Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, контрольная работа
Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
Министерство образования и науки Российской Федерации
Частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии»
Кафедра психологии
Общая психология
Контрольная работа № 2
Методология, методы и методики психологии
Выполнила: студентка 1-го курса, дистанционной формы обучения Хусаинова Зоя Рашидовна Специальность: психология Студенческий билет № 4533 |
Псков
2013
Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?
Все материальное,
физическое, внешнее дано опосредованно
через психику, психические, же переживания
субъекта есть единственная
первичная, непосредственная данность.
И потому данные интроспекции абсолютно
достоверны, безошибочны.
Это по существу
радикально-идеалистический
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.
Согласиться
здесь можно с первой частью высказывания,
в том, что «все материальное, физическое,
внешнее дано опосредованно
через психику».
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
К основным методам С.Л. Рубинштейн относит метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные.
Метод интроспекции – метод изучения
свойств и законов сознания с
помощью рефлексивного
При наблюдении в естественных условиях трудно дать интерпретацию наблюдаемого явления с учетом конкретных обстоятельств.
Первая лаборатория
Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.
Главное отличие субъективных методов от объективных состоит в том, что…
Субъективные методы, в отличие от объективных, базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на ту или иную проблему.
Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.
Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения. Так, процесс восприятия качественно отличается от мыслительного процесса, состояние бодрости — от состояния утомления, правдивость — от честолюбия. Но каждый процесс, состояние или свойство характеризуется также и количественными признаками. Каждый психический процесс имеет определенную длительность, каждое состояние — определенную интенсивность, каждое свойство — определенную степень выраженности.
Методологические принципы - установки организующие направление и характер исследования.
Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Записывать нужно события как таковые - что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем.
Наблюдение как научный метод должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности.
Основное достоинство
Психодиагностика - банк конкретных психологических методик, предназначенных для проверки теоретико-психологических построений на практике, а также воплощение в психологической теории эмпирических фактов.
Надежность характеризует
Валидность теста – соответствие получаемых результатов от данного теста тому, во имя чего он заявлен.
Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
1. Психолог стремится собрать как можно
больше
информации по конкретному «случаю» для
ответа на главный вопрос о генезисе и
прогнозе психологических свойств, для
определения статуса личности. Данный
метод строится на основе ранее выдвигаемых
гипотез. – Метод анализа продуктов деятельности
(Праксиметрический метод).
2. Данный метод широко применяется в
психологии личности. В качестве экспертов
могут выступать лица, хорошо знающие
испытуемых. Главная особенность метода
заключается в том, что его используют
не в виде описания качественных проявлений
свойств, а в виде количественных оценок
их проявления, а также выраженности тех
или иных элементов поведения. Результаты
данного метода фиксируют выраженность
более или менее дробных частных элементов
поведения, понятных и однозначных. Обобщение
зафиксированных результатов осуществляет
профессиональный
психолог. – Метод экспертной оценки.
3. Специализированные методы психологического
исследования, с помощью которых можно
получить количественную или качественную
характеристику изучаемого явления. От
других методов исследования эти методы
отличаются тем, что предполагают стандартизированную
выверенную процедуру сбора и обработки
данных,
а также их интерпретацию. – Тесты.
4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах. – Тест - опросник.
5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве. – Тест - задание.
Задание 5. Допишите продолжение следующих утверждений.
Задание 6. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.
Индивидуальное |
Групповое |
Учет индивидуальных особенностей; получение большого объема данных; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; использование сложных категорий ответов; возможность использования проективных методик. |
Возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь усталость, эмоциональный дискомфорт); предъявление заданий в максимально формализованном виде; упрощение функций экспериментатора; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий. |
Задание 7. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
Методика – совокупность методов, приемов.
Информация о работе Методология, методы и методики психологии