Лидерство в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:12, доклад

Описание работы

Спортивная деятельность носит коллективный характер. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.

Файлы: 1 файл

спорт. психология_лидерство.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

     Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п.

     Воспитательная  функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства  товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок. 

     Дифференцировать  лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: 

роль  инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно  на решение поставленной перед группой задачи; 

роль  экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы  преимущественно на межличностные  отношения. 

Инструментальных  лидеров следует рассматривать  как ближайших помощников тренера  в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи. 

Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники  тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

Б.Дж .Кретти приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:

Лидер, ориентированный на задачу (деловой  лидер)

Плюсы: Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом  на решение задач

Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач

Эффективен  в ситуациях, когда необходимо сильное  единоличное руководство, цели четко  определены или между членами  группы отсутствуют дружественные  отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел  

Минусы: Мало внимания уделяет межличностным  отношениям в команде. Жертвует. личными  интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах

Мало  эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся  к общению

Может неудачно взаимодействовать с членами  команды, играющими важную роль в  деятельности, а также не удовлетворяет  потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям 

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный  лидер)

Плюсы: Заботлив, внимателен в межличностных  отношениях

Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача

Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой

Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных  для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода  в поведении и принятии решений 

Не проявляет  инициативы и настойчивости в  делах 

Минусы: Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием

Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией

Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях 

В действительности разделение на деловых и эмоциональных  лидеров несколько условно. Нередко  обе лидерские функции выполняет  один спортсмен.


Информация о работе Лидерство в спорте