Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:41, доклад
Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.
Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.
3. Место психологии управления в системе других наук
Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.
Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.
Общим предметом, объединяющим все гуманитарные науки (к которым относятся история, социология, культурология, экономика, менеджмент), является человек и многообразные формы его активности.
Наиболее общим основанием, объединяющим все эти науки, является категория человеческой деятельности, те или иные стороны которой и исследует каждая из указанных гуманитарных наук.
Но, поскольку неотъемлемым признаком любой человеческой деятельности является не только ее внешнее, предметное, но и внутреннее, духовное, информативное, психологическое начало, ни один из ее видов нельзя понять без учета ее психологической стороны. Поэтому в большинстве гуманитарных наук появились пограничные дисциплины, в том числе и социальная психология, психология труда, психология управления.
Поскольку все гуманитарные дисциплины исследуют человека, все они используют такие общие для них фундаментальные категории, как человеческая деятельность и человеческий труд. Именно на этой понятийной основе строит весь свой конкретный категориальный аппарат и психология управления.
Как уже говорилось, данная наука возникла как результат синтеза двух фундаментальных наук – психологии (науки о закономерностях, развитии и формах внутренней, духовной жизни человека и животных) и менеджмента (науки об управлении производством, принципах, методах, средствах, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).
Если психология управления рассматривает организационные процессы, она тесно взаимодействует с теорией менеджмента, теорией организации, организационным поведением, другими управленческими дисциплинами.
Психология управления прежде всего активно использует следующую проблематику, разрабатываемую в рамках управленческих дисциплин:
• природа и сущность управления;
• организационные процессы и типы организаций;
• управление организацией;
• роль миссии, целей в управлении организацией;
• качество трудовой жизни;
• мотивация труда и вознаграждения;
• руководство;
• организация командной работы;
• организационные изменения и их последствия.
Однако, если психология управления рассматривает психологическое сопровождение управленческой деятельности, она взаимодействует с общей психологией, психологией личности, психологией познавательных процессов восприятия, мышления, памяти и т.п.
Особенно тесно психология управления связана с общей психологической проблематикой:
• врожденное и приобретенное в личности человека;
• закономерности становления личности и психических процессов;
• возможности и ограничения воспитания в психическом развитии человека;
• формирование личностного потенциала управления;
• учет возрастных особенностей в управлении персоналом;
• индивидуальность и индивидуальный стиль в управлении;
• структура человеческой деятельности и ее психологическое обеспечение;
• психологические состояния и их влияние на эффективность управления (активность, пассивность, апатия, стресс и др.);
• законы психологии (например, законы несилового, неосязаемого воздействия в целях изменения одним человеком поведения другого; единства деятельности и ее психологического обеспечения; взаимосвязи индивидуальной и групповой психологии и др.).
Психология управления, опираясь на категориальный аппарат общих, фундаментальных дисциплин – психологии и менеджмента, обеспечивает в теории и на практике решение более конкретной, узкой задачи – психологического сопровождения управленческой деятельности.
Она является одной из специализированных, прикладных психологических дисциплин, аналогичных педагогической психологии, медицинской психологии, военной психологии и т.п. Каждая из этих дисциплин исследует профессионально важные психологические качества людей, без наличия которых невозможно достижение успеха в том или ином виде деятельности. Эти профессионально важные качества человека проявляются при выполнении им основных задач, типичных для данной профессии.
Поэтому указанные специальные психологические дисциплины опираются и на прикладные психологические дисциплины так называемого среднего уровня – прежде всего на психологию труда – науку, изучающую методы поддержания психологической стабильности человека в динамической системе «субъект труда – профессиональная среда».
Эта отрасль психологии рассматривает проявление психологии человека в трудовых процессах, исследует психологические основы трудоспособности, профессиональной пригодности, разрабатывает профессиограммы, т.е. конкретные описания трудовых операций, составляющих содержание конкретных видов трудовой деятельности, а также психограммы различных профессий, устанавливающие совокупность психологических требований к представителям различных профессий, разрабатывает критерии Профессиональной пригодности и перспективности людей, создает профессиональные стандарты специальностей, в том числе и стандарты специалиста в сфере управленческой деятельности.
Психология труда является своего рода
соединительным мостом между общей психологией
и множеством профессионально-
Общая задача всех профессионально ориентированных прикладных психологических дисциплин – анализ психологических условий той или иной конкретной человеческой деятельности.
Конечно, как и другие отрасли науки, психология управления опирается на наиболее общие представления о природе, обществе и человеке, разрабатываемые философией, а также на выводы педагогики, исследующей закономерности процессов обучения и воспитания, особенно ее установки относительно корпоративного воспитания и воспитания персонала.
Опираясь на достижения всех этих наук, психология управления анализирует психологические условия управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.
4. Психология управления: ее объект и предмет
В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.
В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.
Объект изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:
- социально-психологические
- психология деятельности
- психология личности
- психологические проблемы
- психолого-педагогические
Психологи В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:
- функционально-структурный
- социально-психологический
- психологические проблемы
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:
- психологические факторы
- психологические особенности
принятия индивидуальных и
- психологические проблемы
- проблемы мотивации, поведенческих
актов субъектов
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.
Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления.
(((к которым следует отнести:
- понимание природы
- знание основ организационной структуры;
- четкое представление об
- знание способов повышения эффективности управления;
- знание информационной
- умение устно и письменно выражать свои мысли;
- компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
- способность планировать и
прогнозировать деятельность
- умение оценивать собственную
деятельность, делать правильные
выводы и повышать свою
- развитое представление об
особенностях организационного
поведения, структуре малых групп,
мотивах и механизмах их
5.Необходимость применения
психологических знаний в
Психоло́гия управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:
- диагностика и прогнозирование
состояния и изменений
- формирование программы
- организация исполнения
В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Информация о работе Место психологии управления в системе других наук