Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:41, контрольная работа
Следует заметить, что между двумя полюсами - "социально-одобряемые явления" и "социальные отклонения" - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Введение ________________________________________________________ 3
Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств______5
Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов____10
Список литературы______________________________________________¬¬11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
Институт социальных отношений
по курсу «Профилактика аддитивного поведения»
на тему «Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов»
Выполнила: студентка 3 курса
заочного отделения группы СОЗ-31
Архипова В. В.
Проверил: к.псих. н.
Дувалина Ольга Николаевна
Калуга 2014
Содержание
Введение ______________________________
Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств______5
Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов____10
Список литературы____________________
Введение
Термин "девиантное поведение" используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об "отклоняющемся поведении личности", то во втором - о "социальном отклонении". Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.
Социальные отклонения
- это нарушения социальных норм,
которые характеризуются
Следует заметить,
что между двумя полюсами - "социально-одобряемые
явления" и "социальные отклонения"
- лежит широкий круг явлений,
нерегулируемых социальными
Вопрос о последствиях
социальных отклонений
Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.
Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская
классификация поведенческих
F10-19 - психические
и поведенческие расстройства
вследствие употребления
F50-59 - поведенческие
синдромы, связанные с физиологическими
нарушениями и физическими
F63 - расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги - пиромания; патологическое воровство - клептомания; выдергивание волос - трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
F65 - расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.
Указанные разделы
содержат перечень конкретных
диагностических критериев и
признаков в соответствии с
которыми данное поведение
МКБ-10 также включает
типологию поведенческих
F90 - гиперкинетические расстройства;
F91 - расстройства поведения
F91.0 - расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;
F91.1 - несоциализированное расстройство поведения;
F91.2 - социализированное расстройство поведения;
F91.3 - оппозиционно-вызывающее поведение;
F91.8 - другие;
F91.9 - расстройство поведения, неуточненное;
F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 - расстройство социального функционирования;
F95 - тикозные расстройства;
F98.0 - неорганический энурез;
F98.1 - неорганический энкопрез;
F98.2 - расстройство
питания в младенческом
F98.3 - поедание несъедобного;
F98.4 - стереотипные двигательные расстройства;
F98.5 - заикание;
F98.6- речь взахлеб.
Данные поведенческие
расстройства диагностируются
В дополнение к
основной систематизации
Д. Н. Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение [11, с. 114]. Для подросткового возраста характерны антисоциальное (делинквентное) поведение, злоупотребление наркотиками, неприемлемое половое поведение [11, с. 136].
По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, "несоциализированная агрессивность", групповые правонарушения [8, с. 31].
Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество [4, 8]. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.
Сопоставление психологической
и медицинской классификаций
позволяет сделать вывод о
том, что они не противоречат,
а взаимно дополняют друг
Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов
Сопоставив классификации
поведенческих девиаций, мы можем
более четко сформулировать
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение
("стандартное") - соответствует
социальным нормам, характерно для
большинства людей, вызывает одобрение
окружающих и приводит к
2. Маргинальное (пограничное)
поведение - находится на самой
крайней границе социальных
3. Нестандартное ("ненормативное") поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
– креативное (творческое)
поведение - реализует новые идеи,
самобытно, продуктивно, прогрессивно,
может приводить к изменению
самих норм, но в ряде случаев
вызывает сопротивление
– девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое
поведение - отклоняется от медицинских
норм, проявляется в форме
Список литературы.
1. ГилинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.
2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1993.
3. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.
5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.
6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.
7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. - М., 1982.
8. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.