Методики креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:10, доклад

Описание работы

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Файлы: 1 файл

псих-пед.прктикум..doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е.Торренса, адаптирована  А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может  проводиться в индивидуальном или  групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый  вариант теста представляет собой  набор картинок с некоторым набором  элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция  к тесту:

Перед вами бланк  с недорисованными картинками. Вам  необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Такие картинки:   

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика  С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Методика направлена на выявление и оценку существующего  у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного  потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция  к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно  оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто  новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

 

1. случайная  - гора - долгожданная

2. вечерняя - бумага - стенная

3. обратно - родина - путь

4. далеко - слепой - будущее

5. народная - страх  - мировая

6. деньги - билет  - свободное

7. человек - погоны - завод

8. дверь - доверие  - быстро

9. друг - город  - круг

10. поезд - купить - бумажный

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки  в конце 30-х годов. В это время  совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году. 

  Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. 
      Этапы и правила мозгового штурма 
   Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 
   1.   Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.  
   2.  Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:  
                    Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.  
                    Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.  
                    Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.  
                    Комбинируйте и улучшайте любые идеи.  
   3.  Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые  атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две  группы: 
 · участники, предлагающие новые варианты решения задачи;  
 · члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.  
 Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. 
 В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущийпроизводит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством». 
 В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма. 
 Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. 

Интерпретация результатов исследования

по факторам креативности.

На основании  полученных данных выявлено: показатель беглости мышления равен 99,2 %, что соответствует высокому уровню беглости мышления, то есть дети способны предложить не один, а несколько уместных ответов на поставленный вопрос; а также генерировать большое количество идей. Показатель гибкости мышления равен 75%, что соответствует уровню выше среднего и  говорит об умении детей использовать различные подходы при решении задач; предлагать разнообразные типы идей; о способности детей  легко переходить от одной категории к другой. Показатель оригинальности мышления равен 79%, что соответствует уровню выше среднего и говорит о том, что дети могут предлагать уникальные или новые способы решения задач, оригинальные нестандартные идеи, а также способны отступать от общепринятого. Показатель разработанности мышления равен 38,2%, что соответствует низкому уроню разработанности мышления, это говорит о том, что дети не всегда способны облагородить идею; не во всех ситуациях могут приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной.

Показатель  любознательности равен 66,7%, что соответствует уровню выше среднего, то есть дети проявляют интерес к загадкам, головоломкам; могут играть идеями, следовать предчувствию. Показатель воображения равен 47%, что соответствует уровню воображения ниже среднего и говорит о том, что дети иногда способны воображать то, чего никогда не было; в каких-то ситуациях полагаться на интуицию, переходить за границы реального мира. Показатель сложности равен 56%, что соответствует среднему уровню, то есть дети могут приводить в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных  проблемах, но не всегда могут сомневаться в единственном верном решении. Показатель способности к риску равен 57%, что соответствует среднему уровню, это означает, что дети могут не всегда конструктивно принимать критику, иногда предполагать возможность неудач.

При анализе  результатов экспертной оценки выявлено: показатель беглости мышления по оценкам  экспертов у детей равен 60%, что  соответствует уровню выше среднего, то есть педагоги замечают, что дети могут предложить не один, а несколько вариантов

 


Информация о работе Методики креативности