Место психологии управления в системе других наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:41, доклад

Описание работы

Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.
Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.

Файлы: 1 файл

печать ПУ.docx

— 25.19 Кб (Скачать файл)

3. Место психологии управления  в системе других наук

Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.

Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.

Общим предметом, объединяющим все гуманитарные науки (к которым относятся история, социология, культурология, экономика, менеджмент), является человек и многообразные формы его активности.

Наиболее общим основанием, объединяющим все эти науки, является категория человеческой деятельности, те или иные стороны которой и исследует каждая из указанных гуманитарных наук.

Но, поскольку неотъемлемым признаком любой человеческой деятельности является не только ее внешнее, предметное, но и внутреннее, духовное, информативное, психологическое начало, ни один из ее видов нельзя понять без учета ее психологической стороны. Поэтому в большинстве гуманитарных наук появились пограничные дисциплины, в том числе и социальная психология, психология труда, психология управления.

Поскольку все гуманитарные дисциплины исследуют человека, все они используют такие общие для них фундаментальные категории, как человеческая деятельность и человеческий труд. Именно на этой понятийной основе строит весь свой конкретный категориальный аппарат и психология управления.

Как уже говорилось, данная наука возникла как результат синтеза двух фундаментальных наук – психологии (науки о закономерностях, развитии и формах внутренней, духовной жизни человека и животных) и менеджмента (науки об управлении производством, принципах, методах, средствах, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).

Если психология управления рассматривает организационные процессы, она тесно взаимодействует с теорией менеджмента, теорией организации, организационным поведением, другими управленческими дисциплинами.

Психология управления прежде всего активно использует следующую проблематику, разрабатываемую в рамках управленческих дисциплин:

• природа и сущность управления;

• организационные процессы и типы организаций;

• управление организацией;

• роль миссии, целей в управлении организацией;

• качество трудовой жизни;

• мотивация труда и вознаграждения;

• руководство;

• организация командной работы;

• организационные изменения и их последствия.

Однако, если психология управления рассматривает психологическое сопровождение управленческой деятельности, она взаимодействует с общей психологией, психологией личности, психологией познавательных процессов восприятия, мышления, памяти и т.п.

Особенно тесно психология управления связана с общей психологической проблематикой:

• врожденное и приобретенное в личности человека;

• закономерности становления личности и психических процессов;

• возможности и ограничения воспитания в психическом развитии человека;

• формирование личностного потенциала управления;

• учет возрастных особенностей в управлении персоналом;

• индивидуальность и индивидуальный стиль в управлении;

• структура человеческой деятельности и ее психологическое обеспечение;

• психологические состояния и их влияние на эффективность управления (активность, пассивность, апатия, стресс и др.);

• законы психологии (например, законы несилового, неосязаемого воздействия в целях изменения одним человеком поведения другого; единства деятельности и ее психологического обеспечения; взаимосвязи индивидуальной и групповой психологии и др.).

Психология управления, опираясь на категориальный аппарат общих, фундаментальных дисциплин – психологии и менеджмента, обеспечивает в теории и на практике решение более конкретной, узкой задачи – психологического сопровождения управленческой деятельности.

Она является одной из специализированных, прикладных психологических дисциплин, аналогичных педагогической психологии, медицинской психологии, военной психологии и т.п. Каждая из этих дисциплин исследует профессионально важные психологические качества людей, без наличия которых невозможно достижение успеха в том или ином виде деятельности. Эти профессионально важные качества человека проявляются при выполнении им основных задач, типичных для данной профессии.

Поэтому указанные специальные психологические дисциплины опираются и на прикладные психологические дисциплины так называемого среднего уровня – прежде всего на психологию труда – науку, изучающую методы поддержания психологической стабильности человека в динамической системе «субъект труда – профессиональная среда».

Эта отрасль психологии рассматривает проявление психологии человека в трудовых процессах, исследует психологические основы трудоспособности, профессиональной пригодности, разрабатывает профессиограммы, т.е. конкретные описания трудовых операций, составляющих содержание конкретных видов трудовой деятельности, а также психограммы различных профессий, устанавливающие совокупность психологических требований к представителям различных профессий, разрабатывает критерии Профессиональной пригодности и перспективности людей, создает профессиональные стандарты специальностей, в том числе и стандарты специалиста в сфере управленческой деятельности.

Психология труда является своего рода соединительным мостом между общей психологией и множеством профессионально-психологических дисциплин, одной из которых и является психология управления. Таким образом, соотношение между общей психологией, психологией труда и управленческой психологией может быть представлено как соотношение между общим, особенным и единичным.

Общая задача всех профессионально ориентированных прикладных психологических дисциплин – анализ психологических условий той или иной конкретной человеческой деятельности.

Конечно, как и другие отрасли науки, психология управления опирается на наиболее общие представления о природе, обществе и человеке, разрабатываемые философией, а также на выводы педагогики, исследующей закономерности процессов обучения и воспитания, особенно ее установки относительно корпоративного воспитания и воспитания персонала.

Опираясь на достижения всех этих наук, психология управления анализирует психологические условия управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.

 

4. Психология  управления: ее объект и предмет

 

В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

Объект изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

- социально-психологические вопросы  производственных групп и коллективов;

- психология деятельности руководителя;

- психология личности руководителя;

- психологические проблемы подбора  руководящих кадров;

- психолого-педагогические проблемы  подготовки и переподготовки  руководящих кадров.

Психологи В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

- функционально-структурный анализ  управленческой деятельности;

- социально-психологический анализ  производственных и управленческих  коллективов и взаимоотношений  в них людей;

- психологические проблемы взаимоотношений  между руководителем и подчиненными  и другие.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

- психологические факторы эффективной  деятельности менеджеров;

- психологические особенности  принятия индивидуальных и групповых  решений;

- психологические проблемы лидерства;

- проблемы мотивации, поведенческих  актов субъектов управленческих  отношений и другое.

Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.

Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления.

 (((к которым следует отнести:

- понимание природы управленческих  процессов;

- знание основ организационной  структуры;

- четкое представление об ответственности  менеджера и ее распределении  по уровням ответственности;

- знание способов повышения  эффективности управления;

- знание информационной технологии  и средств коммуникации, необходимых  для управления персоналом;

- умение устно и письменно  выражать свои мысли;

- компетентность в отношении  управления людьми, отбора и подготовки  специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и  межличностных взаимоотношений  среди работников организации;

- способность планировать и  прогнозировать деятельность организации  с использованием средств вычислительной  и компьютерной техники;

- умение оценивать собственную  деятельность, делать правильные  выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего  дня и ожидаемых изменений  в будущем;

- развитое представление об  особенностях организационного  поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения. )))

 

5.Необходимость применения  психологических знаний в управленческой  деятельности

Психоло́гия управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:

- диагностика и прогнозирование  состояния и изменений управленческой  подсистемы;

- формирование программы деятельности  подчиненных, направленной на изменение  состояний управляемого объекта  в заданном направлении;

- организация исполнения решения.

В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.

Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

Информация о работе Место психологии управления в системе других наук