Методология, методы и методики психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 2.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  институт психологии и акмеологии»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Общая психология

 

 

 

 

Контрольная работа № 2

Методология, методы и методики психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса,

дистанционной формы обучения Хусаинова Зоя Рашидовна

Специальность: психология

Студенческий билет № 4533


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков

2013

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?

 

Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно 
через психику, психические, же переживания субъекта есть единственная 
первичная, непосредственная данность. И потому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны.

 

Это по существу радикально-идеалистический тезис. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Согласиться здесь можно с первой частью высказывания, в том, что «все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно 
через психику».

 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

 

К основным методам С.Л. Рубинштейн относит метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные.

Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с  помощью рефлексивного наблюдения.

При наблюдении в естественных условиях трудно дать интерпретацию наблюдаемого явления с учетом конкретных обстоятельств.

Первая лаборатория экспериментальной  психологии была основана Вундтом в  Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальный метод состоит  во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

Главное отличие субъективных методов  от объективных состоит в том, что…

Субъективные методы, в отличие от объективных, базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на ту или иную проблему.

 

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?

  1. Интроспекция является основным методом психологии. – неверно.

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

  1. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке. – неверно.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения. Так, процесс восприятия качественно отличается от мыслительного процесса, состояние бодрости — от состояния утомления, правдивость — от честолюбия. Но каждый процесс, состояние или свойство характеризуется также и количественными признаками. Каждый психический процесс имеет определенную длительность, каждое состояние — определенную интенсивность, каждое свойство — определенную степень выраженности.

  1. Становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования. – верно.
  2. Методологические принципы — это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования. – неверно.

Методологические принципы - установки организующие направление и характер исследования.

Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

  1. Главное в методике наблюдения — записывать свои впечатления о происходившем. – неверно.

Записывать нужно события как  таковые - что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем.

  1. Специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдателя (избирательность восприятия, установка). – верно.
  2. Важным признаком эксперимента является постановка цели, конкретизирующей гипотезу исследования. – неверно.

Наблюдение как научный метод  должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. 

  1. Главным недостатком эксперимента является то, что исследователь не может по желанию вызвать какой-то психический процесс или состояние. – неверно.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь  может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость  психических явлений от изменяемых внешних условий.

  1. Психодиагностика — банк конкретных методик, предназначенных для построения психологической теории. – верно.

Психодиагностика - банк конкретных психологических методик, предназначенных для проверки теоретико-психологических построений на практике, а также воплощение в психологической теории эмпирических фактов.

  1. Валидность теста — это характеристика его точности как измерительного инструмента. – неверно.

Надежность характеризует точность теста как измерительного инструмента, устойчивость его к действию помех.

Валидность теста – соответствие получаемых результатов от данного теста тому, во имя чего он заявлен.

 

Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

1. Психолог стремится собрать как можно больше 
информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез. – Метод анализа продуктов деятельности (Праксиметрический метод).

2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный 
психолог. – Метод экспертной оценки.

3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, 
а также их интерпретацию. – Тесты.

4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах. – Тест - опросник.

5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве. – Тест - задание.

 

Задание 5. Допишите продолжение следующих утверждений.

  1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.
  2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание это регулятор поведения и действий человека.
  3. Генетический принцип (принцип развития) выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений.
  4. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с тем, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.
  5. Научность полученных данных оценивается возможностью постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

 

Задание 6. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.

 

Индивидуальное

Групповое

Учет индивидуальных особенностей; получение большого объема данных; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; использование сложных категорий ответов; возможность использования проективных методик.

Возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность  учета случайных факторов (болезнь  усталость, эмоциональный дискомфорт); предъявление заданий в максимально формализованном виде; упрощение функций экспериментатора; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий.


 

Задание 7. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

  1. а) метод – б) методология. Понятие б включает в себя понятие а.
  2. а) психология – б) методология. Понятия пересекаются.
  3. а) метод – б) методика. Понятие б включает в себя понятие а.

Методика – совокупность методов, приемов.

  1. а) наблюдение – б) эксперимент. Понятия пересекаются.
  2. а) эксперимент – б) проективная методика. Понятия не пересекаются.
  3. а) проективная методика – б) тест Роршаха. Понятие а включает в себя понятие б.
  4. а) диагностика готовности к школе – б) интеллектуальное тестирование. Понятие а включает в себя понятие б.

 


Информация о работе Методология, методы и методики психологии