Методы исследования памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:31, творческая работа

Описание работы

Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Файлы: 1 файл

общая психология.pptx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

 

Выполнила: студентка 733 группы

Абашидзе  Исмира

Память является одним  из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается  одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается  Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память

 

цель

 

установка

 

эмоции

 

Производственная

Непроизвольная

 

 

Кратковременная

Долговременная

 

 

Образная

 

Эмоциональная

 

Смысловая

Механическая

 

Двигательная

 

мышление

 

восприятие

 

кинестезия

Основные  функции памяти:

 

  • Единство личного сознания, тождество личности
  • Приобретение, сохранение и использование личного опыта
  • Присвоение, сохранение, использование и передача общественно-исторического опыта

Основные явления (содержания) памяти:

 

        • 1. привычки
        • 2. навыки и умения
        • 3. знания
        • 4. воспоминания

В современной  психологии все отдельные опыты  с памятью человека сводятся, в  основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает  материал, а затем, спустя некоторое  количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких  опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:

1. деятельностью  усвоения или заучивания;

2. интервалом между  усвоением и воспроизведением;

3. деятельностью  воспроизведения.

 

Материал  может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого  есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.

 

Современные методы исследования памяти человека анализируют  и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этапе  усвоение, сохранения и воспроизведения  информации. Для исследования различных  типов памяти и различных её процессов  используются различные методики.

при экспериментальном  исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная)

К классическим методам, предложенным Г. Эббингаузом, относят: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения, метод удержанных членов ряда.

 

Метод антиципации. В этом методе используется возможность запоминания организованных в ряд стимулов на основе принципа организации самого ряда. Испытуемому один или несколько раз предъявляются элементы материала (слоги, слова, числа.), сгруппированного в ряды. Интервалы между последовательно предъявляемым элементами составляют 23 сек. После этого испытуемый должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок.

 

Метод заучивания. Испытуемому предлагают запомнить ряд элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) с тем, чтобы добиться полного усвоения материала, который требуется заучить. Критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала или, по более строгим критериям, два безошибочных последовательных воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления стимульного ряда испытуемый пытается его воспроизвести.

Метод сбережения. Этот метод был разработан в целях изучения динамики изменения объема памяти (и особенно забывания) во времени. Исследование проводится в два этапа. На первом этапе испытуемые заучивают материал до безошибочного воспроизведения. По прошествии какогото времени испытуемые доучивают материал..

 

Метод удержанных членов ряда. Этот метод был предложен Г. Эббингаузом. Согласно этому методу задача испытуемого заключается в том, чтобы постараться запомнить предъявленный ему стимульный ряд и воспроизвести все, что запомнилось.

Ученым удалось  создать устройства, которые при  воздействии на них электрических  сигналов с разной частотой, демонстрируют  такие же результаты, как и человеческие синапсы.

 

Синапсом называют место, в котором происходит контакт  нейронов или же эффектора, сквозь который  и проходит нервный импульс, и  нейрона. И то, насколько этот элемент  силен, зависит от силы нервного воздействия, а также того, насколько часто  это воздействие происходит. Подобный эффект называют синаптической пластичностью. И именно она и отвечает за такие моменты, как долгосрочная или же, наоборот, краткосрочная память.

 

при усилении воздействия, увеличивалась и «память» о воздействии. То есть полная имитация того, что происходит в человеческих синапсах. Таким образом, исследователи  просто уверены в том, это изобретение  станет очередным шагом в создании электронной нервной системы.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

СПАСИБО   ЗА   ВНИМАНИЕ!!!


Информация о работе Методы исследования памяти