Литературный обзор по дисциплине: практикум по основам профессионального мастерства психолога по теме: «Эмоции»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:31, отчет по практике

Описание работы

Вокруг человека неостанавливаясь бежит жизнь. В основном она проявляется в действиях, словах и т.п. Общение непрекращается ни на минуту. Даже сидя в полном одиночестве и читая книгу, Вы словно ведете разговор с ее автором, то и дело соглашаясь или нет с его высказываниями. Но слова, слетевшие с уст, бывают лживы. Природа и это предусмотрела… Она наградила человека эмоциями. Эмоции - это словно «зеркало истины». В нем отражается только реальное отношение человека к тому или иному предмету или явлению. А может эмоции- это всего лишь инстинкт доставшийся нам от предков, не имевших речь которой мы пользуемся сегодня?

Файлы: 1 файл

литобзор.docx

— 24.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «ВГУ им. П. М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Литературный  обзор

по дисциплине: практикум по основам профессионального

мастерства  психолога 

по теме: «Эмоции» 
 

  
 
 
 

Подготовила:

Молоток М. А.

Студентка 21 гр.

ДО ФСПиП

Проверил:

ПоташеваЮ.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск 2011  

      Вокруг человека неостанавливаясь бежит жизнь. В основном она проявляется в действиях, словах и т.п. Общение  непрекращается ни на минуту. Даже сидя в полном одиночестве и читая книгу, Вы словно ведете разговор с ее автором, то и дело соглашаясь или нет с его высказываниями. Но слова, слетевшие с уст, бывают лживы.  Природа и это  предусмотрела… Она наградила человека эмоциями. Эмоции - это словно «зеркало истины». В нем отражается только реальное отношение человека к тому или иному предмету или явлению. А может эмоции- это всего лишь инстинкт доставшийся нам от предков, не имевших речь которой мы пользуемся сегодня?

     Вот что по этому поводу думают в психологии:

«Специфическое  различие между эмоциями и инстинктами  заключается в том, что эмоция есть стремление к чувствованиям, а  инстинкт — стремление к действиям  при наличности известного объекта  в окружающей обстановке. Но и эмоции имеют для себя соответствующие  телесные проявления, которые заключаются  иногда в сильном сокращении мышц (например, в момент испуга или гнева); и во многих случаях может оказаться  несколько затруднительным провести резкую грань между описанием  эмоционального процесса и инстинктивной  реакции, которые могут быть вызваны  тем же объектом. К какой главе  следует отнести явление страха — к главе об инстинктах или  к главе об эмоциях? Куда также  следует отнести описания любопытства, соревнования? С научной точки зрения это безразлично, следовательно мы должны для решения этого вопроса руководствоваться одними практическими соображениями. Как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание было бы излишним, так как читателю эмоции, как чисто душевные состояния, и без того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к объектам, вызывающим их, и реакции, сопровождающие их. Каждый объект, воздействующий на какой-нибудь инстинкт, способен вызвать в нас и эмоцию. Вся разница заключается здесь в том, что так называемая эмоциональная реакция не выходит из пределов тела испытуемого субъекта, а так называемая инстинктивная реакция может идти дальше и вступать на практике во взаимные отношения с вызывающим ее объектом. И в инстинктивных, и в эмоциональных процессах простое воспоминание о данном объекте или образ его могут быть достаточными для возникновения реакции. Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем во время ее жизни» [2]. Такую трактовку понятию эмоции дал Уильям Джеймс.

             С.Л. Рубинштейн смотрел на  эмоциональные реакции немного  по-своему:

          «На уровне биологических форм существования у животных, когда индивид выступает лишь как организм, эмоциональные реакции связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности. Именно протекание основных для животного организма форм жизнедеятельности, связанных с самосохранением, питанием, размножением, определяет его эмоциональные реакции.

            На уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает как личность, а не как организм, эмоциональные процессы связаны не только с органическими, но и с духовными потребностями, с тенденциями и установками личности и многообразными формами деятельности. Объективные отношения, в которые вступает человек в процессе удовлетворения своих потребностей, порождают разнообразные чувства. Развивающиеся в процессе трудовой деятельности людей формы сотрудничества порождают многообразные социальные чувства. Даже если обратиться к семейным чувствам, то, несмотря на органические основы сексуального чувства, все же не раз навсегда данные чувства порождают различные формы семейной жизни, а изменяющиеся в процессе общественно-исторического развития формы семьи порождают изменяющиеся и развивающиеся семейные чувства. Человеческие чувства выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми.

         В этих исторических формах общественного бытия человека, а не в одних лишь их физиологических механизмах нужно прежде всего искать материальные основы человеческих чувств и эмоций, так же как в основных формах биологического существования, а не в одних лишь их физиологических механизмах самих по себе надо в конечном счете искать материальные основы эмоций у животных.

          Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы сознания жизненно значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и классификация эмоций должна исходить как из первичной основы не из тонкостей феноменологического анализа эмоционального переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса самого по себе, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций. Поскольку у животных эмоциональные реакции связаны с основными сторонами и проявлениями их жизнедеятельности, с важнейшими для животного организма биологическими актами – питания, размножения и с борьбой за существование, постольку исходя от Ч.Дарвина биологическая теория эмоций, которая связывала их с органической стимуляцией инстинктов, в отношении животных в основном правильна. Грубейшая ошибка биологической теории эмоций начинается лишь там, где эта теория переносится с животных на человека. Между тем с изменением форм существования у человека изменяется и основа его эмоций. Биологизаторская же теория неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами» .

           По существу, из этой же точки зрения исходил и У.Джемс, но он отмечал, что объект побуждает не только к действию, он вызывает изменения в установке, в лице; он различным образом сказывается на дыхании, кровообращении и органических функциях. Когда действия заторможены, эмоциональные проявления еще сохраняются, и мы можем прочесть гнев в чертах лица даже тогда, когда удар не был нанесен. Инстинктивные реакции и эмоциональные проявления сливаются в незаметных переходах. Также Джемс признавал затруднительным провести грань между описанием эмоционального процесса и инстинктивной реакции» [1].

 

     

     Список  использованных источников:

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.- Питер: СПб, 2000.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm Дата доступа: 5.11.2011г.
  2. Джеймс, В. Психология/В. Джеймс. – К.Л. Риккер: СПб,1911.-340с. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://flogiston.ru/library/james_emotion Дата доступа: 5.11.2011г.

Информация о работе Литературный обзор по дисциплине: практикум по основам профессионального мастерства психолога по теме: «Эмоции»