Методы обучения в специальной школе. Определение и классификация методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:30, доклад

Описание работы

Совокупность методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
Наиболее простая классификация методов - по методам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать логике рассуждений, понять излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести.

Файлы: 1 файл

Методы обучения в специальной школе.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Методы обучения в специальной школе. Определение  и классификация методов обучения

 Совокупность методов  обучения - это путь познания окружающей  действительности, который предлагается  детям. Путь, который определяет  характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.

Наиболее простая классификация  методов - по методам работы учителя  и ученика. К первой группе относятся  способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать логике рассуждений, понять излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести.

Ко второй группе относятся  способы учения: упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, контрольные работы.

Существует много других классификаций методов обучения. Но в настоящее время в педагогике распространена классификация по характеру познавательной деятельности:

словесные (рассказ, описание и объяснение, беседа.)

наглядные

практические ().

словесными методами являются: Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе.Оно является основной формой общения учителя с учениками.

В связи с этим к  устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований

·         учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;

·        должен быть изложен в определенной системе и последовательности;

·         изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;

·         излагаемый материал должен быть близким и интересным для учащихся(т.е. следунт приводить примеры из жизни).

·         устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;

·         изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.

 

Среди учащихся специальной  школы велико количество детей с  различными дефектами речи. Поэтому каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи.

Усвоение учебного материала  обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик выключается из работы.

Речь учителя должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна, с покойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски. Поэтому учителю необходимо проводить специальную обработку текста учебника с целью наиболее полной его адаптации к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.

Речь учителя специальной школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления - это обязательное требование к речи учителя, так как в условиях специальной школы она является еще и средством коррекции мышления умственно отсталых учащихся.

 

Характеристика  отдельных методов обучения

Одним из основных методов  обучения в специальной школе является рассказ - словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.

К рассказу в специальной  школе предъявляются следующие  требования.

  • Определенность темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения объединяются одной общей темой.
  • Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным дляпонимания.
  • Четкость структуры. Рассказ должен иметь: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финал.

 

Объяснение - метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства, которые предполагают:

 

·         постановку познавательной задачи,

·         строгий, тщательный подбор фактического материала;

·         определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы

·         использование  иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);

·         формулировку выводов;

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем  постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания  трудных мест («Саша, как ты понял  то, что я сейчас сказала?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказала»). Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.

 

Беседа - как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.

Главное требование к  использованию этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет  разговора.

Искусство правильно задавать вопросы - это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников. Задавая вопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов.

Вопрос должен ставиться  перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простое  правило в специальной школе  особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда  они знают, что каждый из них может  быть вызван учителем для ответа.

Каждый вопрос должен быть точно, четко и правильно  сформулирован и понятен учащимся.

Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания.

Индивидуализация при  обучении умственно отсталых детей  требует и индивидуализации в  постановке вопросов. Например, ученику с достаточно выраженными дефектами речи необходимо поставить вопрос таким образом, чтобы он смог оформить ответ на него как можно короче или же ответить в виде показа картинки, предмета и т. п. Требование индивидуализации вопроса ни в коей мере не противоречит требованию задавать вопрос фронтально, всему классу. Индивидуализация в данном случае будет проявляться в выборе ученика для ответа и индивидуальной оценке.

 

Работа учащихся с учебником, книгой - является одним из действенных методов овладения учебным материалом.

Основное внимание при использовании  этого метода уделяется следующим  требованиям:

·         каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; - учитель  должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ограничиваться только указанием на страницу.

·         учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

 

Метод демонстрации - позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений.

Демонстрация объекта может  предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче.

К демонстрации как методу в специальной  школе можно предъявить следующие  общие требования:

·       объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

·         учитывая особенности внимания умственно  отсталых детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое  пособие и после объяснения его  убирать, ни в коем случае нельзя допускать  предварительного осмотра экспозиции;

·         словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;

·         необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном  для них уровне могли формулировать  итоги наблюдений.

 

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе - это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы.

Второй вид лабораторных работ - это подтверждение сформулированных учителем правил, положений, выводов.

 Экскурсии - это довольно распространенный метод обучения в специальной школе. Дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.


Информация о работе Методы обучения в специальной школе. Определение и классификация методов обучения