Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:40, реферат
Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками.
Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Методы истории психологии
Пермь, 2011
Методы, используемые в
историко-психологических
Поэтому ученые, занимающиеся историей
психологии, разрабатывают собственные
методы исследования или заимствуют их
из смежных дисциплин - науковедения, истории,
социологии. Эти методы адекватны задаче
не только воссоздания истории развития
отдельного психологического направления,
но и включения его в общий контекст психологической
науки, исторической ситуации и культуры.
В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов. Методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания.
С определенной
долей условности можно выделить
следующие самостоятельные
При этом необходимо отметить, что каждый из указанных методов, во-первых, в реальном исследовании конкретизируется в виде совокупности частных методик или методических приемов, которые могут выступать как реализация различных методов, во-вторых, - имеет сферу своего преимущественного использования
структурно-аналитический метод предполагает в качестве целевой
задачи исследования изучение строения
психологического знания и ориентирован
на выявление как его структурных элементов
и иерархических уровней, так и их взаимосвязей.
Сравнительно-сопоставительный
метод, иногда называемый синхронистическим,
направлен на фиксацию разнородных событий
истории психологии, иногда пространственно
отдаленных, но совпадающих во времени,
т.е. связанных одновременностью их осуществления. сравнительно-сопоставительный метод
вскрывает природу разнородных объектов,
явлений и процессов, Пример использования
этого метода мы находим в одном из разделов
монографии Б.Г. Ананьева "Очерки истории русской психологии
XVIII и XIX веков" (1947).
Генетический
метод, в отличие от двух предыдущих методов,
ориентированных на получение статичной
картины психологического знания, наоборот,
имеет основной задачей выявление динамики,
этапов, стадий трансформации психологического
знания в контексте конкретного предмета
историко-психологического исследования.
Еще раз подчеркнем, что каждый из организационных
методов может быть использован применительно
к изучению любой проблемы истории психологии,
более того, часто в одном и том же исследовании
используется совокупность данных методов.
Методы сбора и интерпретации фактологических данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Остановимся на краткой характеристике данных методов, тем более что далеко не все из них получили на сегодня однозначную интерпретацию.
Метод
анализа категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на
выявление особенностей понимания и трактовки
конкретного понятия или термина в какой-либо
хронологический период или в трудах разного
периода одного и того ученого. Данный
метод имеет в своей основе предположение,
что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю
совокупность научных знаний исследуемого
объекта (Ткаченко А.Н., 1974; Ярошевский М.Г.,
1973 .).
Метод
анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной
деятельности ученого или научных коллективов,
включая в том числе как изданные, опубликованные
работы, так и неопубликованные. При этом
большое значение имеет изучение различных
вариантов одного и того же текста, эпистолярных
документов (дневники, переписка, воспоминания
и т.п.). Часто, использование данного метода
позволяет существенным образом скорректировать
оценки и суждения относительно динамики
научных взглядов ученого, уточнить недостаточно
проявленные моменты в логике развития
научной проблематики, отрасли или научного
направления, расширить представления
о системе взаимоотношений в научном сообществе.
Метод
исторической реконструкции(моделирования) является одним из вероятностных методов
в познании истории психологии. В основе
его использования лежит идея о возможности
воссоздания целостной картины какого-либо
процесса, явления, ситуации или периода
путем детального и комплексного анализа
частных составляющих этого целого. Пересечение
результатов изучения этих частных составляющих
приводит к получению новых, ранее неизвестных
характеристик исследуемой реальности.
По сути дела, исследователь (не имея возможности
из современности вернуться в историческое
прошлое), используя всю доступную ему
совокупность письменных и устных источников
как прямых, так и косвенных, моделирует
(имитирует) реальную историческую ситуацию.
Особую продуктивность данный метод имеет
при исследовании психологических и социально-психологических
феноменов, характеризующих внутренний
мир типичного представителя конкретной
исторической эпохи или общества, содержание
менталитета и динамику настроений в социуме,
смысложизненные ориентации и мировоззренческие
установки людей того или иного хронологического
периода. В силу этого, метод реконструкции
выступает как один из самых психологизированных
при изучении истории психологии. В настоящее
время активно формируется отдельная
отрасль психологической науки - историческая
психология, тесно взаимодействующая
с историей психологии по целому ряду
как теоретико-методологических, так и
содержательно-фактологических вопросов,
которая использует данный метод как основной
при воссоздании и характеристике психологических
феноменов и явлений в масштабе реального
исторического времени (Современная психология...,
1993).
Проблемологический
анализ является одним из качественных методов
в изучении динамики психологического
знания и опирается на признание проблемы
в качестве системообразующего фактора
научного познания. Это обусловлено тем,
что, с одной стороны, посредством формулировки
проблем происходит социокультурная
детерминация развития научного знания: в "процессе
постановки проблемы осуществляется социальный
заказ науке", а с другой стороны, проблема
выражает также внутреннюю логику развития
научного знания, фиксирует объективную
потребность науки как саморегулируемой
системы, потому что ее постановка и решение
отражают взгляды и ориентации как отдельных
ученых, так и целых исследовательских
коллективов и научных школ. Более того,
проблема может выступать как в виде научной
постановки вопроса, так и, с точки зрения
формулирования ее, в форме житейского
суждения или обыденного знания. Метод
проблемологического анализа, таким образом,
дает возможность избежать жесткой дихотомии не только по линии "экстернализм-интернализм", но и позволяет установить конструктивные
связи в рамках научного и донаучного
этапов развития знания. Данный метод
ориентирован на выявление предпосылок
возникновения проблемы, анализ процесса
ее осознания и формулировки, исследование
путей и вариантов ее разрешения (Олейник
Ю.Н., 1990).
Метод библиометрического анализа
Библиометрический
метод (как один из методов наукометрического
анализа) в историко-психологических исследованиях
предполагает количественное изучение
информационных, документальных потоков
в области психологии и построен на анализе
библиографических данных публикаций
(заглавие, автор, название журнала и т.д.)
и анализе цитирования в виде отдельных
статистических методик. Применение библиометрического
метода возможно в двух направлениях:
1) когда прослеживается динамика отдельных
объектов психологической науки (количество
публикаций, перечень их авторов и распределение
по регионам или рубрикаторам научных
журналов и т.п.) и ставится задача получения
совокупности количественных характеристик
для оценки того или иного события или
явления в психологии (в том числе о продуктивности
ученого, научной эффективности или динамике
исследуемых объектов: ученых, научных
коллективов, отдельных публикаций или
научных направлений); 2) когда выявляются
связи, зависимости, корреляции между
объектами в целях определения структурной
(качественной) картины состояния психологической
науки или ее отраслей в конкретный период.
Библиометрический метод реализуется
в форме методики библиографического
сочетания, направленного на выявление
взаимосвязи между двумя публикациями
по числу общих цитируемых работ, и методики
коцитирования, основанной на изучении
связи между публикациями по общим цитируемым
работам. Иногда показатели, вычисляемые
с помощью данных методик, называют обобщенно
как индексы-цитирования.
Метод
источниковедческого анализа направлен на изучение документальной
основы историко-психологических исследований.
В его основе лежит идея о том, что любой
исторический факт, лишенный пространственно-временных
координат и вырванный тем самым из своих
структурно-генетических связей, не только
теряет свой исторический характер, но
вообще перестает существовать как факт.
При использовании данного метода в конкретных
историко-психологических исследованиях,
как правило, наиболее широкое распространение
получает комплексная методика интерпретации
и критики источника (включающая в себя:
точную датировку, установление подлинности
источника; пространственную локализацию
исторических фактов и событий упоминаемых
в нем; идентификацию авторства и лиц,
упоминаемых в источнике; установление
тождественности используемой в нем лексики
с современным языком, выявление логических
и содержательных связей между положениями
источника и другими данными и сведениями
на эту тему и т.д.). Особое значение данный
метод приобретает при работе с архивными
и неопубликованными источниками по истории
психологии.
Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых.
Метод интервью —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между интервьюером и субъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.