Метод эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:04, доклад

Описание работы

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Файлы: 1 файл

психилогия.docx

— 19.16 Кб (Скачать файл)

Метод эксперимента —  основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие  проявление определенного психического явления. При этом устанавливается  влияние отдельных факторов на его  возникновение и динамику. Эксперимент  проводится столько раз, сколько  необходимо для выявления соответствующей  закономерности.

 

Лабораторный эксперимент  характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего  возможность точно фиксировать  количество и качество внешних воздействий  и вызываемых ими психических  реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется  специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения  объема внимания испытуемого ему  с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

 

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного  человека условия его деятельности, но она специально организуется в  соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают  о проведении эксперимента и поэтому  не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

 

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в  процессе специально организованного  его восприятия. Целенаправленное научное  наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а  его ход и результаты четко  фиксируются.

 

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности  человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической  беседы.

 

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

 

Психологический тест —  краткое, стандартизированное, как  правило, ограниченное во времени испытательное  задание для установления отдельных  индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

 

Ценность тестов зависит  от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

 

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

 

В последние годы в  целях психологической диагностики  стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод  психологической диагностики, являясь  модификацией проективного метода, позволяет  исследовать особенности проецирования  личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Метод наблюдения состоит  в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто  применяется в следующих целях:

для анализа характера  изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных  методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

 

По характеру организации  наблюдение может быть внешним или  внутренним, разовым или систематическим.

 

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

 

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

 

Повышению объективности  наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими  методами исследования.

 

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность  человеку оценить те элементы своей  деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует  свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в  письмах, автобиографиях, анкетах и  других документах. Достигаемое в  результате самонаблюдения распознавание  своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных  задач, а также для использования  предлагаемых современной психологией  многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить  и умножить наш энергетический потенциал.

 

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании  с другими методами.

 

Метод опроса - может  быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

 

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

 

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее  продуманному плану;

проводиться в атмосфере  взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие  характер подсказки или внушения.

 

Важным требованием  к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

 

Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению  с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

 

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому  он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет  получить данные в короткие сроки  и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

 

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию  должна предшествовать предварительная  организационная работа: беседа о  целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко  структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании  возможно использование таких современных  технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через  Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

 

Наблюдение во всех его  формах не вносит изменений в изучаемый  процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого  недостатка следует прибегать к  эксперименту.

 

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая  переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно  фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

 

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

 

Лабораторный эксперимент  — это моделирование той или  иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто  предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или  иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных  видов труда, например, космонавтов  на специальных тренажерах.

 

Недостатком данного  метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет  к снижению чувства ответственности  у испытуемых.

 

Естественный эксперимент  проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что  его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого  метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

 

Еще одним методом  психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное  задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время  выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для  стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

 

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта  исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

История психологии как наука, основные этапы ее развития.

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и  законы стали доступными человеческому  уму. Основными задачами истории  психологии можно выделить:

Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;

Необходимость раскрытия  взаимосвязи науки психологии с  прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;

Необходимость получения  знаний о зарождении и становлении  науки;

Изучение роли личности и  индивидуального пути ее развития.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который  направлен на получение и развитие представлений о новейших методах  психологического исследования и представлении  о предметах. Основными этапами  развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный  этап - XX в.) – данный этап характеризуется  изучением психологии как науки  о поведении. Главной задачей  психологии на данном этапе  становится становление экспериментов  и наблюдение за всем, что можно  непосредственно изучать. Это  могли быть поступки или реакции  человека, его поведение и т.д.  Таким образом, на данном этапе  можно рассматривать историю  психологии как становление самостоятельной  науки, а также становления  и развитие экспериментальной  психологии;

IV этап – данный  этап характеризует становление  психологии как науки, которая  изучает объективные закономерности  психики, их проявления и механизмы


Информация о работе Метод эксперимента