Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:15, лекция
Когда говорят о групповой психотерапии, имеют в виду (Heigl-Evers, 1972) «психотерапию как метод лечения, который обращен с помощью психологических средств к душе». Групповая психотерапия - в то же время и терапия группы: «Она применяется в рамках отношений множественности». Но при этом психотерапия всегда остается лечением одного-единственного человека ориентированным на его индивидуальные жалобы. То есть объектом групповой психотерапии, как и ранее, является отдельный человек.
2.4. Групповые методы, ориентированные на разговорную психотерапию
Разговорная психотерапия была
первоначально определена как индивидуальная
психотерапия. С развитием групп встреч
(Rogers, 1970) основные положения разговорной
психотерапии были перенесены в групповую
обстановку. Групповые процессы структурируются
благодаря непосредственному выражению
чувств в «здесь и теперь» группы и откровенной
обратной связи, «которая, однако, часто
превышает порог толерантности как членов
группы, так и терапевта, и может иметь
последствия в форме декларированных
нерефлексивных поступков (Heigl-Evers und Schulze-Dierbach,
1985, с. 177). Причем осложняющим фактором
является отход от терапевтической ответственности,
который пропагандировал Роджерс, веривший
в здоровый потенциал саморазвития в каждом
человеке. Вследствие этого в таких группах,
по мнению Ялома, «примечательно число
вредных эффектов» (Yalom, 1974, с. 188). Оказалось,
что основные принципы («открытость, честность
и т.д.»), имеющие терапевтический смысл
в индивидуальной терапии, не могут быть
перенесены на группы без дальнейшей модификации.
Ялом (Yalom, 1989) описывает развитие групп
встреч, которые после изначально восторженного
приема и больших ожиданий их дальнейшего
применения были почти забыты.
Между тем были выявлены четкие различия
между группами встреч для здоровых людей
и терапевтическими группами (Yalom, 1989, с.
482). Точки соприкосновения и обмена были
определены благодаря исследованиям Ялома
и Майлза (Yalom and Miles, 1973), которые посредством
факторного анализа изучили поведение
терапевтов с различным образованием
в группах встреч. Они показали наличие
прямой взаимосвязи между способностью
терапевта давать объяснения и интерпретации
и позитивными событиями, происходящими
в группе, тогда как эмоциональное возбуждение
и структурирование (границы, рамки, нормы)
напрямую с успешностью группы не связано.
Оказалось, что наиболее эффективной является
средняя активность терапевта, а частота
негативных проявлений прямо пропорциональна
силе эмоциональной стимуляции.
Такие результаты были получены на краткосрочных
студенческих группах саморазвития. Результаты
разговорной психотерапии в терапевтических
группах представлены в работе Экерта
и его коллег (Eckert et al., 1985). При этом разговорная
психотерапия в группах показала в целом
сравнимые результаты с проведенной в
остальном в таких же (стационарных) условиях
аналитически ориентированной групповой
психотерапией. И различия находились
«в рамках отношений, исходя из которых
пациент судит о терапии и ее окружении».
Рамки отношений пациентов, которых лечили
с помощью психоанализа, сильнее определяются
внутренней и внешней автономией, переживаемой
пациентами. Рамки отношений пациентов,
которых лечились с помощью разговорной
психотерапии, больше обращают внимание
на способность к контакту и связям.
Как и в индивидуальной терапии, в групповой
разговорной психотерапии проводится
тщательная разработка подходов лечения
вплоть до специфических для различных
нарушений. Тогда успешность становится
такой же, как и при использовании других
методов. Хорошие результаты достигаются
и при супружеской терапии.
Чаще группы самопознания в рамках разговорной
психотерапии применяются при обучении
неклинических консультантов для изучения
«ведения беседы» и в США при обучении
психиатров (Gans, Rutan и Wilcox, 1995), При этом
предполагается, что обучающиеся обладают
соответствующими медицинскими знаниями.
2.5. Ролевые игры
«Под ролевыми играми мы понимаем
спонтанные представления ситуаций
из прошлого или будущего» (Rueger, 1986,
с. 585). При этом речь идет о «сценическом
представлении настоящего», в котором
отдельный человек не говорит об отношениях
и конфликтах, «а представляет их, непосредственно
действуя» (Leutz, 1982, с. 74). Активное изложение
является существенной характеристикой
ролевой игры и отличает ее от большинства
других методов психотерапии, в которых
«отреагированное поведение» чаще всего
рассматривается как мешающее лечению.
Ролевая игра - это игровое поведение.
Поэтому она допускает спонтанность, фантазию
и смешение возможного и невозможного,
в частности, повторение ролей и ролевой
обмен. Это облегчает антиципированное
предупреждение жизненных проблем, задач,
внутренних и внешних конфликтов, а также
дополнительную проработку предстоящих
конфликтов.
Ролевая игра может быть проведена в рамках
целого ряда самых разнообразных с теоретической
точки зрения психотерапевтических методов.
Причем терапевтическая ролевая игра
по Корзини (Corsini, 1960) позволяет целостное
понимание пациента, поскольку могут быть
приняты во внимание одновременно как
когнитивные аспекты, так и уровень чувств
и поведения. Несмотря на это, целесообразно
разделять в отношении различных моделей
болезни и целей лечения психодинамически
ориентированные ролевые игры (например,
психодрама) и ролевые игры, ориентированные
на поведенческую терапию (например, тренинг
уверенности в себе).
Ролевая игра и психодрама изначально
были концептуализированы именно как
методы групповой психотерапии, в отличие
от многих других методов, которые представляют
собой применение опыта индивидуальной
терапии в новых условиях. В связи с этим
стоит отметить особенное акцентирование
на «роли» в психодраме и связь с социологией
и социальной психологией. Роль при этом
понимается как характерное поведение
человека, и в связи с этим принято исходить
из того, что роли предшествуют самости
и что самость состоит из ролей. Речь идет
о «ролевом анализе», при котором игра
облегчает идентификацию с представляемой
ролью. Если в такой игре обнаруживаются
аспекты, которые, исходя из аналитических
позиций, понимаются как перенос, то они
рассматриваются и описываются как смешение
различных ролей.
Оценка и применение клинической ролевой
игры зависит от теоретической ориентации
терапевтов (Kipper, 1992). Здесь мы откажемся
от подробного рассмотрения этого вопроса
и сделаем ссылку на главу, посвященную
психодраме.
В поведенческой терапии техники ролевой
игры начал применять уже Вольпе (Wolpe, 1958).
Элементы психодрамы могут целенаправленно
использоваться для тренировки определенных
способностей. Так, ролевые игры применяются
в превентивной групповой поведенческой
терапии, чтобы способствовать и укреплять
социальную компетентность людей различных
возрастных и профессиональных групп.
Социальные страхи могут быть смягчены
с помощью упражнения в ролевой игре, которая
предлагает одновременно экспозицию и
возможность приобретения компетенции.
Также ролевые игры применяются в специфической
для нарушений поведенческой терапии
(Fiedler, 1996), например, при лечении нарушений
личности или для улучшения социальной
интеграции психотических пациентов.
Ролевая игра в поведенческой терапии
проходит, как и все ролевые игры, в группе
и чаще всего в виде чередования игры и
обратной связи. Цели игры должны учитывать
возможности пациентов и также то, ради
чего проводится терапия. Проигрываемые
ситуации, как правило, соответствуют
актуальной реальности. Обратная связь
должна быть объективна, так как, по мнению
Макнейладжа и Адамса (Macneilage and Adams, 1979)
она способствует, помимо укрепления уверенности
в себе, готовности переносить негативную
обратную связь, правильно оценивать и
учиться отвечать без чрезмерной реакции.
При этом благоприятным считается, как
и в психоаналитической групповой психотерапии,
ориентированной на взаимодействие, чтобы
обратная связь начиналась с аспектов,
которые относятся к тому, что пациенту
удалось успешно, и только затем акцентировала
то, что желательно было бы изменить (Gebhardt,
1982).
Для усиления может быть использовано
сравнение с видеозаписью предшествующей
ролевой игры. И здесь следует обратить
особое внимание на вызванные этим эмоциональные
реакции, в особенности сомнение и оскорбление:
они должны отслеживаться и корректироваться.
2.6. Телесно-ориентированные методы групповой психотерапии
Телесно-ориентированные
методы могут применяться как
в индивидуальной терапии, так и в группах.
Методы релаксации, как, например, аутогенная
тренировка, проводятся индивидуально,
но все же применимы и в групповой ситуации.
Хотя аутогенной тренировке можно обучать
индивидуально, механизмы действия, которые
характерны для групп, облегчают обучение
и способствуют переживанию различных
аспектов тренировки. Обмен опытом, как
совместным, так и индивидуальным, совместные
регрессивные переживания, обучение у
других членов группы и вербализация собственных
телесных «чувств» приводят к более сильному
переживанию метода релаксации. Широкий
спектр показаний к аутогенной тренировки
(обзор см.: Linden, 1994) может иметь причину
именно в том, что группа оказывает содействие.
Элементы гипноза вводятся как «путешествия
по снам» в терапевтических группах, а
также в тренинге социальной компетентности
и преодоления конфликтов.
Концентрированная двигательная терапия
в групповых условиях демонстрирует, в
сравнении с индивидуальной терапией,
расширенный спектр эффектов. Измененный
образ тела и повышенная готовность к
активности в упражнениях концентрированной
двигательной терапии конфронтируют с
границами собственного тела, а также
с «одиночеством, отдаленностью, отграниченностью
от окружающего мира; преодолевается то,
что можно взять у мира и отдать ему, исследуется
владение, проникновение в рамки и т. д.»
(Becker, 1981, с. 12).
Это отражается и на отношении к другим
членам группы и благоприятствует способностям
разбираться в следах комплементарных
собственных и чужих потребностей, например,
переносимом и перенесенном, чувствуемом
и отчувствованном и т. д. (см. главу «Телесное
измерение в психоаналитическом диалоге»
в этой книге).
2.7. Социально-коммуникативные групповые методы
Элементы групповой
В организациях, которые структурированы
по модели «терапевтической общности»,
пациенты «являются носителями социальных
ролей, принимают участие в процессе решения
и в создании терапевтического климата,
в котором они отказываются от нейтрализации
аффектов и вследствие этого создается
представление о том, что в каждом человеке
может быть обнаружен и развит терапевтический
потенциал» (Heigl-Evers und Schulze-Dierbach, 1985, с. 166).
В сильно модифицированном виде основные
положения терапевтической общности применяются
при лечении наркозависимых пациентов
(Casriel, 1979; Yablonski, 1975).
2.8. Группы для людей
со специфическими и
Тяжелые события (как, например,
смерть близкого или развод), временные
продолжительные трудности (например,
жизненные сложности или
Без притязания на полноту здесь следует
упомянуть некоторые работы Кляйнберг
(Kleinberg, 1995) описывает терапию взрослых
в середине жизни, Шайбе и его коллеги
(Scheibe et al., 1993) - поддерживающую групповую
терапию пациентов со страхами, Прессман
и Шепс (Pressmann und Scheps, 1994) -терапию мужчин,
склонных к появлению насилия, Мак-Каллум,
Пипер и Морин (McCallum, Piper and Morin, 1993) - групповую
терапию с людьми, которые потеряли близких
из-за смерти или развода, Грюн (Gruen, 1993)
- групповую психотерапию для женщин с
депрессией после рождения ребенка. В
условиях стационара прошли испытание
группы с пациентами, которые пережили
вследствие какого-либо происшествия
трансплантацию органов (Stewart et al., 1995).
Очевидно, что все это имеет непосредственное
отношение к копинг-стратегиям (например,
Ruger et al., 1990).
2.9. Группы самопомощи
Группы самопомощи решительно отказываются от профессиональной помощи. Для большого числа заболеваний и проблем образовались группы, в которых предлагается и осуществляется взаимная помощь в рамках простой структуры.
«Регулярно вечером раз в неделю свои личные проблемы обсуждают по меньшей мере 6 человек без содействия терапевта-эксперта. Встреча группы продолжается приблизительно 2 часа. В качестве внешней обстановки группе требуется не больше чем средней величины помещение на один вечер в неделю. Каждый принимает участив в группе столько времени, сколько сам считает нужным» (Moller 1978, с. 75-76).
При этом группы самопомощи
базируются «как терапевтические общности
на принципе разделении судьбы (болезнь
как общая судьба). Они используют «экспертность
самообиженности» в том смысле, что участники
встречаются исключительно по собственному
желанию и полностью отказываются от профессиональной
помощи (Heigl-Evers und Schultze-Dierbach, 1985, с. 167).
Группы самопомощи используют при этом
элементы групповой психотерапии. Тиль
(Thiel, 1993, с, 12) описывает их как «мастерские
идентичности», в которых целью является
«восстановление функциональной и удовлетворительной
личностной и социальной идентичности».
Улучшенное преодоление болезни, мобилизация
собственных ресурсов и практическая
помощь по обращению с обуславливающими
заболевание повреждениями - это дальнейшие
цели.
Объединение групп самопомощи в ФРГ и
локальные группы самопомощи совместно
работают в национальной службе контакта
и информации вБерлине (NAKOS), в которые
можно обращаться с вопросами.
3. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В КЛИНИКЕ
Стационарная психотерапия
всегда охватывает аспекты групповой
психотерапии, так как пациенты проводят
большую часть своего времени с другими
пациентами и в это время многократно
обсуждают свои переживания и опыт в рамках
и вне терапии. В зависимости от клиники
и концепции оценка этих факторов различна:
они приветствуются или применяются или
же рассматриваются как вредящие и ограничиваются
правилами.
Групповая терапия в рамках клиники оказывает
влияние и на то, как пациенты обращаются
друг с другом в неформальных группах
в свое свободное время. На фоне этого
были разработаны две модели стационарной
психотерапии, которые могут быть восприняты
как полюса одного континуума (Konig, 1995):
биполярная модель с различением «терапевтического
пространства» и «реального пространства»
(Enke, 1965, 1988) и модель, интегрирующая обе
области (Janssen, 1987).
Для биполярной модели необходимо «терапевтическое
пространство», где действуют «терапевтические»
нормы, которые отличаются от норм повседневности.
Так, например, в малой терапевтической
группе желательным является открытое
выражение собственных переживаний, и
терапевт способствует этому.
В «реальном пространстве» клиники пациенты
вместе со своими коллегами, сестрами
и санитарами, посредством соблюдения
правил внутреннего распорядка, получают
опыт, который больше соответствует реальности,
чем их повседневная жизнь. Так у них появляется
возможность наблюдать за нарушениями
межличностных отношений в рамках будней
в клинике и в рамках малой группы. Знания
из «реального пространства», например,
последствия открытого выражения чувств
в малой группе, затем могут быть проработаны
снова в защищенном пространстве терапии.
Это способствует проработке и облегчает
перенос новых выработанных навыков на
социальное окружение, семью и профессиональную
сферу.
Интегрирующая модель соединяет терапевтическое
пространство и реальное пространство.
Цель вмешательства - сделать видимыми
и проработать часто наблюдаемые у пациентов
со структурными нарушениями эффекты
расщепления и переноса. Этого можно достигнуть
(Janssen, 1987, с. 74) «только с помощью включения
в терапию всех групп профессий». Применение
этой модели требует поэтому обучения
и супервизорства со стороны опытных коллег.
Конечно, существует опасность, что потребности
пациентов в интимности и отграничении
не будут приниматься во внимание в достаточной
степени и они не будут чувствовать заинтересованности
в себе («терапевтическое окружение» по
Trimborn, 1983).
Интегрирующую модель не следует смешивать
с концепцией «терапевтической общности»,
которая представляется, судя по существующей
литературе, практически неосуществимой.
Описанные в предыдущих главах групповые
методы могут комбинироваться друг с другом
стационарно в рамках общего плана лечения,
например вербальная групповая психотерапия
с группой арт-терапии и телесно ориентированными
групповыми методами.
В Германии, как и в других странах, стационарная
психотерапия широко распространена.
Большая часть терапий проходит в реабилитационных
и курортных клиниках, где пациенты, которые
сначала не рассматривали возможность
психотерапевтического разрешения своих
трудностей, могут быть мотивированы к
такому решению. Вплоть до 80-х годов существовало
важное показание для стационарной психотерапии:
во многих областях попросту не было квалифицированных
психотерапевтов. В этих условиях пациенты
лечились от 6 до 8 недель стационарно,
и затем после интервала в 1-2 года принимались
на лечение снова. Показания к такой «интервальной
терапии» стали реже в связи с улучшением
амбулаторной ситуации. Сегодня пациенты
чаще лечатся стационарно или частично
стационарно, когда амбулаторное излечение
представляется невозможным или маловероятным
из-за особенностей их жизненной ситуации
или вида заболевания. Спектр показаний
для психотерапевтического лечения в
условиях стационара расширяется.
Отличительной чертой стационарной психотерапии
является временное ограничение. При стационарной
центрированной на конфликтах терапии
зачастую через год после окончания терапии
наблюдается дальнейшее усиление симптоматики
и возврат нарушенных отношений (Schmidt et
al., 1989; Strauss und Hess, 1993). Нередко обнаруживается
также регрессивное развитие, после того
как в условиях стационара было достигнуто
достаточно значительное улучшение. Чтобы
предотвратить такое развитие, была выработана
модель после-лечения, основным элементом
которой является дальнейшее проведение
групповой психотерапии в тех же группах,
что и в стационаре. Значение этой модели
лечения подчеркивается еще и тем, что
она была разработана независимо в различных
областях приблизительно одновременно
(Quint, 1972; Brautigam, 1974, v. Rad und Ruppel, v. Rad und Werner,
1981; Janssen und Quint, 1977; Ruger, 1980, 1981). Эта модель
лечения была также тщательно проверена
в отношении эффективности посредством
дополнительных исследований (v. Rad und Werner,
1981; Ruger, 1981, 1986; Senf, 1995).