Механизмы психологической защиты студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием дискомфорта.
Понятие психологической защиты обязано по своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю – Зигмунду Фрейду. Им впервые подробно описано функциональное назначение защиты. Она заключается в ослаблении напряжения, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникают в результате социального взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Копия псих.docx

— 21.22 Кб (Скачать файл)

Кузнецова Людмила Степановна

3 курс физико-математический факультет

Понарядова Галина Максимовна

Кандидат психологических наук, доцент.

 

Механизмы психологической  защиты студента.

Обучение специалистов любой деятельности, в том числе в сфере сервиса, сопряжено с овладением знаниями о различных сторонах жизненных проблем, которые требуют постоянного решения. В процессе обучения у студентов возникают проблемы, которым он либо активно сопротивляется, либо ищет способы защиты от них.

Одной из наиболее важных проблем  обучения в современных вузах  является адаптация студентов не только к учебной нагрузке, но и  к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием дискомфорта.

Понятие психологической защиты обязано  по своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю – Зигмунду Фрейду. Им впервые подробно описано функциональное назначение защиты. Она заключается в ослаблении напряжения, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникают в результате социального взаимодействия.

В настоящее время проблема психологической  защиты получила широкое освещение  в отечественной и зарубежной психологии.  Общетеоретические  и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в границах психоанализа (А. Адлер,  Г. Саливан,  К. Юнг и другие), в современных исследованиях стресса (Ф.Александер, Х.Келлерман, У.Кенон ). Более специализированные вопросы, связанные с функционированием механизмов психологической защиты освещаются в работах отечественных психологов Ф.В.Бассин, Л.И.Божович, Е.С.Романова и др.

Исследования показывают, что студенты не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в школе, а потому, что у них не сформированы готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время, самостоятельная работа. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые студенты  не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано трудолюбие, нет стремления к самообразованию и самовоспитанию.

Известно, что методы обучения в  вузе резко отличаются от школьных, так как в школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза. Нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе. Формируется уверенность в возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учению. Многие студенты на первых курсах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, студенты называют недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. Многие студенты приходят на занятия неподготовленными.

Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Необходимым  условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее  ощущение внутреннего дискомфорта  и блокирующее возможность конфликта  со средой. На протяжении начальных  курсов формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание  к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система  работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств  личности. Разрушение многолетнего школьного стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине в период адаптации, связанной с разрушением прежних стереотипов, студент может сначала показать сравнительно низкую успеваемость, трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Дискомфортные состояния студентов  разрешаются с помощью различных  способов, стратегий. Наиболее известные  стратегии: агрессия, миролюбие, партнерство, избегание. Доминирующей стратегией психологической защиты  выступает агрессия, на втором месте стратегия миролюбия. Она предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым. На последнем месте оказалась стратегия избегания, которая основана на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. В студенческом возрасте закономерности развития косвенны противоречиям социального порядка, которые возникли в связи с поступлением в вуз. Проблемы у студентов могут быть актуальные и глубинные. Актуальные проблемы - составляют проблемы, связанные с осознанием  ситуации собственного развития. Сюда относятся: затруднения, связанные с самоопределением, нарушения в системе отношений самооценки, деятельности, поведении; изменение личностных особенностей и психических состояний.

Другая группа проблем у студентов, требующих психологической защиты, составляют глубинные проблемы особенностей личности и сознания, которые, препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию человека и среды,  снижают,  способность  к изменению объективной ситуации и себя, достижению цели, к самоактуализации.

Таким образом, механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте студента и остаются при этом мотивом поведения, скрытым от него самого и окружающих. Психологическая защита является одним из противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.

Литература

  1. Васильев Г.Х., Березовин Н.А. Психолого - педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. - 1980. - № 1. - С.67-73.
  2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. – 1999. – Т. 15, №3. – С. 133-135.
  3. Китаев – Пергаменщик  Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. – М., 2001.
  4. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

Информация о работе Механизмы психологической защиты студента