Методики изучения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Системно-ситуационный анализ – изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация – наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

Методики изучения конфликтных  ситуаций

 

1. Системно-ситуационный  анализ – изучение конфликтов  по единицам. В качестве единицы  анализа используется конфликтная  ситуация – наименьшая целостная,  неделимая часть конфликта, обладающая  всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные  и динамические характеристики, временные и пространственные  границы. В ходе изучения устанавливаются  все основные и второстепенные  участники конфликта. Определяются  пространственные границы конфликтного  взаимодействия. Выделяются фазы  в развитии конфликта, в течение  которых характер взаимодействия  основных его участников качественно  не изменяется. После определения  пространственных, временных и содержательных  границ конфликтной ситуации  проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации  в качестве единицы анализа  дает возможность стандартизировать,  хранить и накапливать информацию  о реальных конфликтах. Конфликтная  ситуация позволяет изучать характеристики  конфликтов не «вообще», а на  основе систематизации определенной  информации о поведении конкретных  людей и социальных групп. Конфликтные  ситуации можно анализировать  ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свидетелей  конфликта) и непосредственно  во время реального развития  событий. Для проведения ситуационного  анализа разрабатывается специальный  бланк, в котором отражаются  основные характеристики конфликта.

2. Математическое  моделирование. Математическое моделирование  с привлечением современных средств  вычислительной техники позволяет  перейти от простого накопления  и анализа фактов к прогнозированию  и оценке событий в реальном  масштабе времени развития. Математическая  модель конфликта представляет  собой систему формализованных  соотношений между характеристиками  конфликта, разделяемых на параметры  (отражает внешние условия и  слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели1. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

3. Личностные  тесты. Специалисты используют  ряд апробированных тестов, которые  фиксируют выраженность качеств,  свойств и состояний, указывающих  на повышенную конфликтность  личности. К числу наиболее часто  применяемых общепризнанных тестов  и опросников, позволяющих выявить  те или иные аспекты конфликтности  личности и определить ее уровень,  можно отнести:

  • Тест А. Басса – А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности)
  • Диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  • Личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал – «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность)
  • 16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликтность – скрытность, практичность, жестокость, суровость, честолюбие и пр.)
  • Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности)
  • Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы) и др.

Личностные  тесты используются в исследовательских  целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом смысле не являются методами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большее внимание уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика кейс – стадии – изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус групп2.

Сложность явления конфликта, и разнообразие подходов определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

 

 

Заключение

 

Своевременная диагностика конфликтов имеет важное значение как для профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, специалист нуждается в методах и методиках выявления и оценки конфликтов в интересах их исследования. Поэтому осуществленные исследования позволяют сделать выводы с точки зрения полезности разнообразных методов исследования конфликтов.

Так можно  выделить, что конфликтология на данный момент развития, как науки, с целью изучения конфликтов может применять разнообразные опросники, тесты и методики. Например, методика Т. Лири, тест Басса – Дарки, 16-факторный опросник Кеттелла, шкала реактивной и личностной тревожности, методика «Q – сортировка» и др.

При этом применяются также такие методы изучения конфликтов, как наблюдение, социометрия и ее модификации; модульная  методика: цветовой тест отношений; ретроспективный  анализ конфликтов; изучение документов; различные типы опросов; эксперимент.

При применении методов изучения конфликтов возникает  необходимость применения определенных философских, общенаучных и конкретно-научных  принципов. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий  диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, объективности.

Методологическими принципами самой конфликтологии выступают принципы: междисциплинарности; преемственности; эволюционизма; личностного подхода.

Применение  методов в купе с принципами исследования дают гарантию эффективного и своевременного предупреждения конфликтов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
  2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2007. – 216с.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.
  4. Конфликтология: Учебник Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 302с.
  5. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 445с.

 

 

Приложение

 

Анкета  конфликтолога (шкала тактики)

 

1. Согласны  ли вы с тем, что компромисс - самый лучший способ урегулирования  конфликтов?

а) Да, согласен, б) Нет, не согласен, в) Затрудняюсь ответить.

2. Чем  больше толковых законов, тем  меньше нежелательных конфликтов, не так ли?

а) Да, именно так. б) Нет, не так. в) Затрудняюсь ответить.

3. Уменьшается  ли число конфликтов при хорошей  организации общества или отдельного  коллектива?

а) Да. б) Нет. в) Затрудняюсь ответить.

4. Когда  вас станет сильно раздражать  какой-либо политический или экономический  противник, попытаетесь ли вы  договориться с ним «полюбовно»?  а) Да, конечно, б) Вовсе нет.  в) Затрудняюсь ответить.

5. Если  вы абсолютно уверены в том,  что правы, а соперник не  прав, постараетесь ли вы убедить  его в этом?

а) Да. б) Нет. в) Затрудняюсь ответить.

6. Стоит  ли выдвигать на руководящие  должности «штатных критиков»?  а) Да, стоит, б) Нет, не стоит,  в) Затрудняюсь ответить.

7. При  обращении с партнерами следует  ли говорить им всю правду, чтобы не было конфликтов?

а) Да, следует, б) Нет, не следует, в) Затрудняюсь  ответить.

8. Четыре  фирмы - А, В, С и D- долго конкурировали между собой. Когда конкуренция приблизилась к своему пику, каждая из фирм решила снять возникшие проблемы «окончательно и бесповоротно». При этом использовались следующие методы: Фирма А выбрала путь материального «удушения» соперников; фирма В занялась поиском компромата на конкурентов; фирма С выразила готовность пойти на уступки и провести переговоры по данному вопросу; фирма D решила вообще не предпринимать никаких действий. Какая из них поступила наиболее благоразумно:

а) Фирма  А. б) Фирма В. в) Фирма С. г) Фирма D. г) Затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

Чтобы определить набранную вами сумму баллов, воспользуйтесь следующим «ценником»:

За каждый ответ «да» - 0 очков; за каждый ответ  «нет» - 1 очко; за выбор любой из конкурирующих  фирм - 1 очко; за каждый ответ «затрудняюсь ответить» - 2 очка.

Итак, если вы набрали менее 5 очков, вам предстоит  нелегкая жизнь. Даже если вам везло  раньше, в будущем возможны срывы  и серьезные проигрыши. Так что  хорошенько задумайтесь над своими действиями и по меньшей мере не форсируйте принятие решений.

Показатель  от 5 до 10 очков более или менее  нормален. Вы, конечно, допускаете ошибки, но они уравновешиваются вполне разумными  шагами. К тому же у вас есть неплохие задатки конструктивного мышления. Чуть больше анализа, знаний - и успех  будет вам сопутствовать постоянно.

Того, кто  набрал более 10 очков, остается только поздравить. Вы прекрасный тактик и  аналитик.

1 Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 61

2 Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – с.62


Информация о работе Методики изучения конфликтных ситуаций