Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:40, доклад
Методы воспитания выступают как совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива
Доклад на тему:
«Методика использования метода личного примера в воспитании военнослужащего».
Выполнил: Начальник продовольственной службы
войсковой части 3426
лейтенант Гапанович В.В.
Методы воспитания выступают как совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива
Методы воспитания зависят от ряда объективных условий, и, прежде всего: от характера общественных отношений; целей, задач, закономерностей и принципов воспитания; содержания политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.
Воспитание представляет собой поэтапное педагогическое воздействие на личность военнослужащего. Методы воспитания являются составной частью педагогического процесса и являются инструментом воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих на различных его этапах. В соответствие со структурой педагогического воздействия целесообразно выделить три основных этапа: диагностики, воздействия и оценки. Каждому этапу принадлежат свои методы воздействия, решающие определенную задачу воспитания на различном этапе педагогического процесса. Соответственно все методы условно можно разделить на три основные группы: методы диагностики, воздействия и оценки.
Таблица 1
Методы воспитания | ||
I. Изучения |
||
Изучения |
Анализ документов, тестирование, беседа. | |
подтверждени |
Наблюдение, эксперимент. | |
я |
||
II. Воздействия |
индивидуальные | |
Формировани |
Убеждение, упражнение, просьба, доверие, пример, |
я |
авансирование, требование, эмоциональное воздействие, |
(побуждения) |
создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, |
метод перспективных линий | |
коллективные | |
Соревнование, общественное мнение | |
Стимулирова |
Поощрение, принуждение |
ния |
|
III. Оценки |
|
Оценки |
Анализ результатов деятельности, оценка уровня |
воспитанности | |
восстановительные | |
- метод переубеждения; | |
- метод переучивания; | |
- метод “ реконструкции характера”. | |
исправительные и компенсирующие | |
Коррекции |
-методы “ взрыва”, |
- разрыва нежелательных контактов. | |
корректирующие и прогностические | |
-метод критики и самокритики; | |
-метод опосредованного педагогического воздействия; | |
-метод перспективных линий. |
Пример - метод воспитания военнослужащих, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни. Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и прямых начальников. Важным условием для подражания является личное отношение военнослужащих к тому лицу, которое ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к подражанию.
Для успешной реализации возможностей воспитания на поло-жительном примере необходимы определенные условия. Во-первых, положительный пример приобретает силу воспитательного влияния в том случае, если он органически связан с ценными положительными качествами личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно. Во-вторых, чем глубже военнослужащие осознают его общественную ценность, чем он ближе и доступнее военнослужащим, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. В-третьих, воспитатель должен быть примером для военнослужащих решительно во всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер и до моральных ценностей.
Большую роль в воспитании военнослужащих-женщин играет личный пример мужчины и офицера-руководителя. Роль лидерства мужчин в профессиональной деятельности военнослужащих-женщин исследовалась автором в феврале 2004 г. в ходе эксперимента в войсковой части 14245 (Тверская область). При отработке нормативов по морально-психологической подготовке на штурмовой полосе соединения (командир – гв. генерал-майор А.С.Абрамов) 27 военнослужащих-женщин отдельного батальона боевого обеспечения были поставлены в условия максимальной экстремальной ситуации прохождения полосы при использовании напалма, перекрестного огневого сопровождения, преодоления водных преград и колючей проволоки, выраженных шумовых и световых эффектов. Эксперимент проводился в рамках подготовки соединения к итоговой проверке. Результаты включенного наблюдения за профессиональным поведением военнослужащих-женщин показали, что в том случае, когда первой полосу предлагалось преодолеть женщине-сержанту, в 86 % случаев женщины, идущие за ней, сходили с дистанции уже на 5-7 минутах отработки норматива. Две женщины, прибывшие на полосу впервые, вообще отказались ее преодолевать. Когда же за собой по полосе их вел опытный офицер гв. майор В.Н. Семченко, предварительно показывающий особенности преодоления каждого участка, ее успешно преодолевали 34 % женщин (оценка «хорошо»), 47 % укладывались в норматив с оценкой «удовлетворительно» и лишь 19 % сходили с дистанции, допуская грубые ошибки. Это свидетельствует о том, что для психологической подготовки военнослужащих-женщин чрезвычайно важное значение играет личный пример мужчины, выполняющего вместе с ними свои служебные обязанности.
Таким образом, анализ социальных проблем военнослужащих-женщин и практики воспитательной работы с ними свидетельствует о том, что, осуществляя их воспитание, необходимо стремиться избегать грубого, нетактичного поведения. Задача офицера-руководителя - быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.
И самое главное, личный пример офицера заключается в его отношении к службе и воинскому долгу, внешний вид, строевая подготовка, командирская требовательность и педагогический такт. Во-вторых, это конкретные мероприятия воспитательной работы, которые имеют свои специфические формы, методы
преследуют цель формирования у военнослужащего тех или иных качеств, навыков, знаний.
Начальник продовольственной службы 3426
лейтенант
Информация о работе Методика использования метода личного примера в воспитании военнослужащего