Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:18, реферат
При разработке плана исследования возникает проблема преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическими этапами, суть которой заключается в понимании разницы между научно-теоретическим видением реальности и ее субъективным образом в обыденном сознании. Разрабатывая инструментарий (анкеты, бланки, интервью и т.д.) исследователь должен отдавать себе отчет в том, что документ, созданный только на основе теоретической конструкции и не учитывающий всего феноменологического богатства смысловых, эмоциональных, мотивационных, осознаваемых и неосознаваемых составляющих субъективного образа, будет, по крайней мере, некорректным.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. Сущность метода семантического дифференциала ……………………
1.1. Невербальный семантический дифференциал ………….…………
1.2. Частные семантические дифференциалы ………………………….
1.3. Личностные семантические дифференциалы ……………………..
2. Исследование методом семантического дифференциала ….………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Специфика структуры личностного СД оказывается производной от выбора объектов шкалирования, на базе которых он построен. Так, если в репертуарном варианте личностного СД, где объектами шкалирования выступали персонажи, хорошо знакомые испытуемым, доминирующим фактором является «моральность», то для портретного варианта личностного СД, где фактически оценивается первое впечатление о человеке по его портрету, структура семантического пространства будет зависеть, например, от пола испытуемых и персонажей. Это демонстрирует то обстоятельство, что универсального личностного СД не существует и, в зависимости от задачи исследования и выборки испытуемых, необходимо проводить построение личностного пространства в каждом конкретном случае.
Рассмотрим пример «Личностного семантического дифференциала».
В ЛД выделяются три классических фактора СД:
- «оценка» - свидетельствует об уровне самоуважения;
- «сила» - свидетельствует о развитии волевых сторон личности и как они осознаются испытуемым;
- «активность» - интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
В ЛД отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях.
Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем. В целях получения количественных показателей для оценки отношения к себе, испытуемому предъявляются пары противоположных слов (21 личностная черта). В каждой паре необходимо оценить черту (качество) выбрав балл, который больше соответствует представлению о себе. На каждой шкале нанесена градация от +3 до -3.
Шкалы ЛД заполнялись испытуемым с инструкцией оценить самого себя по отобранным чертам личности.
О |
Обаятельный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Непривлекательный |
А |
Слабый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Сильный |
С |
Разговорчивый |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Молчаливый |
О |
Безответственный |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Добросовестный |
А |
Упрямый |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Уступчивый |
С |
Замкнутый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Открытый |
О |
Добрый |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Эгоистичный |
А |
Зависимый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Независимый |
С |
Деятельный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Пассивный |
О |
Черствый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Отзывчивый |
А |
Решительный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Нерешительный |
С |
Вялый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Энергичный |
О |
Справедливый |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Несправедливый |
А |
Расслабленный |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Напряженный |
С |
Суетливый |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Спокойный |
О |
Враждебный |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Дружелюбный |
А |
Уверенный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Неуверенный |
С |
Нелюдимый |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Общительный |
О |
Честный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Неискренний |
А |
Несамостоятельный |
- |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Самостоятельный |
С |
Раздражительный |
+ |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
- |
Невозмутимый |
В бланке выделены выбранные испытуемым баллы.
Рассмотрим соотношение понятий в каждом факторе отдельно, переведя соответствующие баллы в проценты (табл.1):
Таблица 1
Факторы | ||||||||
«оценка» |
«сила» |
«активность» | ||||||
Обаятельный |
2 |
66,7 |
Разговорчивый |
2 |
66,7 |
Сильный |
2 |
66,7 |
Добросовестный |
3 |
100 |
Открытый |
2 |
66,7 |
Упрямый |
1 |
33,3 |
Добрый – Эгоистичный |
0 |
0 |
Деятельный |
3 |
100 |
Независимый |
3 |
100 |
Отзывчивый |
1 |
33,3 |
Энергичный |
3 |
100 |
Решительный |
3 |
100 |
Справедливый |
2 |
66,7 |
Суетливый – Спокойный |
0 |
0 |
Расслабленный Напряженный |
0 |
0 |
Дружелюбный |
1 |
33,3 |
Общительный |
2 |
66,7 |
Уверенный |
3 |
100 |
Честный |
2 |
66,7 |
Раздражительный |
1 |
33,3 |
Самостоятельный |
3 |
100 |
Средний балл |
1,75 |
Средний балл |
1,85 |
Средний балл |
2,14 |
Из полученных данных можно сделать вывод, что личностная черта «добросовестный» для этого испытуемого ближе по значению к «обаятельный», «справедливый», «честный», чем «добрый - эгоистичный», «отзывчивый», «дружелюбный»; личностная черта «деятельный», «энергичный» ближе по значению к «разговорчивый», «открытый», «общительный», чем «суетливый – спокойный», «раздражительный»; личностная черта «независимый», «решительный», «уверенный», «самостоятельный» ближе по значению «сильный», чем «расслабленный – напряженный», «упрямый».
То есть получено представление о субъективном восприятии подобия или различия между объектами у испытуемого.
Полученные результаты представим в диаграмме (диагр.1):
Диаграмма 1
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что отрицательных баллов по предложенным показателям (чертам) не выявлено, но есть по одному нейтральному показателю (0%) в каждом факторе: «добрый – эгоистичный», «суетливый – спокойный», «расслабленный – напряженный». Это характеризует испытуемого как человека не проявляющего большой доброты по отношению к окружающим, но и не являющегося эгоистом; не относящим себя к чрезмерно суетливым или спокойным людям; не испытывающим большую напряженность, и не чувствуя себя очень расслабленным.
По фактору «оценка» у испытуемого преобладает такое качество (100%), как «добросовестный»; по фактору «сила» – «деятельный», «энергичный»; по фактору «активность» – «независимый», «решительный», «уверенный», «самостоятельный».
Сравнивая средний балл, отметим, что среди трех факторов более выражена «активность» (2,14), затем «сила» (1,85) и «оценка» (1,75). Переведя данные значения в процентное соотношение, получим следующий результат, представленный в диаграмме (диагр.2):
Диаграмма 2
По всем трем факторам показатели больше 50%, следовательно, можно говорить о наличие их у испытуемого.
Таким образом, испытуемого можно охарактеризовать:
- по фактору «активность» как экстравертированную личность, обладающую высокой активностью, общительностью, импульсивностью;
- по фактору «сила» как уверенного в себе, независимого, склонного рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях;
- по фактору «оценка» - принимающего себя как личность, склонного осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворенность собой.
Итак, можно сказать, что количественная характеристика общего эмоционального отношения испытуемого к себе положительная.
Далее рассчитаем абсолютную величину полученной средней оценки:
(1,75 + 1,85 + 2,14) : 3 = 1,91 или
(58,3% + 61,7% + 71,3%) : 3 = 63,8%
В целом нами получен балл, являющийся выше среднего (1,91), соответственно и процентное отношение, также выше среднего (63,8%) по всем факторам. Таким образом, сила эмоционального отношения, соответственно, отражающаяся в абсолютной величине полученной средней оценки является высокой.
Делаем заключение, что испытуемый относится к себе положительно, более значимыми для него являются черты (качества): добросовестный, деятельный, энергичный, независимый, решительный, уверенный, самостоятельный; соответственно, менее значимыми – добрый, спокойный, расслабленный.
Но при этом, необходимо учитывать субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семантический дифференциал - метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств. Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
В работе изучены особенности методики семантического дифференциала Ч. Осгуда. Раскрыта сущность метода, проведено исследование методом семантического дифференциала.
Применение метода семантического дифференциала позволило нам получить информацию о категориальной структуре испытуемого. Данный метод позволил выразить расстояние между коннотативными значениями понятий в виде определенного числа.
Оценка значения понятия позволила поместить его в точку семантического пространства. Ее положение характеризуется показателями: направленность от начала координат и удаленность от начала координат. Чем длиннее вектор удаленности точки от нейтральной позиции, тем интенсивнее реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные данные изображены в виде семантического профиля стимула (диаграммы).
Таким образом, следует вывод:
1) применение метода личностного дифференциала - позволяет говорить о наличии некоторых форм проекции при восприятии и интерпретации испытуемым предложенного стимульного материала;
2) использование метода личностного дифференциала позволяет, в силу специфичности методики, подтвердить лишь существование проекции испытуемыми своих осознаваемых качеств, имеющий социально одобряемый характер (как правило, образ «Я» не содержит негативных черт; поэтому можно лишь допустить, что испытуемый смог достаточно откровенно и адекватно оценить себя);
3) необходимо подчеркнуть, что данное исследование не позволяет принять либо отвергнуть подозрение на наличие переноса и приписывание стимулу черт и качеств, которыми испытуемый не обладает, но желал бы обладать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Методика сематического дифференциала Ч.Осгуда