Методики исследования мышления и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:39, реферат

Описание работы

Работа предусматривает решение следующих теоретических задач:
Во-первых, изучение и анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме мышления и интеллекта, структурных компонентов интеллекта, в том числе теорий интеллекта.
Во-вторых: анализ и изучение психодиагностической литературы, направленной на исследование интеллекта и мышления, а также, литературы представляющей исследовательский банк методик интеллекта и мышления.

Файлы: 1 файл

исследования мышления и интеллекта.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

« Методики исследования мышления и речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Плешкова Елена, студентка 284 группы

 

 

 

 

Введение

 

 

« Обучать надо не мыслям, а мышлению»- эти слова известного философа Иммануила Канта, вполне актуальны для наших дней. С середины 20века в зарубежной педагогике разворачивается новое напраление «обучение мышлению» организатором которого становится американский психолог Джером Брунер. Идея развития мышления - становится одной из приоритетных и в нашей отечественной психологии.

 

С учётом актуальности этих идей и того, что диагностическая компетентность - это значимая компонента подготовленности профессионала психолога - нами была обозначена тема дипломного исследования:

 

Мышление. Подходы к диагностике мышления.

 

В дипломной работе обозначены: объект и предмет исследования.

 

Объект: процесс мышления.

 

Предмет: методики исследования мышления и интеллекта.

 

Дипломная работа предусматривает решение следующих теоретических задач:

 

Во-первых, изучение и анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме мышления и интеллекта, структурных компонентов интеллекта, в том числе теорий интеллекта. Это работы зарубежных авторов:

 

Штерна В.; Брунера Дж.; Пиаже Ж.; Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г; Анастази А.; Годфруа Ж.; и др.

 

Работы отечественных классиков психологии: Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Теплова Б.М., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Тихомирова О.К., Ломова Б.Ф., и др., а также работы современных исследователей по проблеме мышления и интеллекта: Брушлинского А.В., Лейтес Н.С., Холодной М.С., Гуревича П.С., Дружинина В.Н., Веккера Л.М., Либина А.В., Егоровой М.С., Чуприковой Н.И., Ратановой Т.А., Ушакова Д.В. и других.

 

Во-вторых: анализ и изучение психодиагностической литературы, направленной на исследование интеллекта и мышления, а также, литературы представляющей исследовательский банк методик интеллекта и мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Диагностика  мышления и интеллекта

 

 

1.1 Психодиагностические  аспекты работы психолога и  понятие психологического диагноза

 

 

Одно из направлений деятельности псиолога -- психодиагностика, на которую отводится пример но 50% в общей системе трудозатрат его деятельности.

 

Диагностическая работа не самоцель для психолога, она предназначена быть основой для установления психологического диагноза и разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека, а также его реабилитации.

 

Значительная часть психологов, раскрывая содержа тельную сторону нормы как оптимального состояния объекта психодиагностики, придерживается мнения, согласно которому оно трактуется в терминах приспособления или адаптации. Последнее требует исследование психической сферы. Ярче всего результаты психологического исследования выступают в самом психологическом диагнозе. Термин «психологический диагноз» появился в 1921 г. Его предложил выдающийся психиатр и психолог Роршах (Я. Rorschach), (1884--1922). Г. Роршах -- автор одной из самых популярных психодиагностических проективных методик, известной под названием «Пятна Роршаха». По определению Роршаха, психологический диагноз -- это распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития, а также определение состояния конкретного объекта.

 

Отечественный психолог Л. С. Выготский конкретизировал содержание этого понятия и выделил следующие уровни психологического диагноза:

 

-- симптоматический, содержащий лишь констатацию отклонений и отдельных функций и состояний, но не объясняющий механизмов этих нарушений;

 

-- этиологический, определяющий причины возникновения определенных особенностей психической деятельности;

 

-- типологический, определяющий место и значение по лученных данных в целостной картине личности.

 

Эти три уровня психологического диагноза отражают в той или иной мере актуальное состояние человека.

 

Под психологическим диагнозом, вслед за Ануфриевым мы понимаем: «Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи» (Ануфриевым А.Ф.,2006)

 

Психологический уровень определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, а также характеристикой всех уровней функционирования психики: операционального, эмоционально-волевого и личностного.

 

Социально-психологический уровень определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды (межличностные отношения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.п.)

 

При проведении психодиагностической работы психолог, подбирая инструментарий диагностических технологий, должен соблюдать определенные этические нормы.

 

В современной практической психологии выделяют не сколько этапов диагностической работы.

 

1. Изучение социального заказа, запросов  специалистов образовательных, медицинских  и социальных учреждений.

 

2. Формулирование психологической  проблемы.

 

3. Выдвижение гипотез о возможных  причинах определяемого дефекта.

 

4. Выбор методов диагностики.

 

5. Применение отобранных методов.

 

6. Формулирование психологического  диагноза.

 

7. Разработка рекомендаций, психологических  программ коррекции, профилактики  и т.п.

 

8. Контроль за их осуществлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методики для исследования  операциональной стороны мышления

 

 

1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный  вариант).

 

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

 

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

 

Инструкция: «Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу?»

 

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. (РубинштейнС.Я.,2004.)

 

1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный  вариант).

 

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов (рис. ).

 

Инструкция: «Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).

 

Рис. Бланк для словесного варианта

 

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф 

 

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр 

 

3. Ботинки, Сапоги, шнурки, валенки, тапочки 

 

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор 

 

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленный 

 

6. Береза. сосна, дерево, дуб, ель 

 

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед 

 

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр 

 

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр 

 

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт 

 

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий 

 

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево 

 

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно 

 

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах 

 

15. Ненависть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать 

 

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие 

 

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный 

 

18. Футбол, волейбол, хоккей, плаванье, баскетбол 

 

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение 

 

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила 

 

 

 

Если испытуемый справляется с тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

 

Если испытуемый объясняет причину объединение предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

 

 

1.3.4 Образование аналогий

 

В методике простые аналогии представлены пары слов (образцы) между которыми существуют определённые смысловые отношения испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику « сложные аналогии»

 

1.3.5 Исследование быстроты мышления

 

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использовать как индивидуально, так и в группе. (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000)

 

Ход выполнения задания

 

Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин они выписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

 

Образец бланка

 

Д-ЛОП-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ

 

К-ШАО-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК

 

С-ДАК-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь

 

В-ЗАЗ-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН

 

Н-ГАВ-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я

 

М-НАС-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

 

Д-ЛЯВ-Т-А С-А-КА К-П-С-А

 

К-НОП-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ

 

Б-ДАП-Р-А С-А-А С-Е-О-А

 

Ч-ДОБ-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А

 

Обработка результатов подчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

 

Менее 20 слов- низкая быстрота мышления и подвижность н.п.

 

21-30 слов- средняя мышления и подвижность н.п.

 

31слова и более- высокая быстрота мышления и подвижность н.п.

 

1.3.6 Сравнение и определение  понятий

 

Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега - ложка, ботинок - карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.

 

1.3.7 Понимание переносного смысла  пословиц и метафор

 

Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления

 

1.4 Диагностика интеллекта  и умственного развития

 

 

Тест Векслера

 

Для диагностики умственного развития учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена. Тест Векслера необычайно популярен во многих странах мира, поэтому рассмотрим его подробнее.

 

В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера - Беллевью.

 

Тест включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Он предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым.

Информация о работе Методики исследования мышления и речи