единственный способ избавиться
от чувства самоуничижения. «Высокое
самоуважение» подростка –
Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.
Девиантное поведение
вначале всегда бывает немотивированным.
Подросток хочет
При этом образуется прочный
круг. Девиантные поступки увеличивают
привлекательность совершающего их
подростка для других, которые
принимают такой стиль
III. Анализ девиантного поведение подростков
Наркомания - проблема социальная. Ей подвержены, в первую очередь, дети и подростки из «группы риска». Таковых в районе насчитывается 312 человек из 160 семей, отнесенных к категории малообеспеченных, неполных и неблагополучных. Семей, где родители не исполняют свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей- 124, из них 15 семей социально опасных. Дети и подростки в этих семьях испытывают дефицит общения, сложности в семейных взаимоотношениях, социально- бытовые проблемы.
В районе нет службы экстренной психологической помощи.
Одна из острых проблем – детская безнадзорность. Молодое поколение попадает в асоциальную, криминогенную среду. Все это оказывает существенное влияние на рост детской преступности, которая в районе за 1 полугодие 2003 года выросла на 40,7%
Отмечен рост групповой детской преступности. В районе нет базы данных по проблеме употребления наркотических средств и др. ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. Не создана структура, координирующая усилия различных, заинтересованных в решении данной проблемы, ведомств и учреждений. Отсутствуют кадры, специально подготовленные для работы по профилактике наркомании.
В районе нет общественных организаций, ведущих работу по профилактике наркомании, лечению и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
Работа правоохранительных органов по выявлению лиц, склонных к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, ведется на низком уровне и не отражает реальной картины. Так на учете в ПДН ОВД Усть-Илимского района состоит 6 несовершеннолетних, склонных к употреблению токсических веществ. Из-за отсутствия
Закона на федеральном уровне имеет место проблема принудительного лечения лиц, употребляющих наркотики и токсические вещества, а также проблема принятия мер, административной и уголовной ответственности к лицам, распространяющим наркотики или предоставляющим жилое помещение для изготовления и употребления наркотических средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:
1. Наследственно-биологических
факторов: отрицательно влияют
2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
3. Личностные характеристики
подростка: особенности
4. Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:
1. Суждение о нем выносят
взрослые, в силу различных причин
так или иначе находящиеся
в оппозиции к детству и
психосоциальным издержкам
2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997
3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий
у подростков. - М., 1999
7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
8. Личность преступника. - М., 1975
9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987
11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988
12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией
Татенко В. А. - Киев, 1985
13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978
14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа по активной профилактической работе социально-негативных явлений среди молодёжи Усть-Илимского района.
Наименование Программы: «Будущему - здоровое поколение»
Основные разработчики: Управление
образования
Управление социальной
защиты
Управление здравоохранения
Отдел по ФК,С и МП
Комиссия ПДН
Отдел культуры
Администрации Усть-Илимского района
Цель программы:
Целью данной программы
является: создание целостной системы
по профилактике социально-
Задачи:
1. создание системы
2. создание и совершенствование
нормативно-правовой базы и
3выявление лиц
4 создание координационного
совета, мониторинговой службы для
осуществления комплекса
5. обучение специалистов
и представителей
6. отработка системы проведения
мероприятий целевой
7. привлечение к
Сроки реализации 2004-2008 год.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- создание системы
- повышение квалификации
кадров и общественного актива,
обеспечивающих
- создание местных поселковых
организаций по
- стабилизация профилактики социально-негативных явлений.
Организация управления и контроль над реализацией программы.
С целью осуществления
управления и реализации программы
при администрации Усть-
Основные направления реализации программы.
Программа предполагает осуществить
меры общей и специальной
- Проведение мероприятий по организации переподготовки и повышении квалификации специалистов по профилактической работе, а также спортивно-оздоровительные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
-Создание банка данных
по данной проблеме Усть-
Механизм реализации программы.
Реализация программы
предполагает тесное взаимодействие и
совместную деятельность структурных
подразделений Администрации
Реализация программы проводится поэтапно, в соответствии с планом системы мероприятий.
1. Подготовительный этап 2004 год.
- обучение, повышение квалификации имеющегося кадрового ресурса: школьных психологов, социальных педагогов, методистов по делам молодежи и др.
- научно-методическое
- изучение опыта работы
соответствующих специалистов
2. Организационный этап
- координирование
- создание единой
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
В настоящие время наркомания является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации, профилактики наркозависимости и социально - негативных явлений в образовательной среде.
Информация о работе Личностные особенности девиантных подростков