Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:50, реферат
В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано.
Введение
Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму
1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы
1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет
1.3 Особенности анкетирования и его виды
Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму
2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве
2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию
2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Заключение
Список используемой литературы
сообщения об организации, проводящей опрос;
сообщения о целях исследования;
инструкции о заполнении.
Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:
индивидуальное анкетирование (один респондент);
групповое анкетирование (несколько респондентов);
аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
По полноте охвата:
Сплошное (опрос всех представителей выборки);
Выборочное (опрос части выборки).
По типу контактов с респондентом:
Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
Заочное (анкетёр отсутствует);
рассылка анкет по почте;
публикация анкет в прессе;
публикация анкет в интернете.
Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму
Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10 человек в возрасте от 23 до 28 лет.
2.1 Исследование
по заинтересованности
Цель: выяснить заинтересованность молодежи в их трудоустройстве.
Инструкция анкеты:
«Уважаемый респондент! Просим вас
принять участие в
Вопросы анкеты:
Имеете ли Вы работу?
а) да
б) нет
(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):
Нравится ли Вам ваша работа?
а) да
б) нет
в) у меня нет выбора
Устраивает ли Вас ваша зарплата?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Имеете ли Вы высшее образование?
а) да
б) нет
Какое у Вас образование?
а) техническое
б) гуманитарное
Хотите ли Вы работать по специальности?
а) да
б) нет
Что играет для Вас главную роль при выборе работы?
а) высокая зарплата
б) работа должна быть интересной
в) ответственная должность
г) не знаю
Как Вы считаете,
по какой причине молодых
а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта
б) отсутствие у молодых специалистов соответствующих знаний
в) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей
Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?
а) да
б) нет
Считаете ли
Вы, что наличие второго высшего
образования поможет в
а) да
б) нет
Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?
а) да
б) нет
Какие, по Вашему
мнению, у Вас есть дополнительные
знания и навыки, благоприятные для
работодателя?_________________
Какими способами
Вы попытаетесь убедить
Спасибо за участие!
Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, который представлен в таблице 2.
Таблица 2 Социологические данные заинтересованности молодежи в трудоустройстве
Исследуемые показатели |
Доля, % | ||
Вся выборка (n=10) |
Распределение по группам | ||
Мужчины (n=5) |
Женщины (n=5) | ||
Число работающих |
70 |
80 |
60 |
Удовлетворенность работой |
50 |
40 |
60 |
Образование: техническое гуманитарное |
00 80 60 |
00 80 20 |
00 -- 40 |
Влияние образования на успешность трудоустройства |
60 |
20 |
40 |
Желание работать по специальности |
60 |
20 |
40 |
Желание овладением новых знаний |
50 |
60 |
40 |
Факторы, влияющие на трудоустройство: высокая зарплата заинтересованность работой высокая должность |
00 00 70 70 40 |
00 00 80 60 40 |
00 00 60 80 20 |
Причины безработицы: отсутствие практического опыта недостаток знаний несоответствие ожиданий |
00 50 50 30 |
00 20 40 20 |
00 80 60 40 |
Выводы по анкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общие показатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики, т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом также свидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю «удовлетворенностью работой» (50%).
Особое значение в заинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемым характеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желание овладением новых знаний» (50%).
Наиболее выделяемыми
факторами, влияющими на трудоустройство
среди исследуемых
Среди причин безработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствие практического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данные показатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Таким образом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснить показатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые ими характеристики.
2.2 Исследование
по выявлению факторов
Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.
Инструкция анкеты: «Оцените по пятибалльной системе факторы, препятствующие Вашему обучению и развитию:
5 – да (препятствует или стимулирует),
4 – скорее да, чем нет,
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет,
1 – нет».
Вопросы анкеты:
Собственная активность.
Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны.
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни.
Занятия самообразованием.
Важность получения признания со стороны окружающих.
Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).
Примечание: 1 – собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 – отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.
Рис. 1. Показатели выраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)
Выводы по анкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженности факторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы, как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, что респонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию, как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствие времени» (33%).
Также стоит отметить, что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимый фактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).
2.3 Исследование
по определению факторов
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:
успешность выполнения работы;
установление хороших отношений с коллегами;
получение самоудовлетворения от работы.
Инструкция анкеты: «Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашей работы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».
Вопросы анкеты:
Как давно Вы работаете на данной работе?
до 2 месяцев
от 2 до 6 месяцев
от 6 месяцев до года
свыше года
свыше двух лет.
Удовлетворены ли Вы своей работой?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
Затрудняюсь ответить
Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
Затрудняюсь ответить
Устраивает ли Вас форма организации и оплаты труда?
Да
Нет
Чего лично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?
Повысить свой заработок на предприятии
Повысить квалификацию или продвинуться по службе
Мои надежды не связаны с работой
Какой тип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением в коллективе?
Самые старшие и опытные
Самые инициативные и предприимчивые
Готовые в любое время помочь товарищу на работе
Те, кто больше и лучше работает
Умеющие ладить с людьми
Те, кто стремится любой ценой больше заработать
Больше всего удовлетворение в жизни дает:
Оценка работы
Сознание того, что работа выполнена хорошо
Сознание того, что находишься среди друзей
Больше всего я ценю:
Личный успех
Общую работу
Практические результаты
Устраивает ли
Вас уровень следующих
Уровень оплаты труда ____
Информирование коллектива ____
Состояние трудовой дисциплины ____
Условия труда ____
Взаимоотношения в коллективе _____
Я не переношу в работе:
Ссоры и споры
Отметание всего нового
Людей, ставящих себя выше других
Я хотел бы:
Чтобы окружающие считали меня своим другом
Помогать другим в общем деле
Вызывать восхищение других
Я люблю начальство, когда оно:
Требовательно
Пользуется авторитетом
Доступно
На работе я хотел бы:
Чтобы решения принимались коллективно
Самостоятельно работать над решением проблем
Чтобы начальник признал мои достоинства
Человек должен вести себя на работе так, чтобы:
Другие были довольны им
Выполнить, прежде всего, свою задачу
Не нужно было укорять его за работу.
Обработка полученных данных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально нами был произведен статистический подсчет полученных сведений, который представлен в таблице 3.
Таблица 3 Социологические данные удовлетворенностью работой
Исследуемые показатели |
Доля, % | ||
Вся выборка (n=10) |
Распределение по группам | ||
Мужчины (n=5) |
Женщины (n=5) | ||
Работают на одном месте: 2 месяца от 2 до 6 месяцев от 6 мес. до года свыше года более 2 лет |
00 10 10 40 40 10 |
00 -- 20 40 60 --- |
00 20 -- 40 20 20 |
Удовлетворенность работой |
50 |
60 |
40 |
Удовлетворенность оплатой |
50 |
40 |
60 |
Удовлетворенность в коллективе |
70 |
60 |
80 |
Рассматривая социологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая масса работают не более года на одном месте.
По выделяемым показателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность в коллективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатой и самой работой, также выделяются респондентами исследования.
Вторым шагом в анализе данных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателей критериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:
успешность выполнения работы;
установление хороших отношений с коллегами;
получения самоудовлетворения от работы.
Анализ данных
критериев анкетирования
Рис. 2 Показатели выраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)
Выводы по анкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можем утверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленности личности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работы выражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%) указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.
Заключение
Проведенный теоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретации анкетирования позволяет сделать следующие выводы.
Итак, в ходе написания контрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.
Информация о работе Метод анкетирования в практике психологических исследований