Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Лидерство, являясь ярким и значительным феноменом в жизни группы, давно заинтересовало исследователей любых направлений. Ряд современных исследований доказал, что уже в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Лидерство, являясь ярким и значительным феноменом в жизни группы, давно заинтересовало исследователей любых направлений. Ряд современных исследований доказал, что уже в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе.  
 
Нами было проведено исследование, посвященное проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Мы определили группы лидеров, "предпочитаемых" и с помощью диагностических процедур выделили ряд качеств личности, присущих каждой группе. Следующим нашим шагом явилось создание и реализация формирующей программы, способствующей формированию у младших школьников лидерских качеств как качеств социально активной личности.  
 
При выборе формы проведения данной программы, мы руководствовались определением, предложенным Л.Г.Почебут и В.А.Чикер: лидерство - это феномен, возникающий в системе неофициальных, неформальных отношений и выступающий как средство организации отношений этого типа, управления ими. Мы осознанно выбрали такую неформальную форму работы как проект, в основе которого лежит идея о самоуправлении. Ребята должны были самостоятельно спланировать и организовать праздничное мероприятие ("Новогодняя мозаика").  
 
На этапе организации и проведения эксперимента мы обозначили ряд важных задач, а именно: совершенствовать навыки социального взаимодействия; развивать коммуникативные и организаторские способности; формировать умение самостоятельно и ответственно планировать собственную деятельность; развивать творческие способности.  
 
Работа была разбита на ряд этапов, на каждом их которых решались определенные задачи. Содержание деятельности детей на различных этапах проектной деятельности определялось, исходя из целей и задач.  
 
Организационный этап: создание положительного эмоционального фона, настрой на дальнейшую деятельность; усвоение детьми новой для них формы работы; развитие организаторских способностей.  
 
Этап подготовки проекта к осуществлению: совершенствование навыка работы в группе как творческой команде; обучение конкретным социальным навыкам; формирование самостоятельности при выборе действий и решений; формирование ответственности за свои действия; развитие творческих и организаторских способностей.  
 
Творческий характер проектной деятельности в определенной степени помогал нейтрализовать установки, благодаря которым неуспешные дети воспринимаются как менее значимые. Параллельно с развитием лидерских качеств, таких как планирование работы, выдвижение идей, справедливое распределение обязанностей, с помощью специальных упражнений проходило обучение конкретным социальным навыкам: принятие критики, просьба о помощи, безоценочные суждения.  
 
Презентация: формирование уверенного поведения ребят при представлении. Заключительный этап: анализ и рефлексия процесса подготовки и реализации проекта.  
 
Через определенный промежуток времени мы провели констатирующий срез с использованием диагностических процедур и выявили, какие изменения привнесла наша программа. Даже на поведенческом уровне заметно, что все дети стали увереннее, организованнее, отстаивают собственное мнение. В новой ситуации взаимодействия, отличной от учебной, они получили возможность действовать самостоятельно и применять умения, невостребованные ранее в такой степени.  
 
Социометрическая процедура, проведенная после эксперимента, выявила, что состав группы лидеров и предпочитаемых несколько поменялся. С помощью других методик мы выяснили, что дети, занимающие теперь лидирующие позиции гораздо более активны в межличностных отношениях и смелее в широких массах, ответственны, стремятся к доминированию, чем группа лидеров до исследования. Предпочитаемые дети оказались более импульсивными и тревожными, в их число вошли также ребята, бывшие ранее лидерами. Но если для учебной ситуации уровень их эмоциональной устойчивости был достаточен, то в неформальной ситуации, где приходиться быть ответственным не только за себя, но и за других людей, его оказалось недостаточно.  
 
Мы рассмотрели полученные данные в гендерном аспекте и отметили различия в выраженности качеств у девочек-лидеров и у мальчиков-лидеров до и после эксперимента. Девочки стали более общительны, еще более эмоционально устойчивы, уравновешенны, ответственны, но остались такими же чувствительными.  
 
В группе мальчиков-лидеров больше чем у девочек-лидеров теперь преобладают такие личностные качества как решительность, практичность, властность, но их отличает повышенная импульсивность.  
 
Суходоева Н.М.


Информация о работе Лидерство