Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:30, доклад
Совокупность методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
Наиболее простая классификация методов - по методам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать логике рассуждений, понять излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести.
Методы обучения
в специальной школе. Определение
и классификация методов
Совокупность методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
Наиболее простая
Ко второй группе относятся способы учения: упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, контрольные работы.
Существует много других
классификаций методов
словесные (рассказ, описание и объяснение, беседа.)
наглядные
практические ().
словесными методами являются: Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе.Оно является основной формой общения учителя с учениками.
В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований
· учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;
· должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
· изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;
· излагаемый материал должен быть близким и интересным для учащихся(т.е. следунт приводить примеры из жизни).
· устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
· изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.
Среди учащихся специальной школы велико количество детей с различными дефектами речи. Поэтому каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи.
Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик выключается из работы.
Речь учителя должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна, с покойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски. Поэтому учителю необходимо проводить специальную обработку текста учебника с целью наиболее полной его адаптации к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
Речь учителя специальной школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления - это обязательное требование к речи учителя, так как в условиях специальной школы она является еще и средством коррекции мышления умственно отсталых учащихся.
Характеристика отдельных методов обучения
Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ - словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.
К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования.
Объяснение - метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства, которые предполагают:
· постановку познавательной задачи,
· строгий, тщательный подбор фактического материала;
· определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы
· использование иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);
· формулировку выводов;
Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказала?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказала»). Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа - как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.
Главное требование к использованию этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Искусство правильно задавать вопросы - это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников. Задавая вопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов.
Вопрос должен ставиться перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простое правило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда они знают, что каждый из них может быть вызван учителем для ответа.
Каждый вопрос должен
быть точно, четко и правильно
сформулирован и понятен
Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания.
Индивидуализация при обучении умственно отсталых детей требует и индивидуализации в постановке вопросов. Например, ученику с достаточно выраженными дефектами речи необходимо поставить вопрос таким образом, чтобы он смог оформить ответ на него как можно короче или же ответить в виде показа картинки, предмета и т. п. Требование индивидуализации вопроса ни в коей мере не противоречит требованию задавать вопрос фронтально, всему классу. Индивидуализация в данном случае будет проявляться в выборе ученика для ответа и индивидуальной оценке.
Работа учащихся с учебником, книгой - является одним из действенных методов овладения учебным материалом.
Основное внимание при использовании этого метода уделяется следующим требованиям:
· каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; - учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ограничиваться только указанием на страницу.
· учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.
Метод демонстрации - позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений.
Демонстрация объекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче.
К демонстрации как методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:
· объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;
· учитывая особенности внимания умственно отсталых детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;
· словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;
· необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулировать итоги наблюдений.
Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе - это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.
Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы.
Второй вид лабораторных работ
- это подтверждение
Экскурсии - это довольно распространенный метод обучения в специальной школе. Дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.