Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:42, контрольная работа
Цель контрольной работы: Изучить методы психофизилогических исследований.
Задачи контрольной работы: 1. Изучить понятие, задачи и область исследования психофизиологии.
Изучить методы психофизиологических исследований.
Определить ключевые проблемы психологии и психофизиология.
Введение
3
Психофизиология: понятие, задачи и область исследования …………
5
2. Методы психофизиологических исследований …………………………….....
7
3. Ключевые проблемы психологии и психофизиология ……………………….
10
Заключение ……………………………………………………………………
12
Список используемой литературы …………………………………………..
14
оренбургский филиал
образовательного учреждения профсоюзов
высшего профессионального образования
«академия труда и социальных отношений»
Факультет: заочный
Специальность: «Управление персоналом»
Кафедра экономики и управления
контрольная работа
по предмету: «Психофизиология»
на тему: «Методы психофизиологических исследоваввний»
Выполнила: студентка группы 32 «У» Александрова Е.С.
Проверил: старший преподаватель кафедры Мажаров Р.А.
Оренбург, 2014 г.
содержание
Введение |
3 |
|
5 |
2. Методы психофизиологических исследований ……………………………..... |
7 |
3. Ключевые проблемы психологии и психофизиология ………………………. |
10 |
Заключение …………………………………………………………………… |
12 |
Список используемой литературы ………………………………………….. |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнанного определения психофизиологии нет. В литературе встречаются несколько подходов к определению этой дисциплины: по предмету исследования, проблемам (задачам) и методам исследования. Наиболее часто встречаются определения в терминах предмета. В качестве рабочего здесь предлагается следующее: Психофизиология — это наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах психических явлений, о психогенезе.
Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. В ней можно также выделить раздел, связанный с изучением общих механизмов организации психических явлений, независимо от их формы и уровня. Имеется в виду то обстоятельство, что, строго говоря, вопрос о законах становления психического есть предмет психофизиологии, а не психологии. Для последней любое психическое явление представляется данным, уже «свершившимся фактом» и она имеет дело с готовым «продуктом».
Если говорить о психофизиологии в этом аспекте, то здесь можно выделить такую проблему, как описание законов становления психического, которые действуют не только в рамках психологии и психофизиологии, но распространимы на более широкий круг явлений природы (в биологии, химии, физике). Если исходить из того, что любое психическое явление можно рассматривать как некоторое целое, то нужно изучать законы становления целого, диапазон допустимых изменений целого, соотношение элементов с целым и их между собой, а также то, как все это обеспечено анатомически и физиологически.
Цель контрольной работы: Изучить методы психофизилогических исследований.
Задачи контрольной работы: 1. Изучить понятие, задачи и область исследования психофизиологии.
Психофизиология — это наука о нервных механизмах психики. И название, и предмет этой науки отражают единство психики и ее нейрофизиологического субстрата. Для психологии в данном случае важно то, что о неуловимых движениях нашей души, об идеальном мире нашей психики (как сознательной ее сферы, так и бессознательной) можно судить на основании наблюдения и четкой регистрации вполне материальных физиологических явлений.
С одной стороны, эти явления выступают объяснительным принципом психических явлений, о чем говорилось при обсуждении проблем интерпретации результатов исследования. С другой стороны, что с методической точки зрения еще важнее, физиологические явления могут служить объективными индикаторами психических явлений, поскольку являются их материальными коррелятами.
С древнейших времен по физиологическим изменениям у человека судили о его психологическом состоянии. Например, покраснение лица сигнализирует о смущении или стыде, побледнение — о гневе или страхе, учащенное дыхание — о возбуждении и т. д. Причем считается, что физиологические показатели — более верное свидетельство, чем слова. «Чем энергичнее молодая леди отрицает свое смущение, тем больше в нем убеждается ее собеседник».
Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.
Психофизиология включает несколько областей исследования:
Классификацию методов исследования, применяемых в психофизиологии, можно увязать с изучением деятельности основных отделов нервной системы.
Для изучения центральной нервной системы применяют методы непосредственного раздражения коры мозга (электрического, химического), методы непрямой стимуляции коры (метод условных рефлексов, метод вызванных потенциалов, метод навязывания ритмов), метод вживленных электродов, применение фармакологических средств, исследование спонтанной биоэлектрической активности, изучение сенсомоторных реакций, методы реографии и компьютерной томографии, и т.п. Сюда же следует отнести такие методы, как клиническое наблюдение (для животных это метод выключения, разрушения определенных участков мозга с целью последующего наблюдения за изменившимся поведением), метод «расщепленного мозга», метод электросудорожной терапии, лоботомия.
Для изучения вегетативной нервной системы обычно используются такие методы, как регистрация кожно-гальванической реакции (КГР), изучение деятельности сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем. Используются также электрокардиография (ЭКГ), пневмография, спирометрия, оксигемометрия. Важными методами являются также плетизмография, термография, определение электрокожного порога, и т.п.
Изучение деятельности двигательной нервной системы производится с помощью таких методов, как исследование общей двигательной активности путем наблюдения за пантомимикой, изучение спонтанной мышечной активности, тремометрия, изучение графических движений, изучение скоростно-силовых параметров движений (мышечный тонус, динамометрия, измерение времени простой сенсомоторной и дизъюнктивной реакции, определение реакций на движущийся объект, теппинг-тест), электромиография.
При проведении психофизиологического исследования важно отдавать себе отчет в том, для чего все это делается, соответствуют ли применяемые методы поставленной цели, как полученные данные будут впоследствии интерпретироваться, т.е. речь идет об учете методологических аспектов психофизиологического исследования. В общих чертах исследование в психофизиологии организовано так же, как и в любой другой экспериментальной науке, и в нем можно выделить такие этапы, как постановка проблемы, выбор «опорной» концепции, планирование, собственно эксперимент, обработка, интерпретация и формулировка выводов, включение полученных данных в общенаучную систему знаний. В то же время следует помнить, что применяемые физиологические методы исследования для психолога не являются самоцелью, а служат только индикатором некоторого скрытого, недоступного прямому наблюдению психического явления. Заметим, что с недоступными прямому наблюдению объектами имеют дело не только психологи. С такими же ситуациями сталкиваются физики или химики с их микрочастицами или биологи, изучающие клетки или гены.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые из них:
Электрофизиологические методы изучения органических функций, основываются на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Чаще всего используется регистрация биотоков мозга.
Отражение психофизиологических процессов в динамике ЭЭГ. Частотно-амплитудные изменения электрической активности в связи с:
1) активацией внимания - блокада ?-ритма, возрастание ?-ритма, изменение уровня ассиметрии фаз колебания, концентрация внимания, глубокая депрессия биопотенциалов;
2)Эмоциональным состоянием - нет единой точки зрения; тревога слабая - усиление 2 ритма, усиление тревоги - десинхронизация основного ритма ЭЭГ, отрицательные эмоции - усиление теста активности, положительные эмоции - ослабление теста активности.
«Волна ожидания». Изменение психофизиологического состояния отражается на электрофизиологических показателях; высокая эмоциональная напряженность - повышение амплитуды волны; неустойчивое внимание - снижение амплитуды волны.
Исследование медленных электрических процессов мозга (МЭП). При бурных эмоциях - резкое изменение.
Изучение динамики наличного кислорода (коры и глубоких структур мозга), т.е. переменное давление в структурах мозга.
КГР (кожно-гальваническая реакция). Относится к показателям изменения внимания и эмоций. Феномен Краснова - эффект изменения разности потенциалов сопротивления кожи в связи с ориентировочной реакцией и эмоциями.
Проблемы, решаемые психофизиологией, хорошо видны в свете так называемых ключевых проблем психологии:
1. Психофизическая проблема — место психического в природе, соотношение психического и физического;
2. Психофизиологическая проблема — соотношение психических и физиологических (нервных) процессов: существует ли нервный субстрат психического;
3. Психогностическая проблема — познаваемость вещей и явлений с помощью психики (насколько адекватно отражает психика окружающую среду, каковы механизмы отражения);
4. Психосоциальная — каково соотношение между индивидуальными и социальными (групповыми) психическими явлениями). Здесь связь с психофизиологией заключается в том, что процесс происхождения индивидуальных и групповых психических явлений подчиняется одним и тем же законам.
Уже в самом названии психофизиологии можно увидеть две сферы, с которыми имеет дело эта наука — сфера психического и сфера физиологического, т.е. речь идет о взаимоотношении психического и физиологического. Психофизиологическую проблему наука (в первую очередь, философия) пыталась решить достаточно давно.
Важной является также проблема границ между психическим и физиологическим. Обычно считается интуитивно ясным, что это граница между раздражением и ощущением. Но это не так. На сегодняшний день можно говорить о таких границах:
1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;
2. Физиологические реакции — психическое состояние;
3. Движения — действие;
4. Свойства нервной системы — темперамент;
5. Задатки — способности.
Информация о работе Методы психофизиологических исследоваввний