Методология науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

«Психология» - термин, который может применяться к разным видам
человеческой практики и знания.
Во-первых, психология как система обыденных знаний людей о «психике», поведении других людей. Эта «обыденная психология» сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии.
Во-вторых, существует и «философская психология». Вопрос о природе психической реальности является ключевым. В рамках «философской психологии» по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

Содержание работы

1. Введение в методологию.
2. Принципы исследования.
3. Структура исследования.
4. Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

      Эмпирическое  исследование  проводится   для   проверки   правильности

теоретических построений.  К  общенаучным  эмпирическим  методам  относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

      Основными  методами исследования в психологии,  как  и  в  ряде  других

наук, являются наблюдение  и  эксперимент.  Каждый  из  этих  общих  методов научного исследования выступает в психологии в различных и более  или  менее специфических формах; существуют разные виды и  наблюдения  и  эксперимента.

Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним  наблюдением, обычно  в  отличие  от  самонаблюдения   именуемым   объективным.   Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на  прямое  и  косвенное.  Точно так же существуют различные  формы  или  виды  эксперимента.  Разновидностью эксперимента является так называемый  естественный  эксперимент,  являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

      Помимо  этих  основных  методов,   которые   получают   в   психологии

специфическое выражение  в  соответствии  с  особенностями  ее  предмета,  в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

      При  использовании  различных  методов  психологического  исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы.

      Методика  исследования отражает ту или  иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей  психологии  специфические  черты должна носить и ее методика.

 

             Классификация методов психологического исследования.

 

      С точки  зрения Б. Г. Ананьева,  методы  психологического  исследования

являются системами операций с психологическими  объектами  и  вместе  с  тем гносеологическими объектами психологической науки.

      Ели следовать  методам  системного  подхода,  важно  определить  место

эмпирических методов в общей системе.

      Выделяют  пять уровней:

        1. Уровень  методики

        2. Уровень  методического приема

        3. Уровень  метода (эксперимент, наблюдение и  пр.)

        4. Уровень  организации исследования

        5. Уровень  методологического подхода

      Приведенное  уровневое  деление  способов  близко  к   тому,   которое

предложил  Г.Д.  Пирьов,  разделив  «методы»   на: 

1)   собственно   методы

(наблюдение, эксперимент  и  пр.) 

2)методические  приемы   

3)методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

      С.Л. Рубинштейн  в  качестве  лавных  психологических  методов  выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы  изучения  продуктов деятельности, беседу и анкету.

      Вторая    развернутая    классификация    методов     психологического

исследования,  получившая   распространение   в   отечественной   психологии благодаря  Б.  Г.  Ананьеву,  -  классификация  болгарского  психолога  Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы:  наблюдение  (объективное  –

непосредственное  и  опосредованное,  субъективное  –   непосредственное   и опосредованное),  эксперимент  (лабораторный,  естественный   и   психолого-педагогический),     моделирование,     психологическую      характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические  и  др.), специфические методические подходы.

      Б.Г. Ананьев  подверг критике классификацию  Пирьова, предложив  другую.

Все методы он разделил на:

        1. организационные

        2. эмпирические

        3. способы  обработки данных

        4. интерпретационые

      К организационным  методам Ананьев отнес сравнительный,  лонгитюдный  и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение  и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой,  естественный  и  др.), психодиагностический  метод,  анализ  процессов  и  продуктов  деятельности, моделирование  и биографический метод.

      В третью  группу вошли методы математико-статистического  анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу  составили  генетический (фило-   и   онтогенетический)   и   структурные   методы    (классификация, типологизация и др.)

      Важно  отметить,  что  здесь  не   обозначены   теоретические   методы

психологического исследования,  но  вместе  с  тем  выделен  класс  методов,

«промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно  – методы   представления,   обработки   и   (добавим)   интерпретации   данных эмпирического исследования.

      Существуют  и  другие  подходы  к  описанию  и  классификации  методов психологического  исследования,  но   практически   всегда   ставится   знак тождества  между  эмпирическими  методами  психологического  исследования  и психологическими методами вообще, что затрудняет определение  специфики  тех и других.

      Целесообразно  по аналогии с другими науками  выделить в психологии  три класса методов:

        1.  Эмпирические,  при  которых  осуществляется  внешнее   реальное

           взаимодействие субъекта и объекта  исследования.

        2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью

           объекта

        3.  Интерпретация  и  описание,  при   которых   субъект   «внешне»

           взаимодействует со знаково-символическим  представление  объекта

           (графиками, таблицами, схемами).

      От  теоретических   методов   психологии   следует   отличать   методы

умозрительной  психологии,  берущие  начало  в  так  называемой  философской психологии.  Умозрение  опирается  не  на  научные  факты   и   эмпирические закономерности,  а  имеет  обоснование  тоько  в  личностном  знании  автора концепции.

      Умозрительный  психолог, как и философ,  порождает  приемлемые,  с  его точки  зрения,  модели  психической  реальности  либо  модели  ее  отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества,  восприятия  и т.д.).  Продуктом  умозрения  является  учение,  т.е.  некоторый   целостный мысленный   продукт,   объединяющий   в   себе   черты    рационального    и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность  объяснения некоторой   реальности   и   не   предусматривающий   своей    фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.

 

 

                            Принципы исследования.

В работе Б. Г. Ананьева «Методология психологического исследования» раскрываются онтологический и гносеологический аспекты психологии. Гносеология, или теория познания, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. Онтология («онтос» — сущее) — учение о бытии, об общих его законах. Онтологический аспект в психологии — это объективно существующие психологические реальность и практика. Гносеологический аспект — это собственно «психологические исследования», попытки людей познать законы психики, проверить истинность имеющихся познаний в области психологии.

 

В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, объективности, связи сознания и деятельности, единства теории и практики, вероятностный подход.

«Объективность» и «развитие» наиболее важны для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся: отражение объективной истины, проверка изучаемых закономерностей на практике, строгая объективность изучения психики, исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности и, наконец, рассмотрение всех психологических феноменов в развитии — филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном.

«В качестве принципа научного изучения психических явлений выступает введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего "упражнения": в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организуемых и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности» (С. Л. Рубинштейн). Тренинги, ролевые и деловые игры создают для человека различные ситуации, в которых он, с одной стороны, проявляет имеющиеся у него качества, а с другой — психические качества преобразуются, тренируются, изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, психотерапевта и т. п.

 

Варианты генетического подхода (эволюционного) — филогенетический, онтогенетический, генетический (здесь это генетика поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития: от нейронного до поведенческого, от онтогенетического до социально-исторического. Значение генетических и исторических принципов в психологии велико. Они охватывают всю структуру и весь процесс движения научного познания.

Детерминистский (подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений) и вероятностный(подчеркивает вероятностный характер психической деятельности, вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами) подходы действуют совместно в современной методологии психологического исследования. «Лишь всесторонне выявив человека во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни», — утверждает С. Л. Рубинштейн. 

 

Рациональные (логические, теоретические) методы научного познания включают:

♦ проектирование задач и путей исследования;

♦ построение моделей процесса познания, их проверку;

♦ использование математической логики, вычислительной техники, семиотики

и техники построения знаковых систем;

♦ применение теоретических методов анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Создание психологической семиотики (создание знаковых систем и систем величин в психологии, используемых в качестве международных стандартов) — пока задача на будущее. Рациональные методы благодаря обращению к знаковым системам позволяют обрабатывать и интерпретировать научные данные, однако не менее важны и эмпирические подходы (наблюдение, эксперименты, использование аппаратуры и приборов).

 

Недостатком рациональных методов является опасность обособить знаковые системы от критериев истинности научного знания и его объективного содержания. Все они (логические, математические) базируются на разуме, предполагают проверку объективности и истинности полученных знаний, в то время как мистическое (религиозное) познание опирается на веру, априорность (недоступность чувственной проверке) тех или иных положений. Этим они различаются. С другой стороны, при абсолютизации рациональных методов, когда дело касается только понятий, знаков, математических символов и формул, возможно оторвать эти системы от объективного смысла и критериев истинности научного знания, что неизбежно приводит к идеалистическим концепциям в любой науке.

 

Вообще роль семиотики в психологической отрасли важна; она способствует созданию знаковых моделей, единых международных систем величин и научной психологической терминологии; ею изучаются отношения между знаками, знаками и объектами, отношение знаков к тем, кто ими пользуется. Вот только изолированные терминологические уточнения и споры, отрыв от психологической реальности, от эмпирических экспериментов способны затормозить развитие психологии как науки в целом.

Теоретизирование, дабы не утратить истинность и объективность, должно базироваться на практических экспериментальных данных, когда результаты исследований применяются и проверяются на практике (производственной, педагогической, лечебной и т. п.). Только после этого следует теоретически обобщать лучшие и проверенные достижения практического опыта. Необходимо постоянное взаимодействие теории и практики. Их единство обеспечивает возможность более объективного познания субъективных психических процессов, качеств и переживаний человека.

Крайний субъективизм и крайний объективизм ведут к агностицизму, к признанию непознаваемости внутреннего мира человека. Например, идеалистическая психология утверждала, что «чужая душа недоказуема и неопровергаема», — как говорил А. И. Введенский; бихевиористы, внедрявшие объективные методы исследования в психологию, тоже рассматривали «психику человека как черный непознаваемый ящик». Однако положения о единстве сознания и деятельности, о психологическом строении самой деятельности и объективации с ней сознания позволяют психологам, анализируя деятельность, проникать во внутренний мир и сознание личности (так и реализуется гносеологический принцип единства теории и практики).

 

Моделирование — это новые методы теоретического исследования, необходимые для познания психических явлений и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим психическим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Выделяют разные формы моделирования: физическое и математическое, имитационное и схематическое, кибернетическое.

Молярный уровень отличается от молекулярного по степени своей сложности. Если второй — аналог исходного: например, микромир в физике или нейронный уровень психики, который сам по себе является сложным, системным, то первый — аналог верхне-системного уровня (в физике таков макромир Вселенной, в психологии им является личностно-социальный уровень психики).

 

Таким образом, основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

1) Психика обусловлена объективной действительностью.

2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.

4) Психика определяется образом жизни. 

 

2. Принцип единства сознания и деятельности:

1) Деятельность — форма активности сознания.

2) Сознание — результат поведения и деятельности.

3) Сознание образует внутренний план деятельности.

4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика). 

Информация о работе Методология науки