Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:34, реферат
Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики;
Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации
1. Медицинская психология как наука.
2. Понятие психотерапии.
3. Методы и формы психотерапии.
4. Психотерапия на стыке многих наук.
5. Кто может стать психотерапевтом.
6. Уровень развития психотерапии.
7.Эффективность психотерапии.
Заключение
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
Аладжалова Н. А., Каменецкий С. Л., Рожнов В. Е. Сверхмедленные кодебания потенциалов головного мозга И Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 162-169.
Алексеев А. В. Психомышечная тренировка: Метод психической саморегуляции. М., 1979.
Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморетуляции. М., 1990.
Банщиков В. М., Рожнов В. Е., Шорохова Е. В. Проблемы личности // Материалы симпоз. М., 1969. Т. 1-2.
Барашенков В. Н. Неисчерпаемая пустота 11 Знание - сила. 1982. № 7. С. 18.
Бекеш Ф. В., Ярошевский М. Т. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения. Послесловие к кн.: 3. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного. М., 1968.
Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) 1 Пер, с англ. М., 1988.
Беминг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах/Пер. с нем. Мн., 1985.
Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908.
Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, психотерапия и их лечебное воздействие // Вести. знания. СПб, вып. 4. 1911.
Барах А. Победа над бессонницей. М., 1979.
Булке О. Современные течения в психиатрии 1 Пер, с нем. М; Л.. 1929.
Буль П. И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. М., 1958.
Буль П. И. Основы психотерапии. Л., 1974.
Бурно М. Е. Аутогенная тренировка: Учеб. пособие. М., 1971.
Бурно М. Е. Самовнушение и аутогенная тренировка: Метод, рекомендации. М., 1975.
Бурно М. Е. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма: Метод. рекомендации. М., 1981.
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964.
Вейн А. М. Бодрствование и сон. М., 1970.
Вейн А. М. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга. М., 1974.
Вельвовский И. 3. Психотерапия как система /I Психотерапия и курортология: Сб. науч. тр. Харьков, 1968. С. 23-27. Вельвовский И. 3. Психотерапия в общей (соматической) медицине 11 Материалы V Всесоюз. съезда невропатологов и психиатров. ЭД., 1969. С. 274-279.
Вельвовский И. З., Липгарт Н. К., Багалей Е. М., Сухорукова В. И. Психотерапия в клинической практике. Киев, 1984. Вернадский В. И. Пространство и время в живой и неживой материи. М., 1975.
Виттельс Ф. Фрейд, его личность, ученной школа. Л., 1925.
Bиш И. М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.
Власова А. М. Методы психотерапии в возрасте от.2 до 5 лет: Метод. письмо. М., 1974.
Воловик В. М., Вид В. Д., Днепровская С. В., Гончарская Т. В. Групповая психотерапия психически бальных: Метод, екомендации. М., 1983.
Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ.
ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
Еще 3-4 десятилетия назад термин “парапсихология” использовался для условного обозначения некоторой области необычных явлений, объяснение которых было невозможно с точки зрения традиционного естествознания.
В Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) 1967 г. издания о парапсихологии сказано: “До сего времени многие ученые сомневаются в правомерности отнесения парапсихологии к категории научных дисциплин”.
В третьем издании БСЭ (1978) отношение к парапсихологии меняется. “Таким образом,- читаем мы в разделе “Парапсихология”, написанном видными психологами В. Л. Зинченко и А. Н. Леонтьевым,- в том, что объединяется термином “парапсихология”, нужно различать, с одной стороны, мнимые, рекламируемые мистиками и шарлатанами “сверхъестественные” феномены, а с другой стороны, явления реально существующие, но еще не получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения... некоторые из них, по-видимому, действительно имеют место”.
Если же обратиться к “Психологическому словарю” (1983 г.), то там парапсихология обозначается уже как “направление в психологии, изучающее экстрасенсорные способы приема информации, формы воздействия живого существа на физические явления, проходящие вне организма, без посредства мышечных усилий”.
Сейчас на Западе и у нас настойчиво говорят о необходимости создания в системе фундаментальных наук специального научного направления - информационной биофизики (экстрасенсорики).
Выделяют следующие основные парапсихологические феномены:
- телепатия - мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом);
- ясновидение - получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждений разума;
- проскопия (предвидение)-частный случай ясновидения, относящийся к предсказаниям будущих событий;
- реинкарнация - повторное рождение, воплощение умершего (или живущего) в другом человеке;
- ретроспекция - способность видеть прошедшие события, точно их описывать;
- интроспекция - визуальное наблюдение объектов, явлений, процессов в теле человека с помощью мысленного (паранормального) видения;
- дермовидение (“кожное зрение”) - видение с помощью кожных покровов разных частей человеческого тела;
-“мысленные фотографии”-изображе- ния, которые экстрасенс мысленно воспроизводит на фотопленке;
- психометрия - получение любой информации о человеке при исследовании какого-либо предмета (кусок сахара, фотография);
-лозоискательство (биолокационный эффект)-отыскивание с помощью вспомогательного индикатора (изогнутая металлическая проволока, лоза) скопления подземных вод, руд, пустот и т. д.;
- психокинез (телекинез) - мысленное воздействие человека на окружающие предметы без использования мышечной силы;
- левитация - парение или подвешивание объектов в воздухе без посторонней помощи;
- полтергеист - самопроизвольное, но часто осмысленное передвижение предметов, производство звуков, запахов и т. п.
Людей, обладающих повышенной чувствительностью к биополю и способных им управлять, называют экстрасенсами, или, с легкой руки Шафики Карагула, сенситивами.
Существуют многочисленные классификации парпсихологических феноменов (пси-явлений). Наиболее полная, на наш взгляд, представлена А. Л. Дубровым и В. Н. Пушкиным (1990). Все известные пси-явления в зависимости от их возможных механизмов авторы подразделяют на три основные группы:
1. Пространственно-временные пси-явления: реинкарнация, ретроспекция, ясновидение, теле
портация, астральная проекция (появление “двойника”), предвидение.
2. Полевые и силовые пси-явления: психокинез, телекинез, левитация, полтергейст, мысленная фотография, телепатия.
3. Материально-энергетические пси-явления: материализация - дематериализация, тетаявления, эктоплазма.
Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся парапсихологические феномены. Более того, постараемся дать им научное объяснение, вернее, наметить концепции, посредством которых на современном уровне развития естественных наук возможно объяснение природы этих феноменов. Но перед этим, и прежде всего с целью определения собственной позиции в этом сложном вопросе, мы остановимся на некоторых теоретико-методологических аспектах парапсихологии.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРАПСИХОЛОГИИ
Первый вопрос, который стоит перед современными исследователями этой проблемы,- вопрос о том, существуют ли парапсихологические феномены? Не выдумки ли - это и фокусы шарлатанов и не продукт ли нездоровой психики? И вообще, имеет ли парапсихология право на существование?
Вопрос этот не так прост, ибо для скептического отношения к проблеме есть достаточно веские основания.
1. Практически все парапсихологические феномены трудно объяснить с современных научных позиций.
2. Факты пси-явлений встречаются редко, так же как и люди, способные, например, к телепатии или телекинезу. Более того, экстрасенс, наделенный этими способностями, далеко не всегда может их произвольно воспроизвести. Для этого нужен определенный настрой, а то и особое состояние сознания.
3. Многие парапсихологи себе во вред утверждают, что пси-явления имеют нематериальную природу, а это окончательно запутывает проблему, ибо мистификация сама по себе альтернативна естествознанию.
4. С другой стороны, многие современные парапсихо- логи строят свои теории на недостаточно аргументированном положении о том, что мысль материальна и, как любая форма материи, способна взаимодействовать с окружающим миром, а это, что называется, “с порога” отталкивает многих естествоиспытателей, особенно философов.
Есть и более частные, но не менее сложные вопросы, которые являются постоянными “яблоками раздора” между парапсихологами и их оппонентами. Какой субстрат является агентом пси-явлений? Откуда берется энергия для этого агента? Какова коммуникация, т. е. каков способ передачи информации и энергии между людьми при пси-явлениях?
Как видим, приведенные аргументы достаточно серьезны, чтобы поставить под сомнение вопрос о реальности пси-явлений. Поэтому многие ученые настойчивы во мнении, что парапсихология несовместима с научной психологией.
Устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в этой ассоциации, а доклады, посвященные проблеме парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов. Этот Устав был принят более 10 лет назад, но остается в силе и поныне.
До сих пор считается признаком хорошего тона и истинной учености отвергать и критиковать все, что касается парапсихологических феноменов и самой парапсихологии. Подход, увы, традиционен: если мы не можем с существующих научных позиций объяснить то или иное явление, то проще всего отвергнуть и само явление.
Самое трудное, на наш взгляд, для человека, считающего себя компетентным в определенных областях знаний,- это преодоление имеющихся традиций, устоявшихся “положений” о тех или иных явлениях природы, а уж тем более - признание новых форм существования материи. Нужно отметить, что физики в этом отношении менее консервативны, чем биологи и психологи.
Вспомните ставшее историческим благодаря своей парадоксальности заключение французсвой академии наук во главе с великим Лавуазье по поводу метеоритов, что “камни с неба падать не могут, потому что их там нет”.
Этот психологический барьер рано или поздно придется преодолевать. Человечество сейчас накопило огромное количество фактов, неопровержимо доказывающих наличие парапсихологических феноменов, а это в свою очередь неминуемо должно привести к серьезному, если не коренному пересмотру основных концепций философии, физики, биологии, психологии, медицины. В итоге, как это было уже не раз, количество знаний должно перейти в их новое качество. Прежде всего это затрагивает такие основополагающие понятия, как пространство, время, живая материя, психика, разум.
Таким образом, дело не в огульном непризнании парапсихологических феноменов, а в их серьезном исследовании на уровне современных знаний.
В этом смысле нельзя согласиться с петербургским философом и экстрасенсом Анатолием Мартыновым, который считает, что целителю-экстрасенсу не обязательно иметь врачебный диплом, важнее иметь мощное биополе, а золотым правилом диагностики должно быть “полное незнание .истории болезни пациента” (Мартынов, 1990).