Методы иследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:26, реферат

Описание работы

Под методами исследования в науке понимается совокупность приемов и операций, способы решения научно-практических задач. Это инструментарий для проникновения в глубину исследуемых объектов. Чем многообразнее арсенал методов той или иной науки, тем выше уровень научных достижений в этой области исследования.
Методы изучения - это те приемы и средства, с помощью которых исследователь получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии аномальных детей.

Файлы: 1 файл

Pod_metodami_issledovania_v_nauke_ponimaetsya_so.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Из бесед с  матерью учитель может узнать, каким родился ребенок, когда  он начал ходить, какие болезни перенес в раннем детстве и в более позднем возрасте, каково здоровье ребенка, в каком состоянии находятся его нервная система, органы чувств. В каких условиях рос ребенок, как его воспитывали, к чему приучали, в каком направлении пытались оказать на него воздействие, какими методами и приемами пользовались, какой был результат.

В беседе с воспитателем детского сада учителя должны прежде всего интересовать такие моменты, как: был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным, любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях; проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность; в какой мере его действия были последовательны и целенаправленны; каковы были любимые занятия. Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, руководствоваться ими в работе, спрашивал ли о непонятном, мог ли правильно оценить сделанное, как реагировал на оценку. Следует также выяснить, с какими трудностями сталкивался воспитатель в своей работе с данным ребенком.

Беседа с самим  ребенком прежде всего должна помочь установить контакт с ним. Учителю важно понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться. Беседа должна содействовать выявлению кругозора будущего школьника, спо-собности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: как тебя зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называется наш город, страна, где мы живем? Какие ты еще знаешь города, страны? Из кого состоит твоя семья? Есть ли братья, сестры, младшие они или старшие? Где и кем работают мама, папа? Кто самый старший в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему его празднуют? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Можно предложить рассказать ее.) Чем она тебе нравится? Любишь ли телепередачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли идти в школу? Как ты думаешь, будет ли там интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе? По ситуации могут быть заданы и другие вопросы; набор вопросов может быть и сокращен.

  1. Методы тестирования. Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Кроме того, тестирование дает возможность давать дифференцированные и сопоставимые оценки уровня сформированности различных сторон личности аномального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следующие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
  2. Метод эксперимента. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Обучающий эксперимент.

Обучающий эксперимент  как метод изучения ребенка включается в процедуру индивидуального собеседования. Суть этого метода состоит в том, что ребенку предлагается для самостоятельного выполнения ряд заданий, а если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности преследует одновременно две цели. Одна из них — помочь ребенку справиться с заданием, вторая — выявить, насколько чувствительным оказывается он к помощи, принимает ли, усваивает ли ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимыми показателями его потенциальных учебных возможностей, его обучаемости.

Оказание помощи происходит по принципу от минимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом последовательно включаются три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании — в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы (в этом случае ребенок высказывает свои трудности учителю: «Не знаю, как начать, что делать дальше?») или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях педагог прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. Особую диагностическую важность приобретает степень усвоения помощи, которая служит главным критерием для дифференциации детей группы риска и детей с более глубокими формами психического недоразвития.

В обучающий  эксперимент можно превратить выполнение любого диагностического задания.

  1. Обобщение данных независимых характеристик. Индивидуальное изучение детей, проведенное по определенной программе всеми субъектами диагностической деятельности (родителями, воспитателями, учителями, членами школьного консилиума), позволяет собрать достаточно представительный материал, с разных сторон и одновременно целостно характеризующий как школьную зрелость ребенка во всех ее показателях, значимых для адаптации к школьной жизни, так и проблемы развития, которые эту адаптацию могут осложнить. Сюда входят данные о развитии и особенностях детей, полученные от родителей в результате анкетирования и бесед с ними; характеристики, подготовленные воспитателями детских дошкольных учреждений; материалы индивидуального изучения детей. Обобщение и осмысление всех собранных данных должно производиться с опорой на критерии, получившие научное обоснование в ходе экспериментально-опытной работы по коррекционно-развивающему образованию.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Савин, Н. В. Педагогика / Н.В. Савин. - М.: "Просвещение", 1978. - 201 с.
  2. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. —

М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

  1. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / В. И.

Лубовский, Т. В. Розанова [и  др.]; под ред. В.И. Лубовского. - 2-е  изд., испр. — М.: Издательский

центр «Академия», 2005. — 464 с.


Информация о работе Методы иследования