Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 07:05, реферат
Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.
Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.
6Сравнение теоретического материала позволяет подчеркнуть ограничительный характер манипулятивного общения подростков в становлении их личностной свободы.
Например:
1. Осознанность и избирательность поведения при личностной свободе, и невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения при манипулятивном общении, что подтверждается высказываниями подростков «тобой руководят», «приходится подчиниться» и т.д.
Обсуждение и анкетирование по данной проблеме проводилось среди учеников 10 класса МОУ СОШ №23.
В начале исследования, для выявления первичных представлений по теме, испытуемым было предложено ответить на заданные вопросы:
- знают ли они, что такое манипуляция между людьми;
- используют ли они манипуляцию;
- используют ли они манипуляцию в отношениях с одноклассниками;
- используют ли
манипуляцию как «наклейку
- как применение рекомендаций.
В результате были выявлении результаты, подробный анализ которым можно дать, обратившись к Приложению 1.
Далее было проведено анкетирование, целями которого являлись:
- выявление знаний различных классификаций манипуляции;
- составление представлений о том, какие способы манипуляции наиболее часто используются в общении, участниками которого являются подростки.
В качестве материала для опроса были даны 10 высказываний, предложенных как речевые манипуляции:
Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: «Применяют ли они данные высказывания и насколько часто?»
Провести анализ диагностической работы можно по таблице (см. Приложение 2).
В результате проведённого анкетирования были выявлены наиболее часто используемые способы манипуляции: отстранение, угроза, сравнение.
Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы. Что является вашей «слабой стороной»? Какие Ваши личностные качества может использовать другой человек для управления Вами?
Опрашиваемым было предложено оценить себя по 5-ти бальной шкале, где 1 – минимальное проявление качества; 5 – максимальное проявление качества.
Анализируя ответы, можно выявить качества личности, подвергающие подростка психологическому воздействию со стороны окружающих:
Как было выяснено, подросток не может существовать без общения. Но и свободным он желает быть, как и каждый человек, а манипуляция в некотором роде ограничивает эту потребность.
Опираясь на проведённые исследования, можно подтвердить предположение о том, что манипуляция выступает существенной помехой на пути достижения подростком личностной свободы.
Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно. Благодаря ей, существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же, он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования.
Говоря об отрицательных сторонах манипулятивного воздействия нельзя забывать о том, что возможны положительные проявления этого явления. Это и переход от психологического воздействия к коммуникабельности личности, установлению взаимопонимания и взаимосотрудничества и т.д. Однако этот факт не всегда оправдывает действия манипулятора.
Оценивая результаты своей работы. Я нашла…Как не стать жертвой манипулятора.
Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй («если ты будешь общаться с Леной, я не буду помогать тебе с уроками»), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.
Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. «Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну, так и говори».
Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.
Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас, и никто кроме нас не в состоянии их «включить» и «выключить». Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут «на слабо»? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.
Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без него, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом. Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту «ведущую» эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их «ведущем» чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.
Можно с уверенностью сказать, что «манипуляция» не имеет границ изучения. Каждый раз пытаясь наиболее четко сформулировать проблему можно разносторонне рассмотреть ее, что безусловно пробуждает все новый и новый интерес к данной теме.
Приложение 1.
Приложение 2.
часто |
иногда |
никогда | |
1. |
13ч. |
3ч. |
0ч |
2. |
11ч. |
2ч. |
3ч. |
3. |
5ч. |
7ч. |
4ч. |
4. |
7ч. |
3ч. |
6ч. |
5. |
4ч. |
0ч. |
12ч. |
6. |
4ч. |
2ч. |
10ч. |
7. |
5ч. |
6ч. |
5ч. |
8. |
6ч. |
1ч. |
9ч. |
9. |
4ч. |
4ч. |
8ч. |
10. |
3ч. |
1ч. |
12ч. |
Информация о работе Манипулятивное общение и свобода подростка