Место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 06:38, реферат

Описание работы

Поскольку все мы живем среди людей, то волей обстоятельств должны понимать и учитывать психологию людей, а также свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3
1. НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
КАК НАУКИ……………………………………………………………………….5
2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ………………………….9
3. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК…………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21

Файлы: 1 файл

Реф.общ психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)


            Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ  НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа: ПВ-21                                             

Выполнила: Еремина А.С.                                Преподаватель: Ковун Л.В.

 

 

 

Новосибирск 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3

1. НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ  И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ……………………………………………………………………….5

2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ………………………….9

3. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК…………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21

Введение

Для чего изучают психологию?  Поскольку все мы живем среди  людей, то волей обстоятельств должны понимать и учитывать психологию людей, а также свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. И наша житейская психология только выиграет и обогатиться, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Однако какое-либо определенное научное знание  не пребывает  в вакууме, в изоляции от других. В этой связи речь должна идти о  междисциплинарных связях науки и о ее месте в системе наук.

В системе наук психологии должно быть отведено особое место по нижеследующим причинам.

Во-первых, это наука  о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с  той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой  другой науки, ибо только в ней  мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным  самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность  психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать  не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими.

Научиться управлять  своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, грандиозная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее  время все чаще можно встретить психологов, призывающих осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Отсюда появляется необходимость  понять, какое же место среди наук занимает особая наука психология. Поставленной проблеме посвящена данная работа.

      1. Научное психологическое знание и задачи психологии как науки

Психология прошла длинный путь развития. Отметим основные этапы  этого развития.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука  о сознании. Возникает в 17 веке  в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – психология как наука  о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этап – психология как наука,  изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Итак, прежде чем перейти к рассмотрению психологии как науки, необходимо разобраться  в том, что собой представляет современная наука вообще.

Наука – это систематизированное  знание объектов любой природы, выраженное в формах, обеспечивающих общее  (одинаковое для специалистов) освоение и понимание этого знания, а также особый вид деятельности по его достижению. Это также сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и т. д. В качестве знания она использует специально выработанные интеллектуальные средства: систему понятий, особую терминологию, методологические принципы. Развитая наука широко применяет разнообразные орудия исследовательской деятельности – методы, более или менее стандартизированные приемы, обращение к которым обеспечивает эффективное решение общей задачи научного исследования или отдельных ее компонентов.

Таким образом, наука включает теоретические (фундаментальные) и прикладные направления, решающие соответствующие теоретические, прикладные и практические задачи. Граница между этими исследованиями во многом относительна, условна, а связь между ними диалектична.

Известно, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят  и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

Понятно, что общей задачей науки психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание – а значит, всякое, даже наивное познание – психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишенной всякой определенности и членораздельности, и определяются как объективные психологические факты. Поскольку предметные отношения могут быть неправильно или неполно, неадекватно раскрыты в непосредственных данных сознания, эти последние могут давать неадекватное познание психических явлений. Не все то, что человек переживает, он адекватно осознает, потому что не все отношения, выражающиеся в переживании и определяющие его, сами адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому можно выделить задачу психологии как отличную от простого переживания – познания психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований.

В своем конкретном содержании психика  человека, его сознание, образ его  мыслей зависят от образа его жизни  и деятельности, формируясь в процессе их развития. Основное значение для понимания сознания человека – его развитие в историческом процессе: психология изучает психику в закономерностях ее развития.

Закономерности общественного  бытия являются наиболее существенными  ведущими закономерностями развития человека. Психология в своем познании психики человека должна поэтому исходить из них, но, однако, никак не сводить ни психологические закономерности к социальным, ни социальные к психологическим. Точно так же – как не велико значение физиологического анализа «механизмов» психических процессов для познания их природы, - никак нельзя свести закономерности психических процессов для познания их природы, - никак нельзя свести закономерности психических процессов к физиологическим закономерностям. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений и выражается в качественно иной, отличной от физиологической, системе понятий; она имеет свои специфические закономерности. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объект, предмет и методы психологии

Любая наука обязательно имеет свой специфический объект (то, на что непосредственно направлена познавательная деятельность) и более конкретно выделяемые предметы (отдельные стороны изучаемого объекта) исследования. Психология как наука рассматривается именно с этих позиций.

 Без сомнения, мы можем утверждать, что психология обладает уникальным объектом исследования, феномен человека выражает единство законов природы и общества, биологии и культуры, человек становится главной проблемой современного научного знания, объектом комплексного исследования, объединяющего различные науки. Это убедительно было показано Б. Г. Ананьевым, предложившим концепцию комплексного человекознания; психологии здесь отводится главная  и важнейшая роль.

Предмет психологии — это понятия, раскрывающие закономерности психики как формы психического отражения действительности. Он общий для всех психологических наук и их отраслей, хотя в каждой из них несколько уточняется.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические  явления как одного конкретного  человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Вот основные методы, которые используются в современной психологии для  сбора так называемых первичных  данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему  уточнению и обработке:

1. Наблюдение: внешнее - наблюдение  со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

2. Опрос: устный, письменный, свободный,  стандартизированный.

3. Тесты: тест-опросник, тест-задание,  проективный тест.

4. Эксперимент: естественный, лабораторный.

5. Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент).

Наблюдение имеет несколько  вариантов. Внешнее наблюдение - это  способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого  наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Информация о работе Место психологии в системе наук