Методы исследования и диагностики стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:51, доклад

Описание работы

Д. Амирхан. Методика диагностики стресс-совладающего поведения
Суть
Возможности
Достоинства
Недостатки
Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание; их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения.
Опросник может применяться для исследования лиц подросткового, юношеск

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Методы  исследования и диагностики стресса

 

Д. Амирхан. Методика диагностики стресс-совладающего поведения 

Суть 

Возможности

Достоинства

Недостатки

Методика представляет собой краткий  самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание; их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения.

Опросник может  применяться для исследования лиц  подросткового, юношеского возрастов и взрослых. Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся.

Все ответы останутся  неизвестными посторонним. Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладения с ним.

Методика применима преимущественно в целях предварительной экспресс - диагностики и не прошла полный цикл адаптации и стандартизации на отечественных выборах.


 

Лемур – Тесье – Филлион. Шкала психологического стресса PSM – 25

Методика представляет собой ряд утверждений, которые  нужно оценить по 8-балльной шкале. Предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих, эмоциональных показателях.

Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп.

Опросник описывает  состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. PSM обладает достаточно хорошими психометрическими свойствами.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний


 

С. Хобфолл. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)

Модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Они представляют измерения общих стратегий преодоления Шкала состоит из 54 утверждений, которые следует оценить от 1 до 5 баллов.

Позволяет более дифференцированно подойти к различиям в преодолении. Также вносить коррекцию на уровне поведения и, следовательно, является перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процесс преодоления негативных последствий профессиональных стрессов.

Стратегии являются более детальными, а также снимают некоторые ограничения, которые накладывают проблемно- и эмоционально-ориентированное «поведение преодоления» и гендер. Заключение о сходстве и различиях преодолевающего поведения данного индивида относительно исследуемой категории людей. 

Точность результата зависит, насколько верно реципиент  дал свои ответы на вопросы.


 

В.Б. Бойко. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Методика состоит из ряда суждений, на которые следует отвечать «да» или «нет»

Предложенная  методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». осмысление показателей фаз развития стресса — « напряжение», «резистенция» и «истощение».

Оперируя смысловым  содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Однако сопоставление  баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.


 

Маклин. Шкала организационного стресса

Методика состоит из утверждений, степень которых следует оценить, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно»

Методика позволяет  определить общий индекс организационного стресса и показатели: когнитивность, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность деятельности.

Измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей. Адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

Точность результата зависит, насколько верно реципиент  дал свои ответы на вопросы.


 

Литература:

  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. – 41, 42, 62, 251-53
  2. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/Автор и составитель А.О.Прохоров. —М.: ПЕР СЭ,  2004 . – 56, 57 с.
  3. Методика для психологической диагностики совладеющего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях/ Научный редактор Л.И. Вассерман. – СПб.: психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 2008. – 6 с.

Информация о работе Методы исследования и диагностики стресса