Мектептегі жас мұғалімдерге арналған дәріс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Развитие вариативности образования, реализация учащимися и их родителями права на выбор форм и содержания образования, привели к появлению феномена «выбора» необходимой формы образовательного учреждения , что также делает актуальной проблему имиджа образователь-ного учреждения в целом, персонального имиджа руководителя и педагога.

Файлы: 1 файл

- Имидж молодого учителя.docx

— 21.91 Кб (Скачать файл)

Сырбай Мәуленов атындағы гимназия

 

Мектептегі жас  мұғалімдерге арналған дәріс

 

Қатысқан мұғалімдер саны: 11

Өткізген уақыты: 23.10. 2010 ж

Өткізу әдісі: дәріс

Тақырыбы: Имидж педагога как составной компонент

его профессиональной культуры

 

         Развитие вариативности образования, реализация учащимися и их родителями права на выбор форм и содержания образования, привели к появлению феномена «выбора» необходимой формы образовательного учреждения , что также делает актуальной проблему имиджа образователь-ного учреждения в целом, персонального имиджа руководителя и педагога.

        Значение имиджа определяется , во-первых, публичным характером деятельности учителя, во-вторых, возрастанием конкуренции, состязательности в образовательной сфере и, в третьих, диверсификацией образовательных услуг, вариативностью содержания образования. Имидж важен в любой сфере, где существует проблема общения, влияния людей друг на друга.

       Слово имидж имеет английское происхождение и означает не что иное, как образ, облик, представление, подобие. Сначала этот термин использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. В начале 60-ых годов 19 века он вошёл в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и орга  низации избирательных кампаний. Ныне он применяется при описании управленческой деятельности и проблем общения людей.

       Имидж - это целенаправленно создаваемый образ, наделяющий политический объект (личность, организацию, страну и т.п.)

дополнительными социальными и политическими, что способствует более эмоциональному его восприятию.

      Понятие имиджа родственно и понятию репутации или, если использовать старин ную фразеологию, - доброго имени. Репутация формируется сама по себе и служит субстанциональной характеристикой человека. В отличии от последней, имидж более субъективен, изменчив. Главное, что определяет его пластичность, - опосредованность ожиданиями и запросами последователей, большая подверженность ситуативному спросу и предложению.

      Близкое имиджу понятие обаяние было разработано известным французским социологом Г. Лебоном. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли никогда властвовать без него. (Лебон Г.,1896).

     Известный немецкий политолог Макс Вебер ввёл понятие харизмы, которое по своему значению близко греческому слову, обозначающему святость, одарённость, авторитетность, мудрость. Оно характеризует выдающиеся, необычные и даже сверхъестественные качества вождя, которыми он обладает в глазах своих последователей.

       Какие слагаемые входят в состав имиджа? Из каких кирпичиков он складывается?

       Ещё с древних времён сформировалось определённое представление о слагаемых образа, которые отождествлялись с качествами политического лидера (правителя), своеобразный лидерский архетип. Среди качеств, дающих право на власть, были физические свойства человека - сила, ловкость; духовные - жизненный опыт, мудрость, интеллект, способность к магии. Другая группа свойств связана с социальными характеристиками человека - возрастом, знатностью, принадлежностью к правящему сословию; третья – с результатами правления – экономическими успехами, военными победами и пр.

       Всё многообразие качеств, составляющих имидж в целом, можно сгруппировать в 3 блока.

      Первый блок условно назван «Полем жизнедеятельности». В него входят такие характеристики, как семейное положение, круг знакомых. Отношение к религии, национальнсхпъ, социальное положение и происхождение, материальное положение, увлечения, достижения.

       Второй блок включает социопсихоло-гические качества - такие, как интеллект, информированность, кругозор, опыт, воля. Общительность, реакция на ситуацию, самооценка.

       Третий блок - «Языки» - состоит из вербальных и невербальных характеристик, создающих внешний облик личности. К ним можно отнести речь, одежду, походку. Осанку, мимику, пантомимику, жесты, волосы, очки и пр.

       Эти характеристики могут быть выраженными или скрытыми, ярко окрашенными или эмоционально невыразительными. Все они по-разному воспринимаются людьми, которые выступают в роли зрителей, так и слуша-телей. Но при умелом сочетании позволяют сформировать вполне убедительный и привлекательный имидж.

        Социопсихологические качества объединяют в себе как собственно психологические компоненты личности (интеллект, эмоции, воля), так и такие качества, которые, наряду с психологической, имеют и социальную природу. К последним относятся моральные качества, опыт,

профессионализм и т.п.

        Языки (речи, одежды, тела и пр.) очень разнообразны и информативны.

Речь занимает ведущее место в создании имиджа. Речь ярко свидетельствует об уме человека, его воле и иных чертах. Она обращена, прежде всего, к разуму и нацелена на мобилизацию его ресурсов.

        Характеристики речи, назовите, пожалуйста. Голос: тембр, высота, мелодика, сила,полнота звука. Звучность, громкость голоса. Сиплость, шипение, тихий, слабый голос.

        Культура речи включает: произношение, манеру говорить, краткость, чёткость, выразительность (интонационность), свободу владения (гладкость), дикцию. Грамотность, отсутствие слов и междометий-паразитов и пр. Важна и характеристика речи, связанная с её энергетикой: экспрессией. Тональной вариативностью, разнообразием интонаций, эмоциональной убеждённостью, «чеканкой» слов и фраз.

      Эффективность выступления от чего зависит? Как от содержания , так и от формы её преподнесения. Каждый факт может быть рассмотрен с различных точек зрения

- символизации, соединения, индивидуализации, персонализации.

        Подготовка речи. Учитель, особенно педагог -руководитель, говорит не только на уроках, ему приходится выступать перед коллегами на внутришкольных совещаниях, на родительских собраниях, а также на семинарах и совещаниях, чтении лекций, в средствах массовой информации перед общественностью вне стен школы. В подготовке речи следует выделить следующие моменты.

1.  Выяснить вопрос о месте произнесения речи.

2.  Сформулировать тему  и общий план речи.

3.  Текст речи построить  на разговорном языке.

4.  Включить радостные моменты для аудитории.

5.  Не забывать о  повторениях, которые очень важны.

6.  Самостоятельное прослушивание записи подготовленной речи.

     Представляет интерес выяснение места имиджа в профессионально-значимых качествах педагога.

     Преподавателям и ученикам гимназии предложили список из 40 качеств, и попросили выдепить из их числа 10, которые они считают необходимыми для современного педагога. Ответы были такими:

 

Дети

Педагоги

1. Умение доходчиво излагать  материал

1. Любовь к детям

2. Справедливость

2. Владение информационными технологиями

3. Любовь к детям

3. Справедливость

4. Умение слушать

4. Эрудиция

5. Культура речи

5. Способность к самообразованию

б.Терпение

6. Умение требовать в сочетании с уважением

7. Общительность

7. Психологическая культура

8. Умение планировать урок

8. Умение доходчиво излагать материал

9. Умение требовать в сочетании с уважением

9. Терпение

10. Тактичность

10. Культура речи


      Имидж - динамическая характеристика человека, находящегося в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой, зависящая от уровня сбалансиро ванности отношений различных личностных образований (потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, Я-концепции и т.д.) Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при гармоничном взаимодействии с его природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным при отсутствии этих условий.

       Итог развития негативного имиджа педагога: работа с аудиторией

Деструктивное изменение  его личности, эмоциональное выгорание, дисквалификация.

      Итог развития позитивного имиджа педагога: работа с аудиторией

Позитивные личностные изменения, рост педагогического мастерства, способствующего реализации гуманистической концепции образования.

       Характерно, что совпало 5 из 10 качеств: умение доходчиво излагать материад справедливость, любовь к детям, умение требовать в сочетании с уважением, культура речи. Это немало, если учесть сколь разными могут быть учитель и ученик в современной школе, сколь различны их интересы и представления о мире. Но особый интерес представляет ранжирование качеств. Те качества, которые дети считают более важными, чем педагоги, нельзя не учитывать учителям, стремящимся влиять на детей.

       В завершение я хотела бы сказать, что бурное развитие средств массовых коммуникаций способствует созданию и внедрению в общественное сознание определенных образов (имиджей). Все чаще появляются руко-водители, которые обозначают себя одним словом «Я управленец», «Я хозяйственник», «Я специалист» (Учитель) и тому подобнсе, как бы надевая на себя соответствующие маски. Поэтому актуальным становится создание позитивного образа (имиджа) педагога как составного компонента его про фессиональной культуры.


Информация о работе Мектептегі жас мұғалімдерге арналған дәріс