Манипулятивный уровень делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Для манипулятора партнер – соперник в игре, которую надо непременно выиграть. Выигрыш означает выгоду, если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая «выгода», с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы».
В фазе направленности на партнера манипулятор заранее готовится к подчинению себе собеседника и пристраиванию к нему «сверху».

Файлы: 1 файл

Манипулятивный уровень делового общения.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Введение

Для манипулятора партнер  – соперник в игре, которую надо непременно выиграть. Выигрыш означает выгоду, если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая «выгода», с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы».

В фазе направленности на партнера манипулятор заранее готовится к подчинению себе собеседника и пристраиванию к нему «сверху».

В фазе отражения  партнера манипулятор неплохо улавливает его и свою собственную актуальные роли, но делается это как «расставление ловушки». «Схватываются» те особенности собеседника, которые можно использовать как его слабые места. Например, ваш собеседник самолюбив и не позволит пристраивания «сверху», тогда манипулятор усыпляет его бдительность, пристраиваясь «снизу», надеясь, что собеседник, тронутый его лестью, все же уступит. И часто он не ошибается. Как только партнер расслабляется и приоткрывает свой «ролевой веер», ему наносится укол. «Противоманипулятивная защита» требует от личности большой зрелости и выдержки, при этом важно не умение «подыгрывать», а способность «выходить из игры».

Черты манипулятивной личности

Манипулятор представляет собой  ту часть личности, которая сознательно (тогда это цинизм) или бесс тознательно применяет разнообразные уловки, задача которых контролировать ситуацию для достижения своих целей. По сути, манипулятор надеется на то, что окружающим более понравится его игра, его маска, нежели он сам. Чем большее значение человек придает своей маске, тем более обесценивает себя. А чем больше он обесценивает себя, тем более недооцененным он себя чувствует и тем глубже в нем чувство неудовлетворенности.

 

 

 

Манипулятивные системы поведения

Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Всегда играет роль человека полного сил, пользуясь при этом своим рангом или социальным положением: родитель, старший сержант, учитель, начальник. Становится в процессе общения в позицию «собака сверху» (Ф. Перлз), опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними, стремясь подчинять, командовать, давить авторитетом.

Пассивный манипулятор  – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным или глупым, разыгрывая «собаку снизу», т.е. проявляя потребность подчиняться, соглашаться, слушаться. Пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный одерживает победу. Лучшие его помощники – вялость и пассивность.

Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь активного и пассивного манипулятора.

Безразличный  манипулятор играет в безразличие, в индифферентность. Старается устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны; он то «Сварливая баба», то «Мученик», то «Беспомощный». На самом деле ему не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В безразличность часто играют супружеские пары. Игра «Угрожать разводом» служит примером того, как манипулятор старается завоевать партнера. А отнюдь не разойтись с ним.

Манипулятивные типы

«Диктатор» – преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс.

«Тряпка» – обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Развивает свое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. Его характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности: Мнительный. Глупый, Хамелеон, Конформист. Слушающийся, Отступающий.

«Калькулятор» (Вычислитель) – преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны перехитрить, с другой – перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок, Шантажист.

«Прилипала» – полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом: «Ах жизнь не удалась, и поэтому…»

«Хулиган» – преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью разного рода угроз. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана – Сварливая баба (Пила).

«Славный парень»  – преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. В его конфликте с Хулиганом проигрывает Хулиган. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

«Судья» – преувеличивает свою критичность. Никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

«Защитник» – противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх всякой меры, отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Контакты манипуляторов

Контакты, которые легко  даются манипуляторам, поверхностны, они  не затрагивают души. Одна из причин неспособности манипулятора установить глубокий контакт – это страх уязвимости, разоблачения, осуждения. Можно выделить четыре самых распространенных способа ухода от контакта:

1) прикинуться «Случайным»  человеком в разговоре; «Не  мое дело говорить это вам»  или «Я в этом, конечно, ничего  не смыслю, но…», или «Я не имею  права лезть в ваши дела, но  мне кажется…»;

2) поставить под сомнение  то, что он только что сказал: «О, забудьте это», или «Вы не  уловили главного», или «Не  придавайте этим словам значения…»;

3) сделать вид, что его  слова относятся к другой личности: «Ах, это я не о Вас, а  так, вообще…» или «Я просто  подумал вслух, извините…»;

4) сделать вид, что он  не разобрался в ситуации или  в контексте сказанного: «Вы всегда  надо мной смеетесь…» или «Вы  меня переоцениваете…».

Но без хотя бы одного-двух глубоких контактов человек не сможет состояться как личность, не сможет «завершить» себя, не станет актуализированной  личностью, способной к полноценным  и успешным деловым взаимодействиям.

 

Причины манипуляций

Основная причина манипуляций в психологических проблемах, в вечном конфликте человека с самим собой, конфликте личности и сущности. Ведь личность – это упаковка, форма для внутренней части человека. Внешняя часть в психологии традиционно обозначается понятием «личность». При этом надо помнить, что само слово личность происходит от слова «личина», то есть маска.

Когда человек рождается, он имеет «нулевую» личность и  «голую» сущность. Затем через  родителей начинается построение личности – ребенку дают имя, обучают словам, развивают сознание, формируют систему ценностей, самооценку, направленность, жизненные принципы и тому подобное. На этом этапе личность никогда не соответствует сущности. Она создается другими людьми, в основном родителями, такой, какую они считают правильной. После определенного этапа жизни, когда у человека возникает самосознание, появляется шанс «второго рождения». То есть, мы можем перестроить данную нам личность уже изнутри на ту, которая подходила бы нашей сущности. И если человек говорит, что его жизнь не удалась, так как его «неправильно воспитали» – это неконструктивная позиция. Родители обречены воспитывать неправильно, так как в качестве точки отсчета «хорошо – плохо» они берут самих себя, в смысле того, что для них хорошо (а не для ребенка). Правильным может быть только самовоспитание. Но нам необходимо сказать своим родителям «спасибо» за ту личность, которую они создали. Лучше какая-то личность, чем совсем ничего. Из этого материала можно сделать ту личность, которую вам хочется.

Личность необходима человеку для выживания в среде, в которой  он существует, это как бы инструмент человека для достижения целей.

Сущностью, то есть внутренней частью человека, является его целостность. Если высший комплимент для личности касается умственных способностей, то сущность определяет степень мудрости человека. Сущность необходима для постижения и построения смыслов существования. Проблемы у человека и, в частности, коммуникативные проблемы возникают, когда образуется значительный разрыв между личностью и сущностью. Если у человека зрелая сущность и неразвитая личность, то ему сложно в социальном плане (зарабатывать деньги, строить карьеру, добиваться престижа и т.п.). Но гораздо чаще бывает наоборот. Огромное количество сил человек тратит лишь на внешнюю оболочку, оставляя свою сущность неразвитой.

Э. Фромм выдвигает вторую причину манипулирования. Мы придерживаемся постулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. В действительности, чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях, тем больше нас любят. Манипулятор же пытается завоевать любовь, проявляя полную власть над другой личности, стараясь сделать эту личность своей вещью.

Третья причина манипулирования – потребность получить одобрение всех и каждого.

Четвертая причина – это страх затруднительного положения. Манипулятор – это личность, относящаяся к другим ритуально, изо всех сил стараясь избегать интимности в отношениях, которая, по ее мнению, может привести к затруднительным положениям.

Пятая причина манипулирования кроется в нерешительности человека, в его страхе перед риском и неопределенностью. Пассивный манипулятор занимает такую позицию: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать!» Человек многократно усиливает свою беспомощность.

Конечно, не всякое манипулирование  – это зло. Какие-то манипулятивные шаги нужны человеку для выживания в культуре. Но все же большая часть манипуляций пагубно сказывается как на их жизни, так и на жизни окружающих их людей.

Движение от манипуляции  к актуализации – это путь от болезни к здоровью. Актуализатор – это противоположность манипулятору. Термин актуализатор заимствован у Абрахама Маслоу, который ввел в психологию понятие «самоактуализирующейся» или самопроявляющейся личности – личности, проявляющей свои внутренние потенции более активно, нежели средний индивид, и поэтому живущей более полной и богатой жизнью. Он способен воспользоваться полнотой предназначаемых ему жизнью возможностей. Манипулирование ослабляет его. Маслоу призывает изучать необычных людей, продемонстрировавших способность к самоактуализации – полноте проявления присущих им возможностей. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости. Каждый человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо, если бы это было не так, не было бы необходимости в нем. Задача каждого человека – актуализация, проявление своих уникальных потенций, а не воспроизведение того, что достиг кто-то другой, будь это даже величайшее достижение. У каждого человека много потенциалов и чем больше он может принять полноту своих актуализационных аспектов, тем более актуализированным становится. Чем большее число сторон своей индивидуальности человек отказывается принять, отрицая их ценность, тем он более чувствует вещью себя и рассматривает других в качестве вещей, тем большую потребность он испытывает в манипуляции.

Вместе с тем каждый человек частично манипулятор, частично актуализатор. Задача увидеть собственные манипуляции, не для того, чтобы избавиться от них, так как, избавляясь от какой-то части себя, человек ограничивает свой потенциал, а для того, чтобы постараться преобразовать манипулятивное поведение в актулизационное. Актуализируясь, проявляя все грани своей индивидуальности, люди исходят из полноценности себя и других, и тогда необходимость в манипулировании отпадает. В то время как манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, актуализатор – это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Чувство общности с человечеством (понятие, введенное А. Адлером) является самым подходящим для описания чувств по отношению к человечеству, которые характерны для самоактуализирующихся людей. По отношению к людям они испытывают общее и глубокое чувство идентификации, симпатии, любви, испытывают подлинное желание помочь людям. Чувство идентичности со всем человечеством может остаться незамеченным. Так как самоактуализирующаяся личность очень сильно отличается от других людей в своих мыслях, поведении, эмоциях. В определенном, очень глубоком, смысле такой человек остается чужаком и незнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить его могут многие. Его поступки кажутся неожиданными и чрезмерными, недостатки «среднего» человека могут выводить из себя, что является для него минутным переживанием. Однако как бы сильно он иногда не отделялся от остальных, он все равно чувствует глубокое родство с этими людьми. Так как эти люди имеют большое значение для развития, совершенствования любого коллектива, а также эволюционного развития земли в целом, то следует понимать их личностное своеобразие и коммуникативные особенности. Обычно они имеют более глубокие межличностные отношения, чем любые другие люди.

 

Таблица 2

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.

Манипуляторы

Актуализаторы

Ложь (фальшивость, мошенничество). 
Используют приемы, методы, маневры, разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. 
Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.

Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). 
Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были. Их характеризует чистосердечность.

Неосознанность (апатия, скука). 
Не осознают действительного значения жизни. У них «тунельное» видение», т.е. видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.

Осознанность (отклик, жизненность, интерес). 
Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни.

Контроль (закрытость, намеренность). 
Для них жизнь – это игра. Они стараются контролировать ситуацию, их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие, для того чтобы скрыть свои планы от оппонента.

Свобода (спонтанность, открытость). 
Обладают свободой в выражении своих потенциалов. Они хозяева своей жизни.

Цинизм (безверие). 
Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят всех людей на две большие категории: те, кого контролируют, те, кто контролирует.

Доверие (вера, убеждение).  
Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.


Они способны к большей  самоотдаче в любом деле. Но, как  правило, они склонны к отношениям с людьми более близкими к самоактуализации, т.е. подобные глубокие связи они имеют с очень немногими людьми. Круг их друзей невелик. Вместе с тем они способны резко судить о тех, кто их предает, для них невыносимы коммуникации с людьми лицемерными, самовлюбленными, претенциозными. Но, обращаясь к таким людям, они не проявляют своих справедливо низких оценок. Враждебность для них не является чертой характера, она реактивна или ситуационна. Эти люди сильны и независимы от мнения других.

Актуализатор – цельная личность и поэтому его исходная позиция – сознание самоценности.

Манипулятор – это разорванная  личность. Задача каждого человека переделать манипулятивные грани своей натуры в актуализационные.

Так из «Диктатора» может  развиться прекрасный «Лидер». Разница  в том, что «Лидер» не диктует  условия, а ведет. Из «Тряпки» может  получиться «Сочувствующий». Он не только говорит о своей слабости, но и реально ее осознает. Он может лояльно относиться к тому, что любой человек склонен ошибаться. Из «Калькулятора» может развиться «Внимательный». Из «Прилипалы» – «Признательный». Он не просто зависит от других, но и высоко оценивает труд других и их мастерство. Из «Хулигана» может развиться «Напористый». Он искренне радуется стоящему противнику и отличается откровенностью и прямотой. Он больше не стремится к доминированию, как «Хулиган», и не страдает жестокостью. Из «Славного Парня» развивается «Заботливый». Он действительно расположен к людям, дружелюбен, способен на глубокую любовь. И в нем нет раболепия «Славного Парня». Из «Судьи» развивается «Выразитель». Он обладает редким умением выражать свои принципиальные убеждения, не критикуя и не унижая других. Из «Защитника» может получиться «Водитель». Он не учит и не защищает слепо всех подряд, но помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своих взглядов.

Стандартизованный уровень общения

При таком общении подлинного ролевого взаимодействия не происходит. Общение основывается на неких стандартах и имеет название «контакт масок».

Фаза направленности на партнера здесь неудовлетворительна, так как подлинной готовности к общению нет. Причиной нерасположенности к контактам могут быть:

1) чувство обиды;

2) чувство недоверия. В  этих случаях хочется отгородиться  от партнера;

3) страх общения (если  по прошлому опыту общение  приносило обиды и разочарования, а не радость);

4) лень (человек экономит  душевные силы, которые надо потратить  на другого);

5) безразличие к другим (человек слишком занят собой,  либо убежден, что он выше  окружающих);

6) усталость (не хватает  сил на контакты).

Во всех этих случаях срабатывает  способ общения не общаясь, т.е. в  маске, так как каждый человек  располагает «нервно-мускульным гримом», т.е. может придать своему телу, лицу, позе, жестикуляциям определенные характеристики. Маски, «надеваемые» человеком, могут быть самыми разнообразными:

а) маска «нуля» – «я вас  не трогаю, – вы меня не трогайте»;

б) маска «зайца» (чтобы  не навлечь гнев сильных);

в) маска «безучастности»;

г) маска «вежливости»;

д) маска «любезности»;

ж) маска «тигра»;

з) маска «агрессивности»;

е) маска «высокомерия»;

к) маска «неприступности». Замечено, что чем ниже ранг человека, тем чаще одевается маска неприступности;

л) маска «робости» (маска  подчиненного перед кабинетом строгого, вспыльчивого начальника);

м) маска «угодливости» (на лице просителя);

н) маска «клоуна» (когда не хотят быть принятым всерьез);

о) маска «бесшабашности»;

п) маска «простодушия»;

р) маска «уязвимости» (мне плохо, а вы пристали с разговорами).

На данном уровне общения  маска, как правило, готова уже в  первой фазе общения.

В фазе отражения  партнера субъект в первую очередь озабочен тем, «что ему (партнеру) от меня надо?», при этом партнер оценивается только с точки зрения того, насколько он опасен, т.е. насколько активен в стремлении снять с меня маску. Одновременно субъекта беспокоит, соответствует ли он принятым стандартам внешнего вида, и не видно ли партнеру чего-то кроме маски. При таком настрое субъект ни партнера, ни себя его глазами не видит, да и не хочет видеть.

В фазе взаимоинформирования маска заостряется, т.е. субъект сообщает о своем стремлении свернуть контакт: «Проваливайте» и т.п., т.е. конгруэнция здесь больше похожа на конфронтацию. Подлинного общения нет.

В фазе отключения также нет подлинного общения, оно безэмоционально излишне вежливо или церемонно. Но в процессе общения требуется опыт, чтобы отличать маску, например, безразличия на лице самоуверенного или же стеснительного партнера. Контакт масок – это яркий пример формального общения.

Игровой уровень  общения

Общение, располагающее полнотой и человечностью конвенциального  уровня общения, но превосходящее его  тонкостью содержания и богатством оттенков. При этом в первой фазе направленности на партнера есть интерес к личности собеседника, к его «ролевому вееру». Причем интерес пронизан симпатией к человеку.

В фазе отражения  партнера наблюдается обостренное восприятие

его «ролевого веера», при  этом собеседнику приписываются  интерес и доброжелательность, присущие нам самим. Ведь действительно любой человек интересен, мы забываем об этом, занятые своими хлопотами, обидами, подозрениями, усталостью. Легче всего понять игровой уровень общения, обратившись к психологии влюбленности (но, не имея в виду отношения только половые).

В третьей фазе взаимоинформирования субъекту хочется быть интересным для партнера и он «играет», чтобы выглядеть интересно, чтобы заинтересовать, а для этого надо улавливать реакции партнера, следить за его «веером», контролировать свой. На игровом уровне общения можно разделять суждения собеседника от души, от потребности его удержать или от желания не разрушить приятный контакт. Ценность возникшей связи на первом месте, а несогласие – повод для дальнейших встреч и разговоров. Конечно, можно пойти на конфронтацию с партнером, поддеть его, удивить, разозлить, чтобы он больше раскрыл свой «ролевой веер». Это похоже на манипуляцию, но отличается тем, что здесь проявляется неравнодушие к партнеру, и он чувствует это, готов простить Вам все «уколы».

При этом общении возможны пристройки «сверху», с возникновением игрового чувства азарта, игрового соперничества. Партнер зовет Вас не к самоутверждению, а к игре, к столкновению различающихся вкусов, мнений, чувств. При этом общении уместно и пародирование, и насмешки, и тупиковые высказывания. Конфронтация сопоставима с ссорой влюбленных, отлично чувствующих друг друга. Здесь уместны слова Ф. Шиллера: «Человек только там играет, где он человек в полной мере, и только там он человек в полной мере, где он играет». При этом общении партнеры играют друг друга и «отражаются друг в друге».

Четвертая фаза здесь возможна без прощальных ритуалов, можно отпустить друг друга взглядом, жестом, прикосновением.

Деловой уровень  общения

Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности  сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они смогут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно общение при этом должно быть эмоционально отстраненным: доминирует «Я – Вы контакт». Деловое общение – это общение по уровню, располагающееся выше конвенционального. Но при этом следует понимать, что реальные деловые контакты не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко осуществляются на манипулятивном или стандартизованном уровнях.

На первой фазе делового общения – необходима пристройка «рядом».

На второй фазе партнеры зорки и чутки друг другу, но при этом нас привлекает не ролевой веер партнера и наш, а степень его умственной и деловой активности, его включенность в общую задачу. При этом общении на первом месте дело. Это же происходит и в третьей фазе. Если мы не сошлись во взглядах – это не повод к неприязни, а лишь повод к анализу, к возобновлению дискуссии. При этом общении «Я» отодвинуто назад, а на первом месте дело. При этом общении люди выносят из него стойкие чувства взаимной привязанности, доверия, теплоты или же неустранимые антипатии друг к другу.

Четвертая фаза контакта отличается тем, что за внешней суховатостью прощаний чувствуется теплота: «Уходишь – счастливо!» «Приходишь – привет!»

Духовный уровень  общения

Высший уровень человеческого  общения – духовный. Этот уровень  общения трудно передать словами, как  нельзя передать сущность поэмы или  сонаты, рассказывая о них. Партнер при этом общении воспринимается как носитель духовного начала, которое пробуждает в нас чувство благоговения. Подобное общение возможно даже с ребенком, которого интересуют загадки мироустройства, проблемы добра и зла, поэтические, музыкальные образы. Радость подобного общения привлекает людей в клубы, кружки по интересам, литературные объединения, театральные и художественные студии. Это общение не может быть односторонним, в него включены оба партнера.

В фазе взаимоотражения и взаимоинформирования собеседники чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему движению мыслей друг друга. Свобода самовыражения для обоих партнеров безгранична.

Фаза взаимоотключения бывает очень затруднена, партнерам трудно расстаться. Духовность обеспечивается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» друг в друга.

Обычно общение разворачивается  на нескольких уровнях одновременно (один уровень явный, остальные скрытые), подобно тому, как в хоровой  партитуре партии движутся, каждая по своему нотному стану. Временами скрытый уровень общения («побочный голос») становится явным и выходит вперед, но затем явным оказывается другой, а остальные приглушаются или вовсе иссякают. Любой контакт может быть полифоничным, с использованием различных уровней. Так, например, муж и жена, располагающие грузом взаимных обид («идеальный брак бывает только в мечтах»), общаясь на тему просмотренного спектакля с духовного уровня общения опускаются до примитивного или манипулятивного. Жена, уловив в суждениях мужа дополнительный смысл, думает, что муж хочет взять реванш за свой проигрыш в их давнем споре, или же хваля игру какого-то актера, хочет оправдать какой-то свой поступок перед женой… Возможно, ей это только кажется, что есть основания подозревать мужа в манипуляции. В ответ жена может уколоть мужа ироническим замечанием или обидным намеком, что окажется манипуляцией с ее стороны. Муж в ответ может дать вспышку гнева.

Культура любого общения  – это не свод правил хорошего тона, она обеспечивается интеллектуальной, эмоциональной, нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт.

Учитывая, что деловое  общение нередко может протекать  на стандартизованном или манипулятивном уровне, необходимо знать, что же способствует тому, что общение становится формальным, опускаясь до уровня «контакта масок». Вместе с тем следует понимать, что жизнь полна ситуаций, когда контакт масок уместен. Например, если приезжий человек находится в кафе в маленьком городке или большом городе, то в первом случае возможно общение близкое, во втором же случае общение проходит в масках сдержанности и безучастности. Экономия душевных сил в городе, где предстоит много дел, уместна. Любое ограничение, налагаемое ситуацией или чувствами партнеров на их контакт, делает его формальным.

В процессе общения известный  американский психолог В. Сатир выделяет моменты, имеющие значение для понимания психологии общения:

1. Информация при общении  передается разными способами,  которые могут осознаваться, а  могут не осознаваться.

2. На процесс общения  накладывает отпечаток жизненный  опыт, впечатления всех партнеров  общения.

3. Имеет значение уровень  понимания посланий партнером,  которому они направлены, т.е. заключение, возникающее в процессе общения.

4. Имеют значение  обобщения, возникающие при этом, т.к. любую вновь полученную информацию человек увязывает с прошлым опытом, а затем использует в настоящем.

5. Ответное поведение  человека, на которого было направлено  общение, и таким образом цикл замыкается.

Последовательность, соотношение  этих звеньев могут меняться. В каждом из них могут возникать сбои, нарушение общения (несоответствие информации, передаваемой на невербальном и вербальном уровнях – неконгруэнтность), т.е. в процессе общения могут возникать ограничения.

Ограничения, делающие общение формальным, – это:

А) Конвенциональные ограничения. В определенной социальной группе существует «конвенция» – обычай, согласно которому происходит общение, например, в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику. Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: «Разрешите? – Пожалуйста», «Извините! – Ничего страшного» и т.п. Конвенция вынуждает к «безличному контакту», к общению масок.

Б) Ситуативные  ограничения близки к первым. Здесь выделяются особые ситуации, когда участие личностей как партнеров контакта лишь «портит» дело. Пример: развод караула, участие личности при этом исключено.

В) Эмоциональные  ограничения. Партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг к другу и стремятся предотвратить конфликты, пользуются в контакте исключительно масками. К подобным ограничениям относятся любые ограничения в позициях контакта: беседа начальника с подчиненным, преподавателя со студентом, старика с подростком. Подобное общение происходит в позиции «пристройка – сверху», со стороны первых оно холодное и отстраненное.

Г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, надевая маску и вынуждая сделать то же собеседнику (формальное общение). Формальное общение возникает при запрете на «уколы» с обоюдного согласия, контакт при этом становится лицемерно-благостным и неполным в выражении эмоций. Запрет при контакте на скрытые знаки делает его «сухим» и формальным. Кроме того, подобные ограничения возникают в ситуациях:

· когда конфликт двух людей  исключает обмен поглаживаниями, и оба думают лишь о том, чтобы  «уколоть» другого;

· когда наблюдается манипуляция  одного субъекта другим или взаимное манипулирование;

· запрет на манипуляции  вообще, так как в контексте  дружеских взаимоотношений односторонние или двусторонние манипуляции – невинные игры, «розыгрыши», подтрунивания – оживляют контакт, подталкивают к игровому уровню общения;

· когда отмечаются ограничения  в тематике контактов. Подобные ограничения  делают общение натянутым;

· когда наблюдаются ограничения, налагаемые на один из уровней общения. Например, влюбленные избегают примитивного уровня в общении. Поженившись, они начинают его использовать и понимают, что раньше их общение было в какой-то мере формальным, т.е. ограниченным.

Д) Ролевые ограничения:

· когда общение протекает  с ограничением «ролевого веера» одного или обоих партнеров, т.е. отмечается ограничение репертуара индивидуальных ролей. Например, в дружеской беседе вам позволено выступать в позиции снисходительного родителя, но запрещена роль жесткого воспитателя.

· когда отмечается ригидная фиксация на ранее заданных ролях на фоне изменившихся межличностных отношений (например, вы перестали быть почитателем таланта, но исполняете эту роль, чтобы не обидеть человека);

· закрепление вашей внутригрупповой  роли. Например, за вами закрепилась  роль Весельчака, и, хотя она вам  опостылела, ее приходится исполнять, иначе вас засыпят вопросами: не больны ли вы?

· ограничения, налагаемые на исполнение вами любых психологических  ролей, кроме формальной (так, в доме отдыха в вас видят только Отдыхающего, в ателье – Клиента, в кабинете начальника – только Подчиненного и т.д.).

Ограничения контактов по Парыгину создают «психологические барьеры между людьми, заменяя подлинное общение» стандартными поведенческими реакциями. В частности, такими поведенческими реакциями являются определенные позиции, принимаемые партнерами в процессе общения, о которых мы говорили выше. Так как развитие процесса коммуникаций зависит в значительной степени от ролевых позиций партнеров по общению, ниже мы подробнее рассмотрим характеристику общения с этим учетом.

Таким образом, неформальное общение – это общение без  перечисленных ограничений. Отсюда становится понятно, что практически любое общение в чем-то ограничено, т.е. формально! Мы стремимся к искреннему общению, но найти партнера, с которым это возможно, трудно.

Причем достаточно часто  с самими собой мы также общаемся формально, нередко в виде «Я – партнер», мы выставляем свой наиболее выигрышный «Я – образ», а в виде воображаемого другого – лицо, готовое понять нас и принять со всеми недостатками. Ярким примером неформального общения является общение со случайным попутчиком в поезде. В поисках искренности и взаимопонимания неформального общения выходом является широкий круг контактов и воспитание в себе терпимости ко всему «чужому» и «непонятному».

Коммуникация в деловом  общении должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов: Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения? На этот вопрос мы уже ответили, рассмотрев основные характеристики невербальных и вербальных средств общения.

Вопрос же о том, как  преодолеть коммуникативные барьеры  непонимания и сделать коммуникацию успешной, требует уточнения и  более подробного рассмотрения факторов успешности общения.


 

 

Заключение. 

   Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос "Как дела", – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например, "Что ты об этом думаешь, я молодец?"   Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция аппелирует к чувствам.

Существуют разнообразные  средства, методы и приемы тайного  принуждения личности, которые систематически и постоянно используются в нашей  повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

   Технологии манипулирования  имеют давнюю историю, успешно применяются и в современных условиях, постоянно развиваются и активно совершенствуются. В мире идет тайная война с использованием невидимого, но мощного информационно-психологического оружия, цель которой - владеть сознанием людей, а, следовательно, управлять их поведением.

  Экономические особенности рынка, прежде всего того, который имеет место в практике современной России и всего постсоветского пространства, буквально на глазах внес кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не готового ни психологически, ни морально к жестким правилам выживания. Мир стоит на пороге очередного прорыва в области распространения информации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, а они, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий воздействия.

     Перед человечеством стоит задача борьбы не только с загрязнением окружающей среды. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в практике повседневного общения ведет человечество к подрыву собственной сущности как части разумной природы. В силу этих обстоятельств духовная экология должна занять достойное место в системе образования современного человека и воспитании будущего поколения.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Коноплева, Н.А. Психология делового общения [Электронный ресурс] / Н.А. Коноплева. – Режим доступа: Http://abc.vvsu.ru

 

 


Информация о работе Манипулятивный уровень делового общения