Методы психофизиологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Целью в данной работе является исследование методов как основных элементов психофизиологических исследований. Для того чтобы исследовать методы были поставлены некоторые задачи:
1. Определить понятие методов психофизиологических исследований.
2. Выявить группы методов психофизиологических исследований.
3. Описать основные прямые методы психофизиологических исследований.
4. Описать основные непрямые методы психофизиологических исследований.

Файлы: 1 файл

Контр. по психофизиол. проф. деят.1.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Электроокулография — метод регистрации движения глаз, основанный на графической регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц. У человека передний полюс глаза электрически положителен, а задний отрицателен, поэтому существует разность потенциалов между дном глаза и роговицей, которую можно измерить. При повороте глаза положение полюсов меняется, возникающая при этом разность потенциалов характеризует направление, амплитуду и скорость движения глаза. Это изменение, зарегистрированное графически, носит название электроокулограммы. Однако микродвижения глаз с помощью этого метода не регистрируются, для их регистрации разработаны другие приемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Детектор лжи

Детектор лжи — условное название прибора полиграфа, одновременно регистрирующего комплекс физиологических показателей (КГР, ЭЭГ, плетизмограмму и др.) с целью выявить динамику эмоционального напряжения. С человеком, проходящем обследование на полиграфе, проводят собеседование, в ходе которого наряду с нейтральными задают вопросы, составляющие предмет специальной заинтересованности. По характеру физиологических реакций, сопровождающих ответы на разные вопросы, можно судить об эмоциональной реактивности человека и в какой-то мере о степени его искренности в данной ситуации. Поскольку в большинстве случаев специально необученный человек не контролирует свои вегетативные реакции, детектор лжи дает по некоторым оценкам до 71% случаев обнаружения обмана.

          Следует иметь в виду, однако, что сама процедура собеседования  (допроса) может быть настолько  неприятна для человека, что возникающие  по ходу физиологические сдвиги  будут отражать эмоциональную  реакцию человека на процедуру.  Отличить спровоцированные процедурой  тестирования эмоции от эмоций, вызванных целевыми вопросам, невозможно. В то же время человек, обладающий высокой эмоциональной стабильностью, сможет относительно спокойно чувствовать себя в этой ситуации, и его вегетативные реакции не дадут твердых основания для вынесения однозначного суждения. По этой причине к результатам, полученным с помощью детектора лжи, нужно относиться с должной мерой критичности.

Заключение

Приведенные в данной контрольной  работе материалы свидетельствуют  о большом разнообразии и разноуровневости психофизиологических методов.

В идеале выбор физиологических  методик и показателей должен логически вытекать из принятого  исследователем методологического  подхода и целей, поставленных перед  экспериментом. Однако на практике нередко  исходят из других соображений, например, доступности приборов и легкости обработки экспериментальных данных.

Более весомыми представляются аргументы в пользу выбора методик, если извлекаемые с их помощью  показатели получают логически непротиворечивое содержательное толкование в контексте  изучаемой психологической или  психофизиологической модели.

В результате проделанной  работы была достигнута цель и выполнены  задачи, поставленные на начальном  этапе выполнения контрольной работы. Были определены основные понятия и  получены ответы на основные вопросы  по методам психофизиологических исследований. Представлены систематика, способы  регистрации и значение физиологических  показателей, связанных с психической  деятельностью человека. А так  же был сделан вывод о значимости данных методов. Подводя итог, можно  сказать, что в работе удалось  раскрыть заданную тему.

 

 

 

 

 

 

 

Список нормативных  правовых актов и литературы.

  1. Александров Ю.И. Психофизиология: учебник / под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
  2. Буреш Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Д.П. Хьюстон - М.: Высшая школа, 1991. – 400с.
  3. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований / Д.И. Дубровский // Психологический журнал. - 1990. - Т.11, № 6. - С. 3-15.
  4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
  5. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие / В. М. Смирнов, Д. С. Свешников, В. Н. Яковлев. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
  6. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар.-соц. специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 463 с.

 

 

 

 


Информация о работе Методы психофизиологических исследований