Мария Монтессори, ее педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:04, реферат

Описание работы

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле, была единственным ребенком Алессандро и Рейнильде Монтессори. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины.

Файлы: 1 файл

Мария Монтессор1.docx

— 566.69 Кб (Скачать файл)

- М. Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств. Она подчеркивала, что это облегчает естественное развитие личности. Особое значение оно имеет для детей от 0 до 5-5,5 лет, когда у них формируется весь организм. Одна сторона - облегчение естественного психофизического развития ребенка. Другая - приспособление индивида к среде. Обе стороны воспитания тесно связаны между собой. Воспитание чувств развивает в человеке способность к наблюдению и не только совершает общее дело приспособления его к современной цивилизации, но и непосредственно готовит его к практической жизни.

М.Монтессори считала, что эстетическое и нравственное воспитание также тесно связаны с воспитанием чувств. С увеличением количества ощущений, с развитием способности ярко чувствовать различия в стимулах, утончается чувствительность человека вообще и увеличивается его наслаждение жизнью. Он начинает понимать и ощущать красоту гармонии, а не контрастов. Эстетическая гармония природы, искусства становится понятна и близка человеку. Человек с грубыми чувствами безучастно и равнодушно проходит мимо красоты, ему доступны лишь сильные, грубые ощущения, которые, как считала М.Монтессори, часто рождают дурные привычки.

Богатством и глубиной содержания, оригинальностью и конкретностью материалов, побуждающих ребенка к активной деятельности, характеризуется метод М.Монтессори по обучению детей математике.

Значительный интерес представляет также подход М.Монтессори к обучению дошкольников письму и чтению. При этом обучение письму в системе М.Монтессори, на основе использования определенных методик, предшествует обучению чтению, что уже само по себе было и остается инновационным в дошкольной педагогике.

Высокая алгоритмичность и удивительное разнообразие присущи упражнениям по овладению навыками практической повседневной жизни. Специальные пособия и рамки Монтессори широко используются в практике детских садов и «живут» порой самостоятельно, вне системы М.Монтессори.

В целом система М. Монтессори отличается следующими ведущими принципами: опора на интерес, индивидуальный подход и свобода выбора.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.

Второе - индивидуальный подход. Это не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Нужно сказать, что Монтессорипедагогика сугубо индивидуальна. Это не групповая работа. Групповому занятию в Монтессори-детском саду, например в группе детей от 3 до 5 лет, уделяется 15 минут. Основной способ жизни - свободная работа с предметами окружающей среды.

Основополагающим принципом организации педагогической деятельности М.Монтессори считает предоставление ребенку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо (свободно), ребенок приходит к способности и мыслить также независимо и свободно. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог Монтессори-класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Ориентирами для педагога служат сензитивные периоды.

Интересно отметить, что ни сама Мария Монтессори, ни её последователи (ни педагоги современных монтессорианских садиков) никогда не ставили себе задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка. Вся Монтессори-среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором: с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит: «Я хочу стирать». - «Пожалуйста, иди стирай». Другой приходит: «Я хочу считать». Он идет и занимается счетом. При этом каждый Монтессори-материал предполагает возможность длительной самостоятельной работы с ним. Обращение к педагогу за помощью рассматривается не как несостоятельность, а как стремление к совершенствованию выбранного вида деятельности.

При оценке вклада М.Монтессори в педагогическую науку в большей степени признавались разработанная ею система сенсорного воспитания и созданный для этой цели дидактический материал, подчеркивалась ее глубокая «любовь к детям». Прикладное значение системы Монтессори «затмевало» ценность теоретической концепции. Однако идеи Монтессори основаны на определенных взглядах на ребенка, на философии, лежащей у корней ее теории. Так, маленького ребенка М.Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. При этом главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для ее педагогики и придают ей стройность и завершенность. Именно эти идеи стали внутренними убеждениями для Ю.И. Фаусек, что позволило ей, как, пожалуй, никому другому, приблизиться к подлинному и целостному воплощению системы М.Монтессори в практике отечественной дошкольной педагогике.

М. Монтессори образно сравнивала «человека со спящим на краю пропасти: он должен перевести свой взор с природы, которую успешно подавляет, на свою собственную душу, которую предал забвению. Цель - новая человечность». М.Монтессори верит, что эта цель достижима для ребенка, поскольку человек гораздо более понятлив, когда растет, чем во взрослом состоянии. Ответственность лежит на каждом человеке, а не на отдельной группе. «Все человечество - одно и только одно: одна раса, один класс и одно общество». Люди настолько не осознают «свое единство, что очевидность этого единства предстает перед ними скорее в форме страха уничтожения, чем в облике триумфа творения».

Система М. Монтессори - это, прежде всего, педагогика созидания жизни, поддержания живых начал в развитии ребенка. «Жизнь - гордая богиня, она все движется вперед, преодолевая препятствия, которые среда выдвигает на ее победном пути... Истинное развитие всегда обеспечено за теми победоносными организмами, в которых крепка и действенна таинственная сила жизни. Очевидно, что для человечества, особенно же для нашего социального строя, именуемого обществом, самым важным вопросом является вопрос об уходе за жизнью, - мы сказали бы, о культуре её» (подчеркнуто нами).

Системой М. Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют как целостную систему или только отдельные ее элементы. Главное - она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с ее идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего века, система М.Монтессори знала разные периоды - критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь восторженный интерес.

Оценку результатов работы по формированию восприятия дает Л.Н.Философова в опубликованном в 1924 году исследовании «Сравнительно-психологические наблюдения к вопросу о сенсорной культуре в системе Монтессори» в сборнике «Опыт объективного изучения детства» под редакцией М. Я. Басова. Отмечая более высокие результаты в выполнении заданий и более высокий уровень сформированности произвольного внимания у детей, посещающих детский сад Монтессори.

В монографии Л. А. Венгера дается глубокий анализ развития идей сенсорного воспитания в истории дошкольной педагогики, рассматривается содержательный аспект формирования восприятия у детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори и Ю.И. Фаусек.

Позиция М. Монтессори неоднократно рассматривалась исследователями и вызвала неоднозначные суждения. М. Монтессори неоднократно обвиняли в абсолютизации натуралистического подхода к ребенку и «пренебрежении философской стороной вопроса». В частности, С.И. Гессен отмечает: «Понимая процесс развития индивида достаточно узко, преимущественно как гимнастику органов чувств и двигательных возможностей ребенка, Монтессори достигла впечатляющих результатов. Однако, целенаправленно и односторонне развивая у детей зрение, слух, осязание, органы вкуса и обоняния, она, очевидно, не совсем четко представляла себе конечную цель этого развития. И именно недооценка ею методологических основ педагогики привела к нарушению целостности восприятия ребенка, к игнорированию психических его возможностей, наиболее ярко проявляющихся в детской игре».

Известно, что Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками. Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково «впитывают» и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

Разрабатывая свою классификацию педагогических течений, С.И. Гессен отнес систему М. Монтессори к «натурализму» (в ряду других, как «социологизм», «культурологизм»). При этом, характеризуя «биологический натурализм», он отметил, что данное течение базируется исключительно на физиологии и психологии и исключает философскую сторону вопроса, сводя образование к «дрессировке».

Вслед за С.И. Гессеном, В.Е. Дерюга подчеркивает, что отрицание философии как основы педагогики, привело М. Монтессори к пониманию процесса развития, как процесса механического, «зависящего не столько от личности ребенка, сколько от дидактического материала, подобранного воспитателем».

В этих и других подобного рода «замечаниях» в адрес педагогики Монтессори просматривается упрощенно-вульгарное представление о самой сути и духе последней, чья философская антропо-космологическая база не оставляет сомнений в отношении обоснованности педагогических построений. Не видеть этого - значит не понять и самой педагогики Монтессори, не усмотреть философии у Монтессори - значит не признавать никакой философии, кроме, разве что, диалектического материализма. Эта и другая критика системы М.Монтессори была достаточна типична для советского понимания истинного назначения педагогики и культуры в целом.

Анализируя антропологические основы педагогики М. Монтессори, Б.М.Бим-Бад характеризует её как течение синтетически - антропологического направления. Он отмечает «многофакторный» подход к проблеме истоков и движущих сил индивидуального развития, как и к вопросу о роли педагогического вмешательства в этот процесс. Ответ на вопрос, какова роль воспитания как руководства развитием личности, звучал у деятелей синтетически - антропологического течения: «решающая», именно потому, что они признавали «силу» и биологических, и социальных факторов развития, считали последние ведущими в становлении и росте человеческих способностей».

Основной идеей, «имевшей первостепенное значение для синтетически-антропологической педагогики и ставшей едва ли не основной её посылкой» -он видит именно идею М. Монтессори, М. Мак-Миллан и, несколько позднее, О. Декроли, о «сензитивности (повышенной чувствительности) отдельных периодов развития к определенным по характеру, количеству и качеству взаимодействиям». Именно идея сензитивных периодов, по мнению Б.М. Бим-Бада способствует решению проблем «развития, условий, предпосылок и факторов развития».

В отличие от С.И. Гессена, рассматривающего дидактический материал Монтессори как фактор, ограничивающий детскую свободу, Б.М. Бим-Бад подчеркивает, что именно дидактический материал приобретает роль воспитывающей и развивающей среды. При этом идея воспитания рассматривается как «организация самодеятельности детей, в ходе которой воспитание и обучение превращается в естественный продукт их собственного развития».

Таким образом, решение вопроса соотношения «воспитания и развития» у М. Монтессори, по мнению Б.М. Бим-Бада, обуславливается подходом к организации воспитывающей среды и учетом сензитивных периодов, что позволяет решить основные педагогические проблемы: «реализация принципа доступности обучения и при этом обучения на высоком уровне сложности; положительной мотивации учения; самостоятельности и активности воспитанников;... тесное соответствие воспитания наличному уровню ребенка».

Разрабатывая основания своей системы, М. Монтессори неоднократно ссылалась на философское направление витализм. Витализм - это философская концепция, своеобразное мировоззрение, которое признает существование во всех биологических системах особого нематериального начала - жизненной силы, души.

«Человек - целостен. Эта целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира, к которому побуждает нас природа». Этот отрывок из книги Марии Монтессори «Разум ребенка» показывает, что источником активности представляется не «жизненная сила» и душа, а сама природа. Это видимо и есть та самая природа, о которой Спиноза сказал: «Природа есть причина самой себя». Эта основная философская позиция М.Монтессори находит свое выражение во всех концептуальных положениях её педагогической системы.

В целом, в основе разрабатываемой М.Монтессори педагогической системы лежат следующие базисные идеи и установки:

- учет возрастной периодизации  развития ребенка и актуализация  раннего образования и воспитания  ребенка;

- необходимость всестороннего  изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;

- предоставление ребенку  свободы выбора вида деятельности  и её продолжительности

- наличие подготовленной  культурно-развивающей среды;

- особая роль педагога.

Гуманистический потенциал системы М.Монтессори определяет её личностная ориентированность, обращенность к природе ребенка, ориентация на его самостоятельность и самодеятельность.

Важным фактором в реализации самостоятельной деятельности ребенка М. Монтессори видит свободу, как право на выбор вида деятельности, её продолжительности, места, партнера и т.д. Такая свобода ограничивается только интересами коллектива, что приводит к формированию положительного социального поведения, уважению членов коллектива, ответственности за свои действия.

Концептуальные положения системы М. Монтессори выдвигают приоритетным индивидуальный подход, что позволяет адресно учитывать особенности развития и уникальности ребенка при организации учебно-воспитательной деятельности.

Информация о работе Мария Монтессори, ее педагогическая система