Методика психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Психодиагностика - наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. В основе психодиагностики лежит Психометрика - область психологической науки, которая разрабатывает конкретные психодиагностические методы и добивается их статистической достоверности. Репрезентативность - одно из ключевых понятий психометрики, она свидетельствует о возможности использования тестовых норм, выработанных на выборке стандартизации при разработке теста для всей генеральной совокупности испытуемых. Надежность - стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех.

Файлы: 1 файл

1 билет.docx

— 13.60 Кб (Скачать файл)

Психодиагностика - наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснение наличия и степени  выраженности у человека определенных психологических признаков. В основе психодиагностики лежит Психометрика - область психологической науки, которая разрабатывает конкретные психодиагностические методы и добивается их статистической достоверности. Репрезентативность - одно из ключевых понятий психометрики, она свидетельствует о возможности использования тестовых норм, выработанных на выборке стандартизации при разработке теста для всей генеральной совокупности испытуемых. Надежность - стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех. Достоверность - свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательной фальсификации или непреднамеренных мотивационных искажений. Валидность методики указывает насколько хорошо тест измеряет то, для чего он предназначен.  Объект психодиагностики - навыки и умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности. Предмет - психические свойства человека (интересы, склонности, темперамент и характер.) Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений. Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей. Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии: Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности; Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений; Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности; Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой; Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.

Методика направлена на определение  уровня экстраверсии (характеристикии индивидуально-психологических особенностей личности, при которой индивид сосредотачивает свои интересы на внешнем мире за счет своих собственных интересов, принижения личной значимости. лат. Extra-вне + Versio-поворачивать) - интроверсии (характеристики индивидуально-психологических особенностей личности, при которой индивид фиксирует свое внимание на своих собственных интересах, на своем внутреннем мире. При этом направленность личности сосредоточена на явлениях ее собственного субъективного мира. лат. Intro - внутрь + Versio - поворачивать) и нейротизма (эмоциональной подвижности личности). Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.


Информация о работе Методика психодиагностики