Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Следует заметить, что между двумя полюсами - "социально-одобряемые явления" и "социальные отклонения" - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств______5
Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов____10
Список литературы______________________________________________¬¬11

Файлы: 1 файл

ДУвалина проф. аддективного поведения.docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

 

 

 

Институт социальных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Контрольная работа

по курсу «Профилактика аддитивного поведения»

на тему «Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения группы СОЗ-31

Архипова В. В.

 

 

 

Проверил: к.псих. н.

Дувалина Ольга Николаевна

                                                     

 

Калуга 2014

Содержание

Введение ________________________________________________________ 3

Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств______5

Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов____10

Список литературы______________________________________________11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Термин "девиантное поведение" используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об "отклоняющемся поведении личности", то во втором - о "социальном отклонении". Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.

   Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной  массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные  массовые социальные явления, как  пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

   Следует заметить, что между двумя полюсами - "социально-одобряемые  явления" и "социальные отклонения" - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные  процессы (например, творчество), так  и явления с возможными негативными  последствиями (например, массовое  курение). В то же время разнообразие  отклонений превышает разнообразие  норм.

   Вопрос о последствиях  социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и  его субъективная оценка в  ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления  без жертвы вообще следует  декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от "пограничных" форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

   Социальные отклонения  имеют следующие признаки: историческая  детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Медицинская классификация поведенческих расстройств

      Медицинская  классификация поведенческих расстройств  основана на психопатологическом  и возрастном критериях. В соответствии  с ними выделяются поведенческие  нарушения, сообразные медицинским  диагностическим критериям, т. е. достигающие  уровня болезни. Международная классификация  болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе "Классификация психических  и поведенческих расстройств" [9] называет следующие поведенческие  расстройства (для взрослого возраста):

   F10-19 - психические  и поведенческие расстройства  вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);

   F50-59 - поведенческие  синдромы, связанные с физиологическими  нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства  сна неорганической природы; половая  дисфункция, не обусловленная органическим  расстройством или заболеванием; психические и поведенческие  расстройства, связанные с послеродовым  периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);

   F63 - расстройства  привычек и влечений (патологическая  склонность к азартным играм; патологические поджоги - пиромания; патологическое воровство - клептомания; выдергивание волос - трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);

   F65 - расстройства  сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

   Указанные разделы  содержат перечень конкретных  диагностических критериев и  признаков в соответствии с  которыми данное поведение можно  отнести к болезненному расстройству. Например, рубрика "Патологическое  воровство (клептомания)" содержит  следующие диагностические признаки: а) два или более случая воровства  без видимых мотивов или выгоды для индивида или другого лица; б) индивид описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него [9, с. 162].

   МКБ-10 также включает  типологию поведенческих расстройств  с началом, характерным для детского  и подросткового возраста:

   F90 - гиперкинетические расстройства;

   F91 - расстройства  поведения

   F91.0 - расстройства  поведения, ограничивающиеся семейным  окружением;

   F91.1 - несоциализированное расстройство поведения;

   F91.2 - социализированное  расстройство поведения;

   F91.3 - оппозиционно-вызывающее  поведение;

   F91.8 - другие;

   F91.9 - расстройство  поведения, неуточненное;

   F92 - смешанные расстройства  поведения и эмоций;

   F94 - расстройство  социального функционирования;

   F95 - тикозные расстройства;

   F98.0 - неорганический  энурез;

   F98.1 - неорганический  энкопрез;

   F98.2 - расстройство  питания в младенческом возрасте;

   F98.3 - поедание несъедобного;

   F98.4 - стереотипные  двигательные расстройства;

   F98.5 - заикание;

   F98.6- речь взахлеб.

   Данные поведенческие  расстройства диагностируются при  наличии нескольких характерных  симптомов, которые при этом должны  сохраняться не менее 6 месяцев. Например, к расстройствам поведения относится  повторяющееся и стойкое поведение, включающее следующие симптомы [9, с. 190-192]: 1) больной проявляет для  своего возраста необычно частые  или тяжелые вспышки гнева; 2) часто  спорит со взрослыми; 3) часто активно  отказывается выполнять требования  взрослых или нарушает их правила; 4) часто намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям; 5) часто обвиняет других в своих  ошибках или поведении; 6) часто  обидчив или ему легко досадить; 7) часто сердится или негодует; 8) часто злобен или мстителен; 9) часто обманывает или нарушает  обещания с целью получения  выгоды или уклонения от обязательств; 10) часто затевает драки (сюда  не относятся драки с сибсами; братьями и сестрами); 11) использовал  оружие, которое способно причинить  серьезный физический вред другим  людям (например, клюшку, кирпич, разбитую  бутылку, нож, огнестрельное оружие); 12) несмотря на запреты родителей  часто затемно остается на  улице (если начало отклонений - в  возрасте до 13 лет); 13) проявляет физическую  жестокость по отношению к  другим людям (например, связывает  жертву, наносит ей порезы, ожоги); 14) проявляет физическую жестокость  по отношению к животным; 15) преднамеренно  разрушает чужую собственность; 16) преднамеренно разводит огонь  с риском или намерением причинить  серьезный ущерб; 17) крадет ценные  вещи из дома или других  мест; 18) часто прогуливает школу; 19) убегал из дома по меньшей  мере дважды или убегал один  раз, но больше чем на одну  ночь (кроме случаев уклонения  от насилия); 20) совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок); 21) принуждает другого к половой деятельности; 22) частые проявления задиристого поведения (преднамеренное причинение боли, унижение, мучение); 23) проникает в чужие дома и автомобили. Примечание. Для констатации симптомов 11, 13, 15, 16, 20, 21, 23 требуется хотя бы однократное их возникновение. Расстройство поведения диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств, таких, как диссоциальное расстройство личности, шизофрения, маниакальный эпизод, гиперкинетическое расстройство, депрессивный эпизод, эмоциональное расстройство.

   В дополнение к  основной систематизации используются  и более частные классификации. М. Раттер расстройства поведения в детском возрасте подразделяет на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализиро-ванное агрессивное поведение [12, с. 280]. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, не проявляют признаки эмоциональных расстройств, совершают антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализи-рованного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением - другими детьми и семьей. Для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

   Д. Н. Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение [11, с. 114]. Для подросткового возраста характерны антисоциальное (делинквентное) поведение, злоупотребление наркотиками, неприемлемое половое поведение [11, с. 136].

   По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, "несоциализированная агрессивность", групповые правонарушения [8, с. 31].

   Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество [4, 8]. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.

   Сопоставление психологической  и медицинской классификаций  позволяет сделать вывод о  том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот  же вид поведения может последовательно  приобретать различные формы: безобидная  вредная привычка - отклоняющееся  поведение, ухудшающее качество  жизни - болезненное поведенческое  расстройство, угрожающее самой  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

   Сопоставив классификации  поведенческих девиаций, мы можем  более четко сформулировать отличительные  особенности различных поведенческих  феноменов.

   Основные варианты  социального поведения.

   1. Нормативное поведение ("стандартное") - соответствует  социальным нормам, характерно для  большинства людей, вызывает одобрение  окружающих и приводит к нормальной  адаптации. В целом оно адекватно  ситуации, продуктивно, хотя может  быть лишено индивидуальности.

   2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой  крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы  норм, вызывает напряжение окружающих  людей.

   3. Нестандартное ("ненормативное") поведение - выходит за рамки принятых  в данном обществе в настоящее  время норм, присуще меньшему  количеству людей. Проявляется в  двух основных формах:

   – креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению  самих норм, но в ряде случаев  вызывает сопротивление окружающих;

   – девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

   4. Патологическое  поведение - отклоняется от медицинских  норм, проявляется в форме конкретных  симптомов, снижает продуктивность  и работоспособность личности, вызывает  сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое  поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается  социальной дезадаптацией.

 

Список литературы.

1. ГилинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.

   2. Диагностика школьной  дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1993.

   3. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

   4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

   5. Комментарии к  Уголовному кодексу Российской  Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.

   6. Короленко Ц.П., Донских  Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное  поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

   7. Кудрявцев В.Н. Правовое  поведение: Норма и патология. - М., 1982.

   8. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.


Информация о работе Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов