Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:54, статья
Метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.
Методы детской психологии
Метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.
Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.
Наблюдение позволяет
увидеть естественные проявления ребенка.
Не зная о том, что выступает объектом
изучения, малыш ведет себя свободно,
раскованно. Это позволяет получить
объективные результаты. В процессе
наблюдения у исследователя складывается
целостное представление о
Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.
Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.
Третье условие, обеспечивающее
объективность наблюдения, состоит
в правильной позиции исследователя.
Часто, находясь под влиянием социальных
стереотипов, педагог искаженно
воспринимает и интерпретирует психологические
факты. Отрицательное отношение
к ребенку приводит к тому, что
взрослый не замечает положительных
черт или объясняет их как случайные,
выделяя и подчеркивая
Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Эксперимент
Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования. Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения - естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников. Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств. Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
Планируя эксперимент
с дошкольниками, следует помнить
об их возрастных особенностях. Подчеркнем,
что дети очень склонны к подражанию
друг другу, легко отвлекаются, поэтому
иногда необходимо исключить контакты
ребят между собой. Для этого
детально продумывают обстановку, чтобы
она не содержала отвлекающих
раздражителей. То есть не используют
для эксперимента спортивный зал, театральную,
зоологическую или комнату
Беседа
Беседа включается в эксперимент
или используется как самостоятельный
метод. Беседа как метод исследования
отличается от обычных разговоров с
детьми по тем признакам, что она
имеет четко осознаваемую цель и
заранее подготовленную систему
вопросов, которые формулируются
четко, кратко и точно. Вопросы не
должны подсказывать ребенку какой-либо
ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?»
Не следует использовать слова с
неоднозначным толкованием или
неясным ребенку значением, слова,
не знакомые ему. Полное представление
об изучаемом явлении дают не однозначные
ответы, а развернутые и