Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:47, реферат
Под механизмами общения подразумеваются социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга и оказывающие самое непосредственное воздействие на уровень коммуникативной активности, глубину и полноту психологического контакта и взаимопонимания людей, на характер и эффективность их коммуникативного поведения. Рассмотрим такие явления, как психологическое заражение и подражание, внушение, убеждение.
Под механизмами общения подразумеваются социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга и оказывающие самое непосредственное воздействие на уровень коммуникативной активности, глубину и полноту психологического контакта и взаимопонимания людей, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.
Рассмотрим такие явления, как психологическое заражение и подражание, внушение, убеждение. Они способны выступать в роли пускового механизма коммуникативного поведения людей в группе, массе и коллективе, влияя на ход, стадии и результаты всего процесса человеческого общения. Механизмы общения реализуют прежде всего силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Механизмы общения включают в себя способы дезинтеграции: групповую дифференциацию, негативизм, деструктивное заражение и др.
Они носят преимущественно
Заражение и подражание более древнего
происхождения, чем убеждение. Заражение,
внушение, подражание, гипноз и мода
доминируют в сфере психического
бессознательного или мало контролируемого
сознанием. Механизм убеждения предполагает
достаточно высокий уровень
Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения
1. Может происходить
2. Могут противоречить друг
3. В одном механизме могут
совмещаться совершенно
Психологическое заражение
Истоки: ритуальные танцы, заразительные пляски членов первобытной общины, массовые психозы (спортивный азарт, религиозный экстаз, политический национализм или фашизм).
Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Оно характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.
Природа психического заражения – человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию и сопереживанию этого состояния. Например, заразительны смех, плач (плач одного младенца в родильном отделении, вызывает сочувственный рев всех), конфликт.
Катализатор – сам коммуникативный контакт взаимодействующих.
Секрет эмоционального воздействия при непосредственном контакте в многократном взаимном усилении эмоциональных воздействий общающихся. Сила накала зависит от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора.
Функции заражения
Внушение
В.М. Бехтерев одним из первых исследовал данное явление; описание его встречается в работах Н.К. Михайловского, Г. Тарда, Г. Лебона и др.
Общее между внушением и заражением
это способы групповой интеграции, способы сколачивания общности в одно целое путем создания общего психического состояния. Посредством внушения может осуществляться заражение группы.
Различия:
Внушение применяется как метод активизации групповой деятельности, в медицине (гипноз), если это манипуляция.
Убеждение
Убеждение имеет три различных значения:
а) система взглядов и представлений человека, неотделимых от его жизненного опыта и побуждений к деятельности;
б) процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне;
в) способ сознательного и
Убеждение используется, чтобы превратить сообщаемую информацию в систему установок и принципов личности. Оно основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает. Убеждение возможно путем внушения. Эффективность убеждения зависит от степени заинтересованности человека, на которого направлено воздействие, предрасположенности индивида к убеждающему воздействию (заинтересованности в информации).
Для того чтобы убеждение было эффективным,
оно должно соответствовать следующим треб
Подражание
Подражание – одно из наиболее массовых проявлений социально-психологического общения. “Психологическая зараза является одной из форм подражания, но это подражание непроизвольное”.
Механизмы социально-психологического общения не поддаются полному контролю сознания человека.
Подражание направлено на воспроизведение
индивидом внешних черт и образцов
поведения, манер, действий, поступков,
которые характеризуются и
Явление социально-психологического подражания, подмеченное еще А. Смитом и исследованное И.К. Михайловским, нашло отражение в работах Г. Тарда, Д. Болдуина, У. Мак-Даугалла, Г. Зиммеля и др.
Тард выделял следующие виды подражания:
1) логическое и внелогическое;
2) по последовательности и
3) по степени устойчивости –
подражание-мода и подражание-
4) по социальной природе –
подражание внутри класса и
подражание одного класса
Подражание, по Тарду, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений.
Благодаря подражанию и моде происходит распространение нововведений. Немецкий социолог Г. Зиммель (1858–1918) рассматривал последнее как “психологическое наследование”. Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющее избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтений той или иной модели поведения. Зиммель полагал, что подражание – одно из существенных средств взаимопонимания. Подражание низшего класса высшему есть верный признак того, что низший класс еще не созрел для борьбы за свою эмансипацию. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности: идеи, вкусы, наклонности и манеры поведения.
Велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. В онтогенезе и филогенезе человечества подражание играло и сейчас играет, несомненно, прогрессивную роль. Польский логик Т. Котарбиньский сказал: “Нет обучения без подражания”. Н.К. Михайловский различал внешние условия и внутренние факторы, располагающие к подражанию. Внешние условия – пример поведения человека, находящегося в каких-либо необычных обстоятельствах; внутренние условия – скудность, бедность внутреннего мира индивида.
Подражание есть воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения. Люди терпеливые и волевые, способные на большое и длительное напряжение сознания и воли, не склонны, как правило, к подражанию