Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:39, реферат
Психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием дискомфорта.
Понятие психологической защиты обязано по своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю – Зигмунду Фрейду. Им впервые подробно описано функциональное назначение защиты. Она заключается в ослаблении напряжения, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникают в результате социального взаимодействия.
Кузнецова Людмила Степановна
3 курс физико-математический
Понарядова Галина Максимовна
Кандидат психологических наук, доцент.
Механизмы психологической защиты студента.
Обучение специалистов любой деятельности, в том числе в сфере сервиса, сопряжено с овладением знаниями о различных сторонах жизненных проблем, которые требуют постоянного решения. В процессе обучения у студентов возникают проблемы, которым он либо активно сопротивляется, либо ищет способы защиты от них.
Одной из наиболее важных проблем обучения в современных вузах является адаптация студентов не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием дискомфорта.
Понятие психологической защиты обязано
по своему происхождению
В настоящее время проблема психологической защиты получила широкое освещение в отечественной и зарубежной психологии. Общетеоретические и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в границах психоанализа (А. Адлер, Г. Саливан, К. Юнг и другие), в современных исследованиях стресса (Ф.Александер, Х.Келлерман, У.Кенон ). Более специализированные вопросы, связанные с функционированием механизмов психологической защиты освещаются в работах отечественных психологов Ф.В.Бассин, Л.И.Божович, Е.С.Романова и др.
Исследования показывают, что студенты не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в школе, а потому, что у них не сформированы готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время, самостоятельная работа. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые студенты не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано трудолюбие, нет стремления к самообразованию и самовоспитанию.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза. Нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе. Формируется уверенность в возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учению. Многие студенты на первых курсах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, студенты называют недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. Многие студенты приходят на занятия неподготовленными.
Среди факторов развития личности обучение
- один из самых значимых и определяющих,
поскольку оно является единственным
способом получения образования. Необходимым
условием успешной деятельности студента
является освоение новых для него
особенностей учебы в вузе, устраняющее
ощущение внутреннего дискомфорта
и блокирующее возможность
Дискомфортные состояния студентов
разрешаются с помощью
Другая группа проблем у студентов, требующих психологической защиты, составляют глубинные проблемы особенностей личности и сознания, которые, препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию человека и среды, снижают, способность к изменению объективной ситуации и себя, достижению цели, к самоактуализации.
Таким образом, механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте студента и остаются при этом мотивом поведения, скрытым от него самого и окружающих. Психологическая защита является одним из противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.
Литература
Информация о работе Механизмы психологической защиты студента