Лидерство и руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань
социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

Файлы: 1 файл

Лидерство и Руководство.docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

Руководители этого ранга возглавляют  крупные подразделения организации, например отдел.

Руководители среднего звена выполняют  следующие функции:

  • выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
  • принимают решения по работе своего подразделения;
  • определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
  • организуют разработку предложений по улучшению работы;
  • подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
  • доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

Руководители этого звена характеризуются  тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени  проходит в переговорах с другими  руководителями.

Руководители высшего звена. Это  самый малочисленный слой руководителей  по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей  высшего звена всего несколько  человек.

Общими для всех руководителей  высшего звена являются следующие  функции:

  • принимают важнейшие решения;
  • выполняют больший объем работ в высоком темпе;
  • постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома.

 

Стили управления руководителя

 

Взаимоотношения руководителя с подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят  от стиля управления, реализуемого руководителем.

Выделяют следующие стили управления.

  • Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат (“подхалимы”, “козлы отпущения”, интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
  • Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую  вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей  своей работой и членством  в коллективе, благоприятный психологический  климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля  возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных  способностях руководителя.

  • Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “минимумом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
  • Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
  • Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

 

 

Критерии эффективности  руководства

 

Критерием эффективности руководства  является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя:

  • формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из: морального и функционального авторитета.
  • Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.
  • Функциональный авторитет определяется:
  1. компетентностью руководителя;
  1. его деловыми качествами;
  2. его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей, задач. Задача руководителя – эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально- психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов.

 

Заключение

 

Существует определенный набор  человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти  качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем  человек может становиться в  относительно раннем возрасте.

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность  деятельности умение ее планировать, правильно  определять порядок важности и срочности  дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера  влияет умение использовать возможности  подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного  руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении  важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых случаях  эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией  к шефу, отвлекая его от других более  важных дел. То же бывает, если подчиненные  не знают точно своего задания  и взваливают на себя работу, с которой  не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не “завалить” дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности  для руководителя возникают и  в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

Лидерство, как и руководство, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать  и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошел, на мой взгляд, ближе  всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит  от ситуации. В некоторых из них  менеджер добивается эффективности, структурирую задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает  подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ., 2004 г.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент», 2003 г.
  3. Дизель П.М., Мак—Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 2005.
  4. Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 2002 г.
  5. Кричевский Р.Л. Если вы. руководитель. М., 2003 г.
  6. Ласкон М.Х. «Основы менеджмента», 2005 г.
  7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002 г.
  8. Розанова В.А. «Психология управления», 2006 г.
  9. Старобинский Э.Е. «Как управлять персоналом», 2005 г.
  10. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 2003 г.
  11. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента», 2004 г.

Информация о работе Лидерство и руководство