Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:01, статья
В статье излагаются особенности применения методов беседы и наблюдения в юридически значимых ситуациях. Даются психологические рекомендации по их применению. Раскрываются основные преимущества и недостатки каждого из методов.
Продолжая проблему методов юридической психологии, следует заметить, что в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки.
Место беседы.
Можно, конечно, провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь "формальном" месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни длился.
Время беседы.
Желательно назначить беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами. Ночной разговор легче становится доверительным. И еще один аргумент в пользу "вечернего" разговора: это время, когда негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества.
Поведение во время беседы.
В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо "попутных" дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Начальный этап беседы.
Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта с собеседником, приглашенным на беседу, установление взаимоотношений "сопереживающего партнерства", которые характеризуются высокой степенью доверительности.
Необходимо убедить
Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не разделяете высказанных собеседником оценок, по-иному смотрите на окружающих его людей, на сложившуюся ситуацию, не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На первом этапе - только внимательное ("эмпатическое") выслушивание, доброжелательность, искреннее (не показное!) стремление понять собеседника. В результате вы будете восприниматься как человек понимающий, чуткий и заслуживающий доверия.
В процессе беседы формируется более полное представление о личности, его потребностях и интересах, о его ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья, товарищи по службе) часто являются теми резервными источниками помощи и поддержки, которые будут способствовать преодолению собеседником возникших у него трудностей.
Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но и старайтесь выявить подтекст, примечайте недомолвки, следите за манерой общения и поведения, особенностями речи, жестов, мимики, они не меньше слов помогут определить, установлен ли тот взаимный контакт, когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.
Второй этап беседы.
В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние собеседника. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у собеседника ощущения безвыходности его ситуации.
Установив причины и последовательность развития трудностей, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у собеседника представление об исключительности его неблагоприятной ситуации, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены, - прием "преодоление исключительности ситуации".
С этой же целью можно использовать вопросы, сформулированные таким образом, что сам ответ на них будет предполагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям. Здесь необходимо помнить золотое правило психотерапии: "Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним".
Следует отметить, что "поддержка
успехами и достижениями", будучи
методом косвенного внушения, является
очень эффективным приемом
В ходе этого этапа необходимо также использовать приемы, поддерживающие и углубляющие содержание беседы. "Структурирование беседы" - это высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ. В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты, иногда весьма существенные. В то же время в ходе беседы собеседник может часто фиксироваться на психотравмирующих эпизодах. Эту тенденцию необходимо решительно преодолевать, в противном случае негативные переживания будут усиливаться.
Установление
В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях можно использовать прием "постоянное внимание к содержанию" - повторение некоторых фактов, сообщенных вам ранее, тем самым проявляя заинтересованность в собеседнике, оказывая внимание ему.
В завершение второго этапа беседы целесообразно использовать прием "определение конфликта", т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой собеседником. Точная формулировка ситуации создает представление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.
Использование этого приема особенно необходимо в тех случаях, когда собеседник встревожен или растерян.
Третий этап беседы.
Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль.
Основными приемами третьего этапа могут быть интерпретация, планирование, удержание паузы.
Интерпретация - высказывание гипотезы о возможных способах разрешения ситуации.
Планирование - побуждение собеседника к вербальному (словесному) оформлению планов предстоящей деятельности.
Удержание паузы - целенаправленное молчание,
важное средство психологического воздействия.
Цель паузы - предоставить собеседнику
возможность проявить инициативу и
стимулировать словесное
Основываясь на знании личности собеседника, его отношениях с окружающими в настоящей неблагоприятной ситуации, необходимо предложить определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса.
Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи, и для ближайших задач предполагается несколько предварительных решений.
Советы необходимо давать чрезвычайно
осторожно и ни в коем случае не
настаивать на их "истинности в последней
инстанции", апеллируя к собственному
опыту. Наиболее приемлемыми будут
те рекомендации, которые опираются
на систему ценностей собеседника,
в противном случае это может
привести к тому, что он будет
механически отвергать
В некоторых случаях в ходе планирования
действий собеседник может занять пассивную
позицию, проявить иждивенческие тенденции,
пытаясь вернуться к обсуждению
проявления своего эмоционального состояния.
В этом случае необходимо вернуть
собеседника к обсуждению конкретных
планов - прием "фокусирование на
ситуации". В результате анализа
предварительных решений
Заключительная часть беседы должна быть воодушевляющей, вдохновляющей на успешную профессиональную деятельность и сотрудничество.
В заключение беседы:
- следует отметить успехи
- в тактичной, доброжелательной
форме необходимо указать на
недостатки, недоработки, отрицательные
черты характера, которые
Вполне понятно, что в рамках одной беседы трудно охватить все рекомендованные вопросы. Но первая беседа должна быть главной, направляющей. Последующие по своему содержанию и проведению будут логическим ее продолжением.
Проведение бесед требует
Основными приемами этого этапа являются логическая аргументация и рациональное внушение уверенности.
Важнейшим условием профилактической беседы является ее анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная собеседником, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. Нарушение этого принципа подрывает основу доверия, что в конечном итоге делает дальнейшую профилактическую работу чрезвычайно затруднительной, а порой и просто невозможной.
После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат, сделать необходимые записи и продумать основные направления последующей работы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей собеседника и сложившейся ситуации.
В ходе беседы никаких записей вести не следует, но сразу же после нее нужно записать в дневнике ее результаты. В последующем, по мере работы с каждым собеседником, записи будут пополняться.
Планировать более двух-трех бесед в день не следует. Но и откладывать их, особенно первую беседу, крайне нежелательно.
Основные правила проведения беседы:
- проявляйте искренний интерес к собеседнику;
- помните, что для любого
- поощряйте стремление
- избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;
- всегда давайте собеседнику возможность почувствовать его значимость.
Успех в достижении цели беседы зависит от формулировки постановочных вопросов. В план беседы, как правило, необходимо включать общие и частные вопросы.
Общие вопросы обычно служат для
уточнения фамилии, имени, отчества,
национальности, родственных связей,
места жительства и т.п. С их помощью
юрист устанавливает контакт
с собеседником, устраняет напряженность,
создает обстановку доверия и
взаимного интереса. Удачный вопрос
вызывает откровенность самого молчаливого
и не расположенного к разговору
человека. Частные вопросы направлены
на выяснение существования у
собеседника тех индивидуальных
качеств, которые соответствуют
требованиям новой
Основные группы вопросов:
1. Закрытые вопросы направляют мысли собеседника в одном, фиксированном направлении и оказывают на него внушающее воздействие.
Например: "Вы способны оказать помощь в...?"
2. Открытые вопросы лишают
3. Риторические вопросы украшают
беседу и обеспечивают
Например: "Чтобы искоренить коррупцию,
нужно быть честным человеком, не
правда ли?" Если вопрос понятен, достаточно
молчаливого одобрения точки
зрения юриста. Однако риторическими
вопросами нецелесообразно
4. В ходе беседы следует учесть
и переломные вопросы, которые
удерживают собеседника в
5. Подобные вопросы могут
Информация о работе Методы беседы и наблюдения как методы юридической психологии