Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:15, реферат
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.[2]. Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление.
Лидерство. Теории лидерства
Введение
Лидерство – важнейший
компонент эффективного руководства.
Оно встречается везде, где есть
устойчивое объединение людей. Само
слово «лидер» означает «вождь»,
«ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту
этого понятия, в современной
науке, при наличии общности исходных
позиций различных авторов, лидерство
характеризуется неоднозначно.[ Лидерство отличается от руководства,
которое предполагает достаточно жесткую
и формализованную систему Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.[2]. Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении
персоналом определяется его усилиями
по отбору достойных претендентов на
членство в рабочей группе, он должен
направлять групповую энергию на
решение организационных целей.
Лидерство также находит Незаменимая роль лидера в
осуществлении изменений
История и природа лидерства
Основой лидерства является
специфический тип управления, возникший
в древности на основе отношений
"хозяин - раб" и "лидер - последователь".
При этом лидер занимает в группе
центральную позицию и Отношения "лидер - последователь" известны нам с детства и воспринимаются вполне естественно, хотя иногда и болезненно. Воспитатель в детском саду, родители в семье, учитель в школе, "атаман" во дворе, тренер в спортсекции, староста в студенческой группе - все они на какое-то время занимают место лидера в нашей жизни.[3] Право на власть приобретается лидером в ходе формирования группы последователей и заключается в принятии решений и распоряжении ресурсами группы для достижения поставленных целей. Реально этим правом лидер пользуется только до того момента, пока это признается его последователями в неформальной организации.[8] Пример поведения лидера - главное для его признания в группе и во многих случаях служит причиной последующего обожания последователями (харизма). Для этого лидеру нужно найти своих последователей и постоянно демонстрировать личностные качества и образцы поведения (ум, силу, мужество, быстрое принятие решений, находчивость, юмор).
Обзор теорий лидерства Подход с позиции личных качеств
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.[6] Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.
Поведенческий подход
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Важный вклад поведенческого
подхода в теорию лидерства заключается
в том, что он помог провести анализ
и составить классификацию Каждая организация Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х” : люди изначально не любят
трудиться и при любой у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.[10] Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Макгрегор назвал их теорией “У” : труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Организации, где доминирует
демократичный стиль
Исследования Левина
Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.
Исследования Р. Лайкерта
Рэнсис Лайкерт и его
коллеги в Мичиганском Руководитель, сосредоточенный
на работе, также известный как
руководитель, ориентированный на задачу,
прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения В противоположность этому,
первейшей заботой На основании своих
исследований, Лайкерт сделал вывод,
что стиль руководства Четыре системы Лайкерта Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (табл.). Таблица. Системы по Р. Лайкерту
Лайкерт описывает руководителей,
относящихся к системе 1, как эксплуататорско- Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Руководители системы 3, называемой
консультативной, проявляют значительное,
но не полное доверие к подчиненным.
Имеется двустороннее общение и
некоторая степень доверия Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным.[7] Исследования Лайкерта показали,
что самые эффективные Двумерная трактовка стилей лидерства Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными. Было выявлено, что люди
могут вести себя с разной степенью
внимания к подчиненным и Таблица Структурирование
Несмотря на то, что самая
высокая производительность ассоциировалась
с руководителем, который владеет
и тем и другим стилем поведения,
более поздние исследования показали,
что эта классификация Управленческая решетка Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном , которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.[10] Вертикальная ось этой
схемы ранжирует “заботу о
человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная
ось ранжирует “заботу о 1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. 5. 5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. |
9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Стиль, удовлетворение и производительность
Можно понять, почему и автократичный
подход, и подход с позиций человеческих
отношений завоевали много У демократического стиля
есть свои привлекательные стороны,
успехи и недостатки. Безусловно, можно
было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование
человеческих отношений и участие
трудящихся в принятии решений всегда
вели бы к большей удовлетворенности
и более высокой
Ситуационный подход
Ни подход с позиций
личных качеств, ни поведенческий подход
не смогли выявить логического
Ситуационная модель руководства Фидлера Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются: отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей; структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность; должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.[7] Из восьми потенциальных
ситуаций первая является наиболее благоприятной
для руководителя. В ней задача
хорошо структурирована, должностные
полномочия большие, а отношения
между руководителем и Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства - это быстрота действия и принятия решения, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать. Стили руководства, ориентированные
на человеческие отношения, по мнению
Фидлера, наиболее эффективны в умеренно
благоприятных для руководителя
ситуациях. В таких ситуациях
у руководителя нет достаточной
власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество
подчиненных. Если руководитель уж слишком
сосредоточен на задаче, он рискует
вызвать антагонизм исполнителей и
тем самым способствовать проявлению
потенциальных недостатков
Подход Митчела и Хауса “путь - цель” Еще одна ситуационная модель лидерства “путь - цель” была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, “увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде”. Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей: разъяснение того, что ожидается от подчиненного; оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех; направление усилий подчиненных на достижение цели; создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута. Поначалу Хаус в своей
модели рассматривал два стиля руководства:
стиль поддержки и
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара Поль Херси и Кен
Бланшар разработали Имеются четыре стиля лидерства,
которые соответствуют давать указания; “продавать”; участвовать; делегировать. Первый стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости.[4] Второй стиль - “продавать” - п Третий стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. [6] Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания.
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона Еще одной ситуативной
моделью руководства стала Таблица Стили руководства
Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация “подчиненные - руководитель”: значение качества решения; наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения; степень структурированности проблемы; значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения; определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных; степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы; степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Заключение Различные ситуационные модели
помогают осознать необходимость гибкого
подхода к руководству. Чтобы
точно оценить ситуацию, руководитель
должен хорошо представлять способности
подчиненных и свои собственные,
природу задачи, потребности, полномочия
и качество информации. Руководитель
должен всегда быть готовым к переоценке
суждений и, если необходимо, соответствующему
изменению стиля руководства. Аналогичная ситуация может
возникнуть, как это часто и
происходит, если руководитель переведен
из подразделения с Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Список литературы 1. Бармашова Л.В. Менеджмент: Учебное пособие – РИЦ ВФМГИУ. 2004, - 256 с. 2. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления, - Киев, 2002, -425с. 3. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент, - М., 2001, - 520с. 4. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент, - М., 2003, - 574с. 5. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте, - М., 2005, - 327с. 6. Карлоф Б. Деловая стратегия, - М., 2003, - 320с. 7. Карлоф Б. Вызов лидеров, - М., 2005, - 453с. 8. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять, - М., 2005, - 356с. 9. Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер ХХI века. Кто он.// Менеджмент в России и за рубежом, № 4, - 2001, - 25с. 10. Френсис Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. М.1994. 11. Якокка Л. Карьера менеджера, - М., 2006, - 575с. |