Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:12, доклад
Спортивная деятельность носит коллективный характер. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п.
Воспитательная
функция предполагает усилия лидера
по развитию у членов команды чувства
товарищества, личной ответственности,
уважения к социальным нормам и требованиям,
дисциплинированности, собранности, надежности
и других общественно значимых характеристик
поведения. Эта функция осуществляется
лидером главным образом не на соревнованиях,
а в условиях тренировочных занятий и
отдыха. В соревновательной обстановке
воспитательные действия лидера ограничены
оценочными суждениями: «Правильно!»,
«Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?»
и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска
служат эффективным средством закрепления
правильных форм спортивного поведения
и устранения ошибок.
Дифференцировать
лидерские роли можно по разным признакам.
Исследования показывают, что существуют
две основные лидерские роли:
роль
инструментального, или делового, лидера,
чьи действия направлены преимущественно
на решение поставленной перед группой
задачи;
роль
экспрессивного, или эмоционального,
лидера, чьи действия ориентированы
преимущественно на межличностные
отношения.
Инструментальных
лидеров следует рассматривать
как ближайших помощников тренера
в решении задач технико-тактической,
специальной подготовки. Они выступают
инициаторами в поисках более современных
средств и способов совершенствования
мастерства спортсменов, обсуждают с тренером
возникающие идеи.
Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.
Б.Дж .Кретти приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:
Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)
Плюсы: Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач
Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач
Эффективен
в ситуациях, когда необходимо сильное
единоличное руководство, цели четко
определены или между членами
группы отсутствуют дружественные
отношения. Хорошо стимулирует членов
группы к активному участию в делах. Имеет
много предложений и идей по совершенствованию
дел
Минусы: Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует. личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах
Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению
Может
неудачно взаимодействовать с членами
команды, играющими важную роль в
деятельности, а также не удовлетворяет
потребности в лидерстве у лиц, стремящихся
к дружественным от ношениям
Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)
Плюсы: Заботлив, внимателен в межличностных отношениях
Может
снизить тревожность в
Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой
Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений
Не проявляет
инициативы и настойчивости в
делах
Минусы: Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием
Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией
Легко
уступает групповому давлению, не склонен
брать на себя инициативу в ответственных
ситуациях
В действительности
разделение на деловых и эмоциональных
лидеров несколько условно. Нередко
обе лидерские функции