Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:31, отчет по практике
Вокруг человека неостанавливаясь бежит жизнь. В основном она проявляется в действиях, словах и т.п. Общение непрекращается ни на минуту. Даже сидя в полном одиночестве и читая книгу, Вы словно ведете разговор с ее автором, то и дело соглашаясь или нет с его высказываниями. Но слова, слетевшие с уст, бывают лживы. Природа и это предусмотрела… Она наградила человека эмоциями. Эмоции - это словно «зеркало истины». В нем отражается только реальное отношение человека к тому или иному предмету или явлению. А может эмоции- это всего лишь инстинкт доставшийся нам от предков, не имевших речь которой мы пользуемся сегодня?
Министерство образования Республики Беларусь
УО «ВГУ им. П. М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра
прикладной психологии
Литературный обзор
по дисциплине: практикум по основам профессионального
мастерства
психолога
по теме:
«Эмоции»
Подготовила:
Молоток М. А.
Студентка 21 гр.
ДО ФСПиП
Проверил:
ПоташеваЮ.Л.
Витебск 2011
Вокруг человека неостанавливаясь бежит жизнь. В основном она проявляется в действиях, словах и т.п. Общение непрекращается ни на минуту. Даже сидя в полном одиночестве и читая книгу, Вы словно ведете разговор с ее автором, то и дело соглашаясь или нет с его высказываниями. Но слова, слетевшие с уст, бывают лживы. Природа и это предусмотрела… Она наградила человека эмоциями. Эмоции - это словно «зеркало истины». В нем отражается только реальное отношение человека к тому или иному предмету или явлению. А может эмоции- это всего лишь инстинкт доставшийся нам от предков, не имевших речь которой мы пользуемся сегодня?
Вот что по этому поводу думают в психологии:
«Специфическое
различие между эмоциями и инстинктами
заключается в том, что эмоция
есть стремление к чувствованиям, а
инстинкт — стремление к действиям
при наличности известного объекта
в окружающей обстановке. Но и эмоции
имеют для себя соответствующие
телесные проявления, которые заключаются
иногда в сильном сокращении мышц
(например, в момент испуга или гнева);
и во многих случаях может оказаться
несколько затруднительным
С.Л. Рубинштейн смотрел на эмоциональные реакции немного по-своему:
«На уровне биологических форм существования у животных, когда индивид выступает лишь как организм, эмоциональные реакции связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности. Именно протекание основных для животного организма форм жизнедеятельности, связанных с самосохранением, питанием, размножением, определяет его эмоциональные реакции.
На уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает как личность, а не как организм, эмоциональные процессы связаны не только с органическими, но и с духовными потребностями, с тенденциями и установками личности и многообразными формами деятельности. Объективные отношения, в которые вступает человек в процессе удовлетворения своих потребностей, порождают разнообразные чувства. Развивающиеся в процессе трудовой деятельности людей формы сотрудничества порождают многообразные социальные чувства. Даже если обратиться к семейным чувствам, то, несмотря на органические основы сексуального чувства, все же не раз навсегда данные чувства порождают различные формы семейной жизни, а изменяющиеся в процессе общественно-исторического развития формы семьи порождают изменяющиеся и развивающиеся семейные чувства. Человеческие чувства выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми.
В этих исторических формах общественного бытия человека, а не в одних лишь их физиологических механизмах нужно прежде всего искать материальные основы человеческих чувств и эмоций, так же как в основных формах биологического существования, а не в одних лишь их физиологических механизмах самих по себе надо в конечном счете искать материальные основы эмоций у животных.
Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы сознания жизненно значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и классификация эмоций должна исходить как из первичной основы не из тонкостей феноменологического анализа эмоционального переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса самого по себе, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций. Поскольку у животных эмоциональные реакции связаны с основными сторонами и проявлениями их жизнедеятельности, с важнейшими для животного организма биологическими актами – питания, размножения и с борьбой за существование, постольку исходя от Ч.Дарвина биологическая теория эмоций, которая связывала их с органической стимуляцией инстинктов, в отношении животных в основном правильна. Грубейшая ошибка биологической теории эмоций начинается лишь там, где эта теория переносится с животных на человека. Между тем с изменением форм существования у человека изменяется и основа его эмоций. Биологизаторская же теория неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами» .
По существу, из этой же точки зрения исходил и У.Джемс, но он отмечал, что объект побуждает не только к действию, он вызывает изменения в установке, в лице; он различным образом сказывается на дыхании, кровообращении и органических функциях. Когда действия заторможены, эмоциональные проявления еще сохраняются, и мы можем прочесть гнев в чертах лица даже тогда, когда удар не был нанесен. Инстинктивные реакции и эмоциональные проявления сливаются в незаметных переходах. Также Джемс признавал затруднительным провести грань между описанием эмоционального процесса и инстинктивной реакции» [1].
Список использованных источников: