Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:33, контрольная работа
Рационализация. Оправдание неприемлемых чувств, мыслей и поведения приемлемыми мотивами. Рационализация сохраняет самоуважение, позволяет избежать ответственности и вины.
Раскольников на протяжении всего романа размышляет над своей теорией, пытается объяснить ее разумность (рациональность), доказать самому себе правильность поступков.
Контрольная работа № 1
Механизмы психологической защиты
на примере героя романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Механизмы психологической защиты
Раскольников:
Рационализация. Оправдание неприемлемых чувств, мыслей и поведения приемлемыми мотивами. Рационализация сохраняет самоуважение, позволяет избежать ответственности и вины.
Раскольников на протяжении всего романа размышляет над своей теорией, пытается объяснить ее разумность (рациональность), доказать самому себе правильность поступков.
<<На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь >… <Любопытно, чего люди больше всего боятся? - Нового шага боятся. Оттого я ничего не делаю, а болтаю. >>
Объясняет свое состояние с точки зрения физиологии:
<<и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! >>
Снимает ответственность с себя: услышав разговор других людей, он понимает, что и у других есть подобные мысли:
<<Но почему именно
теперь пришлось ему выслушать
именно такой разговор и такие
мысли, когда в собственной
голове его только что
<…при дальнейшем развитии
дела: как будто действительно
было тут какое-то
В своих рассуждениях он приходит к тому, что его поступок не будет преступлением:
<<Дойдя до таких
выводов, он решил, что
Отрицание. Отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. «Проблемы не существует.» Часто используется в случаях кризисных ситуаций.
Раскольников ужасается своей теории и во время внутреннего диалога пытается ее отрицать.
<< …неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! >>
<< А впрочем, вздор и это! Наплевать мне на них на всех! Совсем не то! Совсем не то!.. >>
Также он отрицает факты, которые могли бы выдать его преступление:
<<…- Совсем не
бледен... напротив, совсем здоров! -
грубо и злобно отрезал
Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.
Раскольникова мучают мысли об убийстве, он страдает. Но приписывает причину боли не внутренним процессам, а окружающим людям:
(Разумихину) <<Охота же в самом деле мучить людей! Уверяю же тебя, что всё это мешает моему выздоровлению серьезно, потому что беспрерывно раздражает меня.>>
Проекция. Отнесение к другому лицу мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.
Проецирует свою теорию и размышления об убийстве другому человеку:
<<…По вашей же вышло теории! А доведите до последствий, и выйдет, что людей можно резать... >>
Приписывает знание о своем преступлении; доступность его мыслей другим людям:
<<…Стало быть, уж и скрывать не хотят, что следят за мной…>>
В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
- У Раскольникова наблюдается
помрачение сознания, его мучают
кошмары, трудно различимы
Интелектуалзация. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.
<<…я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, -- а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, -- и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, - то лучше так жить, чем сейчас умирать! >>
Реактивное формирование. Подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.
- Вместо агрессии Раскольников показвает противоположное отношение к Заметову, ласково обращаясь к нему: «Ах ты мой воробушек!»