Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:04, доклад
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент
характеризуется применением
В естественном эксперименте
сохраняются привычные для
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают:
метод исследования продуктов деятельности,
который позволяет определить способности
человека, уровень его знаний, умений
и навыков; метод анкетирования,
и в частности метод
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в
целях психологической
Метод наблюдения состоит
в систематическом и
для анализа характера
изменений поведения при
для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.
По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.
Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.
При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.
Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.
Внутреннее наблюдение
(самонаблюдение, интроспекция) дает возможность
человеку оценить те элементы своей
деятельности, которые он раньше не
замечал. В процессе самонаблюдения
человек описывает и
Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.
Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).
Беседа - один из распространенных
психологических методов, особенно
необходим при определении
При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:
строиться по заранее продуманному плану;
проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер
свободного диалога, а не допроса;
исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.
Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.
Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.
При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.
Для повышения уровня
достоверности данных анкетированию
должна предшествовать предварительная
организационная работа: беседа о
целях и порядке анкетирования:
вопросы анкеты должны быть ясными
и конкретными; анкета должна быть четко
структурирована с выделением основных
разделов. Сегодня при анкетировании
возможно использование таких
Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.
Эксперимент - это тоже
наблюдение, но проводимое в специально
созданных условиях. Целью эксперимента
является определение влияния какого-
Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.
Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.
Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.
Еще одним методом
психологической диагностики
Таким образом, в психологии
используется целый ряд методов.
Какой из них следует применить,
решают в каждом отдельном случае
в зависимости от задач и объекта
исследования. При этом обычно используют
не один какой-то метод, а ряд методов,
взаимно дополняющих и
История психологии как наука, основные этапы ее развития.
Как наука, психология занимается
изучением фактов, механизмов и их
закономерностей в повседневной
психической жизни. История психологии
позволяет описывать и
Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
III этап (экспериментальный
этап - XX в.) – данный этап характеризуется
изучением психологии как
IV этап – данный
этап характеризует