Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Лидерство, являясь ярким и значительным феноменом в жизни группы, давно заинтересовало исследователей любых направлений. Ряд современных исследований доказал, что уже в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе.
Лидерство, являясь ярким и значительным
феноменом в жизни группы, давно заинтересовало
исследователей любых направлений. Ряд
современных исследований доказал, что
уже в дошкольном возрасте происходит
явная дифференциация детей по их положению
в группе.
Нами было проведено исследование, посвященное
проблеме лидерства в младшем школьном
возрасте. Мы определили группы лидеров,
"предпочитаемых" и с помощью диагностических
процедур выделили ряд качеств личности,
присущих каждой группе. Следующим нашим
шагом явилось создание и реализация формирующей
программы, способствующей формированию
у младших школьников лидерских качеств
как качеств социально активной личности.
При выборе формы проведения данной программы,
мы руководствовались определением, предложенным
Л.Г.Почебут и В.А.Чикер: лидерство - это
феномен, возникающий в системе неофициальных,
неформальных отношений и выступающий
как средство организации отношений этого
типа, управления ими. Мы осознанно выбрали
такую неформальную форму работы как проект,
в основе которого лежит идея о самоуправлении.
Ребята должны были самостоятельно спланировать
и организовать праздничное мероприятие
("Новогодняя мозаика").
На этапе организации и проведения эксперимента
мы обозначили ряд важных задач, а именно:
совершенствовать навыки социального
взаимодействия; развивать коммуникативные
и организаторские способности; формировать
умение самостоятельно и ответственно
планировать собственную деятельность;
развивать творческие способности.
Работа была разбита на ряд этапов, на
каждом их которых решались определенные
задачи. Содержание деятельности детей
на различных этапах проектной деятельности
определялось, исходя из целей и задач.
Организационный этап: создание положительного
эмоционального фона, настрой на дальнейшую
деятельность; усвоение детьми новой для
них формы работы; развитие организаторских
способностей.
Этап подготовки проекта к осуществлению:
совершенствование навыка работы в группе
как творческой команде; обучение конкретным
социальным навыкам; формирование самостоятельности
при выборе действий и решений; формирование
ответственности за свои действия; развитие
творческих и организаторских способностей.
Творческий характер проектной деятельности
в определенной степени помогал нейтрализовать
установки, благодаря которым неуспешные
дети воспринимаются как менее значимые.
Параллельно с развитием лидерских качеств,
таких как планирование работы, выдвижение
идей, справедливое распределение обязанностей,
с помощью специальных упражнений проходило
обучение конкретным социальным навыкам:
принятие критики, просьба о помощи, безоценочные
суждения.
Презентация: формирование уверенного
поведения ребят при представлении. Заключительный
этап: анализ и рефлексия процесса подготовки
и реализации проекта.
Через определенный промежуток времени
мы провели констатирующий срез с использованием
диагностических процедур и выявили, какие
изменения привнесла наша программа. Даже
на поведенческом уровне заметно, что
все дети стали увереннее, организованнее,
отстаивают собственное мнение. В новой
ситуации взаимодействия, отличной от
учебной, они получили возможность действовать
самостоятельно и применять умения, невостребованные
ранее в такой степени.
Социометрическая процедура, проведенная
после эксперимента, выявила, что состав
группы лидеров и предпочитаемых несколько
поменялся. С помощью других методик мы
выяснили, что дети, занимающие теперь
лидирующие позиции гораздо более активны
в межличностных отношениях и смелее в
широких массах, ответственны, стремятся
к доминированию, чем группа лидеров до
исследования. Предпочитаемые дети оказались
более импульсивными и тревожными, в их
число вошли также ребята, бывшие ранее
лидерами. Но если для учебной ситуации
уровень их эмоциональной устойчивости
был достаточен, то в неформальной ситуации,
где приходиться быть ответственным не
только за себя, но и за других людей, его
оказалось недостаточно.
Мы рассмотрели полученные данные в гендерном
аспекте и отметили различия в выраженности
качеств у девочек-лидеров и у мальчиков-лидеров
до и после эксперимента. Девочки стали
более общительны, еще более эмоционально
устойчивы, уравновешенны, ответственны,
но остались такими же чувствительными.
В группе мальчиков-лидеров больше чем
у девочек-лидеров теперь преобладают
такие личностные качества как решительность,
практичность, властность, но их отличает
повышенная импульсивность.
Суходоева Н.М.