Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:02, контрольная работа
Тема групповой динамики – одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Любая организация – это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация – это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом.
1. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы.
2. Социальные роли и отношения в коллективе.
3. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:
А) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;
Б) наличие органов управления и руководства;
В) наличие общественно значимых целей деятельности;
Г) чувство принадлежности к данной группе;
Д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов.
4. Список литературы
Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры
На работу
группы особое влияние
Объективные факторы – это объективные условия, существующие в какой-то период времени.
Субъективные факторы – это деятельность людей.
Диалектическая связь
между этими факторами
Социальные роли и отношения в коллективе.
Коллектив – высшая форма развития малой группы
Каждый производственный
коллектив – это, сложный живой социальный
организм, обладающий многими, только
ему присущими свойствами. Он имеет свою
биографию. Свой стиль деятельности, свои
традиции, а также свои конвенциальные
нормы, свою социально-демографическую,
профессионально-
Отношения в коллективе возникают между людьми определенных социальных ролей, предполагающих постоянство поведения в соответствии с более или менее установленным эталоном. Роль предопределяет, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связывается определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий – поощрению. Разные люди имею различные ценности, представление об одной и той же роли и неоднократно ведут в ней себя.
Роли в коллективе
подразделяются на «
Производственных ролей специалисты выделяют восемь. Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.
Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых строящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.
Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по её дальнейшему совершенствованию.
Шлифовальщик, обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.
Энтузиаст – самый активный человек коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действий членов коллектива.
Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.
Помощник – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов оказать содействие другим в работе и жизни.
Могут иметь место такие «вспомогательные роли» (например шут).
Считается, что
коллектив будет нормально
Это обстоятельство
является одной из причин
По ролям, связанным
с межличностными отношениями,
членов коллектива обычно
С точки зрения отношения к группе и ее нормами выделяются конформисты (сознательные и нецелесообразные, т.е. соглашающиеся для виду); нонконформисты (согласные с позицией группы, но выступающие против по внешним причинам); негативисты (не признающие мнения группы, в том числе и с ущербом для себя, часто из-за духа противоречия).
Члены коллектива
могут быть активными или
Степень признания, которой группа наделяет своих членов, получила название престиж. В соответствии с уровнями на этой шкале люди разделяются на ряд социальных позиций (на первом месте находится лидер), каждый из которых присуще свои нормы поведения и ожидания. Престижная позиция динамична и не закрепляется за человеком навсегда, по этому он может перемещаться по шкале престижа. Престиж может быть личным, основанным на индивидуальных чертах; функциональным, связанным с полномочиями в организационной иерархии, позиционным – на основе синтетической оценки.
Повседневная
жизнь в коллективе подчинена
ряду законов, среди которых
особо можно выделить два:
В соответствии
с первым каждый член
Отношения в коллективе – важная составляющая удовлетворенности в работе каждого человека. От того, какая ситуация сложится на работе и в какой коллектив попадаешь, зависит спокойствие, уравновешенность и хорошее настроение.
Во всех компаниях существует свой порядок, своя атмосфера, в которую, рано или поздно вливаться новый член коллектива и принимать все ее правила.
В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
— дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
— дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений;
— невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;
— соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии;
— кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам.
Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:
А) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;
Б) наличие органов управления и руководства;
В) наличие общественно значимых целей деятельности;
Г) чувство принадлежности к данной группе;
Д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов
Правильный ответ: А), Д)
Любая рабочая группа — это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д.
Рабочая группа – разновидность малой группы, отличающаяся от других
форм организации деятельности людей наличием общей цели, четкой трудовой
направленностью, доминированием деловых отношений над эмоциональными
связями
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.
Список литературы