Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:10, доклад
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Условия проведения
Тест может
проводиться в индивидуальном или
групповом варианте. Для создания
благоприятных условий
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
Инструкция к тесту:
Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.
Такие картинки:
ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика
С.Медника, адаптирована А.Н.
Условия проведения
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Инструкция к тесту
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ
1. случайная - гора - долгожданная
2. вечерняя - бумага - стенная
3. обратно - родина - путь
4. далеко - слепой - будущее
5. народная - страх - мировая
6. деньги - билет - свободное
7. человек - погоны - завод
8. дверь - доверие - быстро
9. друг - город - круг
10. поезд - купить - бумажный
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.
Метод мозгового штурма (
Этапы
и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой
штурм включает три обязательных этапа.
Этапы отличаются организацией и правилами
их проведения:
1. Постановка проблемы. Предварительный
этап. В начале этого этапа проблема должна
быть четко сформулирована. Происходит
отбор участников штурма, определение
ведущего и распределение прочих ролей
участников в зависимости от поставленной
проблемы и выбранного способа проведения
штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от
которого во многом зависит успех (см.
ниже) всего мозгового штурма. Поэтому
очень важно соблюдать правила для этого
этапа:
Главное — количество идей. Не делайте
никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том
числе положительную) оценку высказываемых
идей, так как оценка отвлекает от основной
задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но именно он
позволяет выделить наиболее ценные идеи
и дать окончательный результат мозгового
штурма. На этом этапе, в отличие от второго,
оценка не ограничивается, а наоборот,
приветствуется. Методы анализа и оценки
идей могут быть очень разными. Успешность
этого этапа напрямую зависит от того,
насколько "одинаково" участники
понимают критерии отбора и оценки идей.
Мозговые атаки
Для проведения
мозговой атаки обычно создают две
группы:
· участники, предлагающие новые варианты
решения задачи;
· члены комиссии, обрабатывающие предложенные
решения.
Различают индивидуальные и коллективные
мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив
из нескольких специалистов и
В процессе мозгового штурма, как правило,
вначале решения не отличаются высокой оригинальностью,
но по прошествии некоторого времени типовые,
шаблонные решения исчерпываются, и у
участников начинают возникать необычные
идеи. Ведущий записывает или как-то иначе
регистрирует все идеи, возникшие в ходе
мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится
их анализ, развитие и отбор. В итоге находится
максимально эффективное и часто нетривиальное
решение задачи.
Интерпретация результатов исследования
по факторам креативности.
На основании полученных данных выявлено: показатель беглости мышления равен 99,2 %, что соответствует высокому уровню беглости мышления, то есть дети способны предложить не один, а несколько уместных ответов на поставленный вопрос; а также генерировать большое количество идей. Показатель гибкости мышления равен 75%, что соответствует уровню выше среднего и говорит об умении детей использовать различные подходы при решении задач; предлагать разнообразные типы идей; о способности детей легко переходить от одной категории к другой. Показатель оригинальности мышления равен 79%, что соответствует уровню выше среднего и говорит о том, что дети могут предлагать уникальные или новые способы решения задач, оригинальные нестандартные идеи, а также способны отступать от общепринятого. Показатель разработанности мышления равен 38,2%, что соответствует низкому уроню разработанности мышления, это говорит о том, что дети не всегда способны облагородить идею; не во всех ситуациях могут приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной.
Показатель любознательности равен 66,7%, что соответствует уровню выше среднего, то есть дети проявляют интерес к загадкам, головоломкам; могут играть идеями, следовать предчувствию. Показатель воображения равен 47%, что соответствует уровню воображения ниже среднего и говорит о том, что дети иногда способны воображать то, чего никогда не было; в каких-то ситуациях полагаться на интуицию, переходить за границы реального мира. Показатель сложности равен 56%, что соответствует среднему уровню, то есть дети могут приводить в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, но не всегда могут сомневаться в единственном верном решении. Показатель способности к риску равен 57%, что соответствует среднему уровню, это означает, что дети могут не всегда конструктивно принимать критику, иногда предполагать возможность неудач.
При анализе результатов экспертной оценки выявлено: показатель беглости мышления по оценкам экспертов у детей равен 60%, что соответствует уровню выше среднего, то есть педагоги замечают, что дети могут предложить не один, а несколько вариантов