Лингвопсихологические особенности лексического развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью исследования стало изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить особенности психического и личностного развития дошкольника.
Проанализировать детскую речь как предмет лингвистического исследования.
Наметить основные направления и методы развития лексики дошкольника.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы лексического развития детей дошкольного возраста 4
1.1. Особенности психического развития дошкольника 4
1.1.1. Особенности психического развития ребенка 3-4 лет 4
1.1.2. Особенности психического развития ребенка 4-5 лет 10
1.1.3. Особенности психического развития ребенка 6-7 лет 13
1.2. Особенности личностного развития дошкольника 15
Выводы по главе 17
Глава 2. Лексическое развитие дошкольников 18
2.1. Детская речь как предмет лингвистического исследования 18
2.2. Развитие словарного запаса и его особенности у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 22
2.3. Основные направления и методы развития лексики дошкольника 25
Выводы по главе 30
Заключение 32
Литература

Файлы: 1 файл

лингвопсихологические особенности.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Специального  внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, - обилие в ней иностранных слов и выражений.

Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

 

 

Заключение

В ходе написания курсовой работы была доказана актуальность исследования, а также сделаны следующие выводы.

1. В развитии  речи детей ведущая роль принадлежит  взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого  должна соответствовать нормам  литературного языка, литературной  разговорной речи и в отношении  звуковой стороны, и в отношении богатства словаря, связности.

Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону  речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение  для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные  воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

5. Все виды  занятий служат цели расширения  запаса слов детей. Надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

6. Существует  ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей (подбор эпитетов к предмету, подбор обстоятельств, вставление детьми  пропущенных слов, составление    предложений    с    определенным    словом). Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

 

Литература

  1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.- СПб.: Детство-пресс, 2007. - 145 с.
  2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи /А.Г. Арушанова //Дошкольное воспитание. - 2007. - №9.- С. 58-65.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2006. – 325 с.
  4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб.: Питер, 2008. – 241 с.
  5. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.: Знание, 2007. – 252 с.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: МГУ, 2008. – 423 с.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. – М.: Библио, 2009. – 346 с.
  8. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. – Калинин, 2006. – 321 с.
  9. Исследование речевого мышления в психолингвистике./ Под ред. Е.Ф.Тарасова – М.: Омский глобус, 2009. – 346 с.
  10. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. – Минск: Дельта, 2007. – 371 с.
  11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Просвещение, 2009. – 344 с.
  12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 178 с.
  13. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М: МГУ, 2009. – 214 с.
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.

 

 

Приложение

Примеры игр  и упражнений, направленных на лексическое  развитие дошкольника

Задание «Опиши животное»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для  описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – «наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

 

Задание «Составим  рассказ вместе»

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные  предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат; санки; коньки; кораблик; сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти  картинки (далее дети с помощью  логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.                   


Информация о работе Лингвопсихологические особенности лексического развития детей дошкольного возраста